К 175-летию ювелирного дома Фаберже: шедевры великого мастера

Империя Фаберже

К 175-летию ювелирного дома Фаберже: шедевры великого мастера

1900 год. Пасхальные императорские яйца и копии царских регалий, представленные Фаберже в Париже на Всемирной выставке, покорили европейцев. Экспонаты выставлялись вне конкурса, поскольку глава фирмы был членом жюри.

От французского правительства российский мастер получил звание Почетного Легиона и мэтра от парижской гильдии ювелиров.

Поставщик Высочайшего Двора России, короля Швеции и Норвегии, обладатель нескольких золотых медалей, высочайших наград теперь получил признание Европы.

После этого, имея филиалы в Москве, Одессе, Киеве, он откроет в 1903 г. магазин в Лондоне, где на протяжении десяти лет изделий будет продано более 10 тысяч. Его фирма с 1906 г. станет единственной в Сиаме (Тайланд), а сам мэтр — придворным ювелиром и эмальером короля Сиамского. В 1910 г. маэстро станет придворным ювелиром в России, приняв звание от Николая II.

В том же году будет закончен четырехэтажный особняк на Большой Морской улице. Построенный всего за год он обойдется в полмиллиона рублей золотом. Отцовский дом стал мал для ведения бизнеса.

Новое здание превратилось в центр фирмы. Первый этаж занял великолепный магазин. Он стал модным местом Петербурга.

С четырех до пяти, после обеда, здесь собиралась питерская знать, чтобы посплетничать и обменяться новостями, сделав новые заказы.

Второй этаж и дворовые корпуса были заняты под мастерские с современнейшим техническим оборудованием. В это время здесь трудилось около 600 работников.

Мастерские работали с семи утра и до одиннадцати вечера, даже по воскресеньям. Поток заказов был огромен и не иссякал.

По скромным подсчетам, Фаберже, за время своей деятельности, создал около 120 тысяч уникальных ювелирных изделий ручной работы. Такое было под силу только массовым производствам.

Начало

В подвале улицы Большая Морская, на которой обитали питерские золотых и серебряных дел мастера, в 1842 г. открыл свою мастерскую и магазинчик Густав Петрович Фаберже.

Он недавно переселился с женой из Перново (Пярну, Эстония), год назад закончив обучение и став ювелирных дел мастером.

Спустя четыре года родился старший сын Петр-Карл, который за 45 лет управления фамильным предприятием станет одним из искуснейших мировых ювелиров и непревзойденным русским мастером.

Отцовское дело развивались удачно. Вскоре после открытия магазин занял сначала первый этаж здания, а затем семье стал принадлежать весь дом.

Густав Петрович был состоятелен дать сыновьям Карлу и Агафону лучшее европейское ювелирное образование.

Карл, как будущий преемник делопроизводства, окончил Дрезденскую торговую школу, Парижский коммерческий колледж и практиковался у лучшего немецкого ювелира Йозефа Фридмана.

Вернувшись домой, 24-летний Карл стал трудиться в семейной мастерской. Кроме этого, он оказывал бесплатную помощь Эрмитажу в оценке драгоценностей, ремонтных и реставрационных работах ювелирных изделий. Основатель фирмы к этому времени удалился от дел, перебравшись в Дрезден, а делами управлял заведующий Зайончковский. С 1872 г. Карл в возрасте 26 лет возглавил дело отца.

Он оставался оценщиком и реставратором Эрмитажа, в хранилищах которого находилась коллекция керченских золотых украшений, найденная на крымских раскопках.

Для ювелиров оставалась загадкой техника мастеров четвертого века до н. э. Не удавалось понять, как припаяны тонкая золотая нить и едва заметная мелкая зернь, чтобы при этом припоем не был залит декор.

Эту загадку раскрыл Карл с Агафоном. Тайна скифских мастеров стала секретом фирмы Фаберже.

К московской выставке 1882 г. Петром-Карлом, его братом, лучшим мастером Эриком Коллином и несколькими работниками была создана точная копия ювелирных керченских изделий. Над шейным украшением этой коллекции 120 дней работали семь умельцев.

Экспозиция копий скифского клада, до этого просто успешному дому Фаберже, принесла восхищение посетителей и жюри, золотую медаль, известность. На выставке присутствовал император с супругой, которых заворожили произведения реставратора Эрмитажа.

Но небывалый успех и внимание царского двора преподнесли предприятию Фаберже подарочные пасхальные яйца, что стали символом и особенностью фирмы.

История пасхальных яиц

Перед Пасхой 1885 г., пребывая с семьей в Гатчине, Александр III получил от своего брата письмо. В нем описывалось драгоценное яичко с сюрпризом, выставленное Фаберже на продажу. Цена была 4151 рубль, что равнялось приблизительно десятой части стоимости целого дома в центре Петербурга.

Но богатых людей в России, готовых купить великолепную безделицу в канун Пасхи, хватало. Царь, поощрявший русских зодчих, велел тотчас приобрести искусную поделку для пасхального сувенира императрице Марии Федоровне. C 1885 г.

Карл Густавович удостоился звания Поставщика Высочайшего Двора, что дозволяло на изделиях и вывесках магазинов ставить Российский герб. С тех пор Царский дом ежегодно с нетерпением ждал от искусника пасхальный сувенир с сюрпризом.

Эту традицию после смерти Александра III продолжил Николай II, заказывая два подарка — для супруги и матери. Подарочные яйца Фаберже и их содержимое с каждым годом становились все изощреннее. А с 1900 г. сюрпризы стали заводными.

Первое яйцо, купленное императором, было исполнено ювелиром высочайшего уровня Михаилом Перхиным. Он имел право рядом с клеймом Фаберже ставить свое. В его мастерской, впоследствии, выполнялись все заказы на императорские пасхальные яйца, вплоть до смерти мастера. С 1903 г. его место занял Генрих Вигстрем, умелец такого же класса.

На протяжении тридцати лет Карл Густавович создал императорской семье свыше 50-ти подарочных яиц. Кроме них известно только о тринадцати изделиях того же уровня, на изготовление которых уходило по несколько месяцев.

Десять яиц было изготовлено для богатейшей купчихи Базановой (Кельх в замужестве), которая, выехав из России до революции, вывезла в Париж все свои ювелирные изделия от Фаберже.

По одному подобному произведению было изготовлено для княгини Юсуповой, герцогини Мальборо, одно заказал Альфред Нобель для своего племянника.

Одно из первых яиц-сюрпризов
К.Фаберже

Яйцо «Гатчинский дворец»
1901 г. Ювелир М. Перхин

Мастера и изделия

С 90-х годов работает камнерезная мастерская (лучший мастер Петр Дербышев).

Карл Густавович не первый ювелир, который занимался фигурками людей, животных, растений, но первый, кто начал сочетать неблагородные и благородные металлы, камни полудрагоценные и драгоценные, эмаль, жемчуг, горный хрусталь.

Резные животные напоминали нецке (у мэтра имелась коллекция), но были настолько искусны, словно окаменели в момент движения. Из самоцветов выполнялись мастерами Фаберже аксессуары: пеналы для очков, набалдашники тростей, ножи для разрезания бумаги, много другого.

Яйцо с колоннадой, выполненное из цветного золота и платины покрытое эмалью и бриллиантами. 1905 г. Ювелир Генрих Вигстрем

Любимыми произведениями маэстро были цветы, сделанные столь реалистично, что не верилось, будто это камень и металл. Вазы Фаберже из горного хрусталя, которые удерживали ветки, казались наполненными настоящей водой.

Наибольшая коллекция растений мэтра принадлежит Британскому Королевскому семейству.

Александра Датская, супруга английского короля Эдуарда VII и сестра императрицы Марии Федоровны, прикупила в свое время немало вещиц у Фаберже, в том числе и двадцать растительных композиций.

Золотая корзинка с ландышами
1901 год

Ведущим специалистом обработки драгоценных камней и металлов был А. В. Хольфстрем, который руководил мастерской. С 1903 г. его сменил сын Альфред. Поскольку лучшие умельцы работали на предприятии постоянно, а на смену им часто приходили их сыновья, многие технические секреты фирмы не ушли за ее пределы.

Ковш. Витражная эмаль.
Ф.Рюккерт

По эскизам своих художников для форм и росписей, фарфор Фаберже заказывал в Мейсене и Лиможе. На изделиях стояло два клейма: фарфорового завода и ювелирной фирмы. Статуэтки, столовые аксессуары, обеденные, кофейные, чайные сервизы Фаберже нередко в мастерских дополнялись золотом, серебром, камнями, слоновой костью.

Работа с эмалями крайне сложна. Главный специалист Николай Петров сумел добиться более 20 тысяч различных оттеночных цветов. Третий сын Фаберже Александр ездил в Париж изучать опыт европейских эмальеров. Оказалось, что их умение значительно уступает изяществу, разнообразию цвета и легкости российских мастеров.

На столовые приборы Фаберже из серебра спрос был необыкновенный. Кроме мастерской в Питере, с 1887 г. открылось московское отделение, где изготавливались сервизы и настольные украшения из серебра. Сын Александр заведовал фабрикой. Лучшим мастером был Юлий Раппорт.

Он добился невероятной виртуозности с этим, любимым ювелирами, металлом. В серебро же оправлял Фаберже хрусталь и стекло. Прозрачные кувшины, бокалы, пуншницы, фруктовницы, салатники Фаберже умельцы дополняли серебряными лапами, крыльями, головами, птиц и животных.

Запрет в России на курение в общественных местах и на улице действовал до середины XIX в. После отмены закона сразу же в моду вошли портсигары и мундштуки. Лучшими были портсигары от Фаберже.

Ими занимались портсигарщики-монтировщики, делавшие еще и коробки, шкатулки, табакерки. Изделия столь тонкой работы, что не всегда можно было найти линию, разделяющую крышку с корпусом, и непонятно, где шарниры, а где петли.

Механизм, открывавший крышку, порой мог найти только владелец.

В художественных мастерских работали 14 постоянных талантливых художников.

Среди них миниатюристы Якобсон, Соломенко, Зуев, скульпторы Савицкий, Гринберг (ученик Родена), Илинская-Андреолетти, Луиджи Буцци. Их годовой заработок составлял по 6–10 тысяч рублей.

Работать приходилось сверхурочно даже по ночам, фирму редко кто покидал. Великий мастер сотрудничал с Бенуа, Серовым, Шехтелем, Крыжицким.

Граверы, чеканщики, а в каждой мастерской закрепщики, токари, гильешеры, шлифовальщики трудились более 12 часов ежедневно. Только 29 человек занималось изготовлением упаковок для украшений.

Карл Густавович рассматривал внимательно каждый проект, а все этапы самых сложных и дорогих заказов контролировал лично. Любые стадии работ выполнялись только специалистами. Все изделия Фаберже неизменно были качественными и уникальными.

Закат

В 1915-1916 гг., в армию призвана была большая часть лучших специалистов предприятия. Московское отделение производило гранаты и гильзы, а не серебряные изделия. Доставка материалов усложнилась. Но двор и заказчики ждали новых произведений.

Фирма продолжала некоторое время работать после революции. Но в конце 1918 г. Карл Густавович Фаберже семидесяти лет эмигрировал в Швейцарию, закрыв свой особняк на Большой Морской улице.

Он покидал Россию, сыновей и дело всей жизни, мечтая вернуться домой, но скончался через три года в Лозанне, не увидев больше родины.

Уезжал маэстро с одним саквояжем в руках, и неизвестно, что случилось с его имуществом, оцененным более 45 миллионов рублей. Это последняя из загадок, оставленных искусным творцом.

Клейма Фаберже

Отличалась фирма великого мэтра многообразием клейм. Выделяются несколько вариантов оттисков.

Это могла быть буква «К», инициалы «КФ», полная фамилия «ФАБЕРЖЕ», с инициалом «К ФАБЕРЖЕ», инициал и фамилия с точкой между ними «К.ФАБЕРЖЕ».

Каждое из этих клейм могло находиться на изделиях центрального петербургского отделения. Оттиск «Faberge» латиницей, ставился на изделиях для европейских заказчиков и для лондонского филиала.

Кроме тогО известно множество подлинных произведений от Фаберже без наличия всяческого клейма по причине хрупкости материала или слишком тонкой работы. Каменные резные фигурки животных, людей и драгоценные композиции растений далеко не всегда имели клеймение.

Выбивая фирменный именник, имелся риск расколоть поделочный камень, из которого делались фигурки. Потому один из оттисков «ФАБЕРЖЕ», «КФ», «К», ставился на металлических деталях фигурок, если таковые имелись, но далеко не всегда. Чаще это было пробирное клеймо Петербурга и никогда не было изобилия оттисков и гербов. То же относится и к цветам.

Детали часто бывали столь мелкими и тонкими, что не только клеймо, но инициалы ставить было негде.

С 1885 г. на изделиях стал появляться государственный герб. Но в петербургских изделиях он в основном ставился на работах для императорского двора, семьи монарха, заказах, поступивших через Кабинет его Величества, для именитых гостей, высоких чиновников, на государственных заказах таких, как ордена и монаршие регалии.

Выдающиеся мастера имели право рядом с фирменным клеймом ставить свой именник. Таких мастеров, в общей сложности, было около двадцати.

Часто на изделии стоял оттиск мастера без клейма фирмы. Пуансоны мастеров приходили в негодность, каждый новый имел мельчайшие, вовсе не заметные отличия от предыдущего. Но именно микроскопические особенности именников мастеров позволяют уточнить, в какой период сделано изделие, а порой и их подлинность.

В открывшемся московском отделении с 1887 г. на клейме кириллицей была вытеснена фамилия владельца с инициалом «К.ФАБЕРЖЕ», с точкой или без нее, но с обязательным двуглавым орлом. В отличие от центрального отделения, на изделиях московской фабрики мастера свои именники не оставляли.

В 1924 г. Фаберже Александр и Евгений с несколькими, эмигрировавшими мастерами фирмы, в Париже открыли фирму «Faberge et Cie». Реставрировались и продавались изделия отца, реализовывались работы по собственным эскизам, заказывались в других мастерских фигурки животных в традициях Фаберже.

Группа проработала до середины пятидесятых годов, ставя оттиск «Faberge». Там же работал талантливый племянник Карла Фаберже, Федор Агафонович. Имея свой пуансон со старославянской буквой фита «ϴ», он ставил его и клеймо «ФАБЕРЖЕ» на свои изделия.

Правда, предприимчивые антиквары, стирая именник Федора, продавали эти произведения, как работы К. Фаберже позднего периода.

Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/imperiya-faberzhe/

Гордость Российской империи: экспонаты и тайны ювелирного дома Фаберже

Гордость Российской империи: экспонаты и тайны ювелирного дома Фаберже

Анастасия Мельникова, обозреватель МИА «Россия сегодня»

На этой неделе отмечается 170-летний юбилей российского ювелира Петра Карла (Карла Густавовича) Фаберже. Ювелирный дом был основан в 1842 году его отцом Густавом, сейчас это один из самых известных российских брэндов в мире (лучше знают, наверное, только водку и пулеметы) и точно – самый роскошный.

«Яйца Фаберже» — фактически символ богатства императорского дома России. Красота, великолепие, изящество – это всё о Фаберже и его творениях. А еще – талант и мастерство, традиции и смелые приемы, удивительные коллекции, со многими экспонатами которых связаны легенды и тайны.

Некоторые из драгоценностей Фаберже утрачены или украдены: большевики национализировали производство и имущество семьи ювелиров, детям Карла Фаберже удалось спасти лишь некоторые экспонаты. Драматические события революции 1917 года заставили фирму Фаберже закрыться в 1918 году.

Сам Петер Карл Фаберже уехал в Ригу, а оттуда в Германию, где заболел, тосковал по родине. Летом 1920 года жена и старший сын перевезли его в Лозанну (Швейцария). 24 сентября 1920 года Петер Карл Фаберже скончался (похоронен в Канне, Франция).

Многие из шедевров задешево, если не за бесценок, революционные власти продавали сначала в петербургских магазинах, затем —  через Контору «Антиквариат» (советскую внешнеторговую организацию).

Большая часть ювелирных изделий Фаберже попала в Европу и США, осела в частных коллекциях.

Точные данные об объемах и адресатах постреволюционных продаж неизвестны, уникальные экспонаты продавались буквально «на вес».

До сих пор, к примеру, неизвестно местонахождение «Курочки с сапфировым кулоном»  — второго экспоната из серии Императорских пасхальных подарков (по описанию из Госархива СССР, это была «курица из золота и бриллиантов, вынимающая из лукошка сапфировое яйцо»). Всего было создано около 70 яиц, из них более пятидесяти – императорские.

Самое первое яйцо («Курочка») было сделано в 1885 году по заказу императора Александра III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны.

Снаружи оно выглядит, как обычное белое яйцо, покрыто имитирующей скорлупу эмалью, а внутри – золотой «желток», в нем – курочка из цветного золота, в ней спрятаны небольшая копия императорской короны с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном. Пасхальные подарки от Фаберже с тех пор стали традицией.

Следующий император Николай II на каждую весну заказывал уже по два драгоценных яйца: одно – для матери Марии Фёдоровны, второе — супруге Александре Фёдоровне.

Первое яйцо, подаренное новой императрице, называлось «Яйцо с бутоном розы». Внутри его сюрприз — желтая роза в память о родине Александры Федоровны — Дармштадте, гордившемся своими цветами. Внутри цветка были корона и кулон (утеряны).

Сейчас и «Курочка», и «Яйцо с бутоном розы» находятся в негосударственном Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Они, как и семь других императорских яиц, а также около 250 других изделий Фаберже, были выставлены в 2004 году на аукционе Sotheby’s наследниками издателя журнала Forbes Малкольма Форбса. Всю коллекцию тогда неожиданно выкупил российский миллиардер Виктор Вексельберг.

Сообщалось, что на эту коллекцию Форбса было потрачено более $350 млн.

Самый дорогой экспонат от ювелирного дома Фаберже

Утерянными или украденными сейчас считаются императорские пасхальные яйца «Херувим и колесница», «Несессер», «Датский юбилей», «Памятное Александра III». До недавнего времени вообще ничего не было известно еще об одном уникальном изделии Фаберже.

Яйцо-часы Ротшильда было создано в 1902 году главным мастером дома Фаберже Михаилом Перхиным. Более 100 лет оно находилось в частной коллекции миллиардеров.

Считалось, что даже в начале прошлого века «яйцо Ротшильда» стоило во много раз дороже, чем императорские пасхальные яйца. Это яйцо было приобретено у ювелирного дома Фаберже семьей Эфрусси. В 1905 году Беатриса Эфрусси преподнесла это яйцо в качестве подарка на помолвку Жермены Хальфен и своего младшего брата, барона Эдуарда Ротшильда.

Внутри яйца – петушок из драгоценных камней. Каждый час он появляется, расправляет крылья, взмахивает ими четыре раза, затем три раза кланяется своей головкой, раскрывает клюв и поет. Всё это длится 15 секунд, после чего колокольчик отбивает часовые удары.

Само яйцо покрыто розовой эмалью и декорировано гильоше (особый узор на поверхности, когда металл покрывается бороздками, создающими игру света и тени).

На аукционе Christie’s в Лондоне было продано яйцо Фаберже (The Rothschild Fabergé Egg) за рекордную сумму в 9,2 миллиона фунтов стерлингов (18,5 миллиона долларов).

Покупатель – российский коллекционер  Александр Иванов. Некоторое время оно хранилось в экспозиции музея Фаберже, в Баден-Бадене. А в 2014 году было преподнесено в дар Государственному Эрмитажу.

Георгиевская ленточка на пасхальном яйце

В коллекции Вексельберга, находящейся сейчас в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, есть особенное пасхальное яйцо – «Орден Святого Георгия». Оно было создано к весне 1916 года по заказу императора Николая II в подарок своей матери, Марии Фёдоровне.

Это было последнее яйцо, преподнесённое вдовствующей императрице, и единственное, которое она смогла вывезти за границу. После смерти Марии Фёдоровны в 1928 году она перешло к её старшей дочери, Ксении, потом в 60-х — к сыну Ксении, Василию. Затем его купили представители компании Фаберже.

А с 1978 года яйцо «Орден Святого Георгия» находилось в коллекции «Форбс». И почти 100 лет спустя оно вернулось в Россию.

Во время Первой мировой войны дом Фаберже, помимо ювелирных изделий (которые по понятным причинам перестали на некоторое время пользоваться спросом), создавал и императорские подарки солдатам и офицерам.  Сам Карл Фаберже предложил царю неожиданные идеи подарков.

Династия Романовых традиционно одаривала своих подданных различными подарками, этот обычай соблюдался во время пребывания Николая II и великих князей в районе боевых действий.

Только теперь это были не жетоны или сосуды из серебра, а различные полезные изделия из меди и латуни – чайники, котелки, плошки, сковороды и другая утварь с императорской символикой. По замыслу Фаберже, это должно было вызывать у солдат понимание, что царь о них заботится, знает их насущные нужды.

Теперь эти изделия, как и драгоценности от ювелирного дома Фаберже, также являются редчайшим антиквариатом.

Источник: https://ria.ru/analytics/20160531/1441138779.html

Яйца Фаберже: достояние мира

Яйца Фаберже: достояние мира

    Знаете ли вы, что такое Яйца Фаберже? Как и из чего они создавались? Кто их автор? Какая судьба постигла прославленного ювелира и его семью? Где сейчас эти изысканные шедевры, ставшие символами России? Читайте об этом в статье.

    От слов «Яйца Фаберже» ювелиры приходят в восхищение, у коллекционеров перехватывает дыхание, а музеи с мировым именем мечтают пополнить ими свои коллекции.

Но для обычных людей эти слова означают великолепную роскошь, богатство и красоту.

Прославленные шедевры Дома Фаберже внесли большой вклад в мир эстетики, дали название виду ювелирных изделий и вошли в неофициальные списки символов России. Но много ли мы знаем о них?

    Яйца Фаберже – это 71 изысканное изделие, выполненные из дорогих материалов и инкрустированные драгоценными камнями. Работы принадлежат Карлу Фаберже и его ювелирам. Первый экземпляр под названием «Курочка» увидел мир в 1885 году, а работа над последним («Созвездие») была прервана Первой мировой войной в 1917-ом.

    Известно, что за этот промежуток времени ювелиры создали 71 уникальное яйцо, причём 52 из них принадлежали и были выполнены по заказу семьи Романовых. Но до сегодняшнего дня уцелело только 62, местонахождение остальных неизвестно.

Великий золотарь

    Создатель этих уникальных работ – Петер Карл Густавович Фаберже (1846 – 1920). Будущий золотарь родился в семье обрусевшего немца, имел французские и датские корни, жил и работал в столице Российской Империи Санкт-Петербурге.

Его отец владел ювелирной фирмой, основанной незадолго до рождения сына. Поэтому Карлу задумываться о роде своей деятельности не приходилось – он должен был стать золотых дел мастером и наследовать в будущем бизнес отца.

Обучение профессии Карл прошёл в Дрездене и Франкфурте, а уже в 1870-ом (ему тогда было 24 года) принял семейное предприятие в своё управление.

   12 лет активной деятельности фирмы не принесли большого признания Карлу Фаберже.

Но вот, после одной из выставок 1885 года его творения были замечены императором Николаем II: он приобрёл для своей жены маленькое пасхальное яичко «Курочка».

Оно представляет собой точную копию куриного яйца, покрытой белой эмалью с золотым горизонтальным разрезом посередине. Внутри него – золотой желток, в нём – несушка, а в ней – императорская корона с бриллиантами.

    Благодаря этой работе Фаберже удостоился покровительства императора, а его имя узнала вся Европа. Семья Романовых делала заказы ежегодно и дарила в подарок его изделия своим родственникам – августейшим особам всего Старого Света, а сам мастер не раз удостаивался зарубежных почётных званий, наград и орденов.

    Но его триумф, к сожалению, был недолог: с приходом большевистской власти фирма Фаберже была национализирована, драгоценности и изделия конфискованы, а некоторые из них распроданы за границу.

Сам Карл Фаберже, стараясь избежать ареста, был вынужден эмигрировать в Германию в 1918 году.

Оправиться от такого удара он не смог, и умер в Швейцарии два года спустя, предположительно от болезни сердца.

    Его четверо сыновей, имевших ювелирное образование, в разное время тоже покинули родину. Старший и третий сын, Евгений и Александр, эмигрировали в Париж, где работали в филиале своей фирмы. Второго сына Агафона постигла трудная судьба.

Отец несправедливо подозревал его в краже драгоценностей, и из-за этого скандала Агафон не мог покинуть родину с семьёй. В 1927 году он бежал в Финляндию, где в бедности прожил до 1951-ого.

Младший сын Николай ещё в 1906-ом уехал в Англию, где работал в местном филиале отцовской фирмы.

Работа над шедеврами

    Как же создавались эти восхитительные изделия? Первым делом стоит упомянуть, что Карл Фаберже работал не один – у него была интернациональная команда мастеров, художников, ювелиров и других специалистов. Все изделия коллекции созданы совместными усилиями всей команды.

    Сначала художники разрабатывали эскиз будущего шедевра. Затем мастера приготовляли материалы, а потом собирали их воедино. Иногда авторство на яйцо принадлежало одному мастеру, например, «Зимнее яйцо» разработала Альма Пиль, финская женщина ювелир. Создание каждого комплекта (подставка, само яйцо и сюрприз в нём) требовало около года скрупулёзной работы.

    Размер яиц часто повторяет натуральный, но иногда превышает его: самой большое изделие достигает 20 см высоты (на подставке). Подлинность работ подтверждается клеймом Дома Фаберже.

    Прославленный мастер не скупился, и материалами для его шедевров служили золото, серебро, платина, горный хрусталь, слоновая кость и даже ценная древесина. Украшались яйца драгоценными камнями, эмалью, жемчугом.

Судьба изделий

    На сегодняшний день 9 из 71 известных яиц Фаберже считаются утерянными. С приходом большевиков изделия фирмы конфисковали и перевезли в Алмазное хранилище Кремля.

С 1930 года 14 из них по приказу Сталина за бесценок распродавали на аукционах за границу. Сейчас некоторые яйца Фаберже можно увидеть в мировых музеях и частных коллекциях.

В России они находятся в Государственном Эрмитаже, в Оружейной палате, а Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана и в частном собрании Вексельберга (музей Фаберже).

Источник: slavyanskaya-kultura.ru

Источник: https://pandoraopen.ru/2016-10-26/yajca-faberzhe-dostoyanie-mira/

Шедевры Фаберже : Мир искусства

Шедевры Фаберже : Мир искусства

Июнь 19, 2013

Карл Фаберже — это имя неразрывно связано с восхитительными произведениями искусства, которые могли покорить, как неискушенного любителя, так и тонкого ценителя ювелирного мастерства.

Наделенный редким даром организатора, он был главным вдохновителем великолепных творений и строгим судьей воплощенных замыслов.

Михаил Перхин, Эрик Колин, Генрих Вигстрем, Виктор Аарне, Василий Зуев, Август Холмстрем — все они блестящие мастера фирмы Фаберже, которые изготовляли разнообразные изделия — от часов и табакерок до ювелирных украшений и столового серебра.

В 1885 году к празднику светлой Пасхи Карл Фаберже изготовил необыкновенный сувенир. Сработанный в форме яйца, он поразил всех новизной воплощения идеи. Выполненное из золота и покрытое плотным слоем белой эмали яйцо можно было разъединить на две части и, подняв верхнюю половинку, увидеть что находится внутри.

Там, в полусфере золотого желтка, сидела крошечная курочка из цветного золота. Детали были проработаны настолько тщательно, что можно было разглядеть невысокий гребешок, круглые птичьи глаза, а также каждое самое маленькое перышко. Курочка таила в себе сюрпризы: миниатюрное рубиновое яичко и крошечную императорскую корону.

Это чудо было выполнено по заказу императора Александра III в подарок жене императрице Марии Федоровне. Сюрприз произвел такое ошеломляющее впечатление, что с этого времени к каждой Пасхе фирма Фаберже готовила новый подарок, всегда непредсказуемый и оригинальный.

После смерти Александра III его преемник император Николай II заказывал по два яйца и дарил одно матери – императрице Марии Федоровне, другое жене – императрице Александре Федоровне.

Яйцо «Курочка»

Фирмой было изготовлено более 50 пасхальных яиц для императорской семьи. Специалисты считают, что всего 54. Известно местонахождение лишь 48 из них. Только 10 хранятся в России. Все они постоянно экспонируются в Государственной Оружейной палате Музеев Кремля.

В 1961 году году великий князь Василий Романов, сын великой княгини Ксении, сестры Николая II, продал на аукционе Сотби яйцо «Орден св. Георгия». За 30000 долларов его приобрел Мелколм Форбс. Это единственное яйцо, вывезенное непосредственной владелицей – императрицей Марией Федоровной.

Строгость декора, отсутствие драгоценных камней в украшении этого предмета характеризует время его изготовления – 1916 год – тяжелое время первой мировой войны. На фоне нежного рисунка пастельных тонов в двух медальонах, составленных из черно-оранжевой ленты ордена св.

Георгия, миниатюрные портреты императора Николая II и его сына Алексея.

Яйцо «Орден св. Георгия»

Неслыханный «бум Фаберже» на западных рынках не утихает до сих пор. С 30-х годов цены на его произведения повысились в сотни раз. Последнее из проданных на аукционе Кристи пасхальных яиц было куплено за 3 миллиона долларов.

В 1929 году королева Мария, жена Георга V, купила у Эммануила Сноумана два пасхальных яйца «Колоннада» и «Мозаичное».

Яйцо «Колоннада» или «Храм любви» в стиле Людовика XVI было выполнено в 1905 году Генрихом Вигстремом и подарено императором Николаем II жене. Оно было посвящено рождению долгожданного наследника – царевича Алексея.

Яйцо-часы розовой эмали с подвижным белым циферблатом и неподвижно закрепленной стрелкой покоится на колоннах из бледно-зеленого бовенита.

Вокруг постамента сидят четыре женских фигурки, олицетворяющих дочерей императора Николая II, венчает часовой механизм золотой амур. Внутри храма между колоннами художник поместил пару платиновых голубков.

Колонны и постамент перевиты гирляндами роз из цветного золота и платины.

Яйцо «Колоннада»

Другое яйцо из королевской коллекции поражает воображение изобретательной фантазией, виртуозным мастерством и изысканностью ювелирной работы. Придумал этот необычайно элегантный сюрприз человек, уже в третьем поколении связанный с фирмой Фаберже. Дочь известного мастера Августа Холмстрема вышла замуж за молодого коллегу отца Оскара Фила.

Их дочь, Алма Терезия Фил стала художницей. С раннего детства она впитывала лучшие традиции талантливых мастеров. Тонко чувствуя красоту, она оригинально и интересно использовала в своей работе то, мимо чего каждый день проходили другие. Не было, очевидно, в то время женщины, которая не умела бы вышивать крестом.

Увлекалась рукоделием и мать Алмы Терезии. Молодая художница решила увековечить одну из ее работ и на тончайшей платиновой канве вместо шелков засверкали и заискрились алмазы, рубины, сапфиры, зеленые гранаты – демантоиды, которые составили цветочный узор редкого изящества и красоты.

Талантливый эскиз внучки виртуозно выполнили опытные руки деда – Августа Холмстрема.

Яйцо «Мозаичное»

Великолепной работой является яйцо, выполненное по случаю 15-летней годовщины коронации последнего русского императора, которое называют «дневником царствования Николая II». Мастерски написанные Василием Зуевым миниатюры отражают многие события истории государства последних полутора десятилетий.

Это торжественное шествие в Успенский собор московского Кремля и момент коронации Николая II, открытие моста Александра III в Париже, перенос мощей святого Серафима Саровского, открытие монумента Петру I в Риге, открытие памятника в Полтаве по случаю 200-летия битвы, прием членов Первой государственной Думы в Зимнем Дворце, дворец в Гааге, где проходила 1-ая мирная конференция.

Темы пасхальных яиц часто определяли памятные события в жизни русского государства и царской семьи, либо почитаемые памятники истории. Так, в 1900 году было закончено строительство Транссибирской железной дороги. Этому важному событию была посвящена одна из самых интересных работ Михаила Перхина «Транссибирский железный путь».

На серебряном тулове яйца гравирована карта сибирского пути и подпись «Великий Сибирский железный путь в 1900 году». Яйцо поддерживают три геральдических грифона с государственным мечом и щитом в лапах, сама скорлупа покрыта темно-зеленой эмалью, и украшена цветным орнаментом в древнерусском стиле с двуглавым орлом под короной.

Это яйцо демонстрировалось на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Особый интерес и восхищение вызывал и вызывает до сих пор сюрприз – складывающаяся втрое точная модель первого сибирского поезда.

Она состоит из платинового паровоза с фарами из алмазов и фонарем из рубина и пяти золотых вагончиков с окнами из горного хрусталя и надписями: «почтовый», «для дам», «для курящих», «для некурящих», последний вагон – «церковь». Состав приводился в движение золотым ключом.

Яйцо «Транссибирский железный путь»

С такой же достоверностью выполнена золотая модель яхты «Штандарт», хорошо известное по многим фотографиям судно, на котором царская семья часто совершала прогулки и путешествия. С яхтой «Штандарт» связаны и драматические события. Однажды она села на мель недалеко от Кронштадта.

Императрицу Александру Федоровну с детьми высадили в шлюпку. Береговая охрана, ждавшая царскую яхту, начала обстреливать приближающуюся шлюпку. По счастью, в ошибке быстро разобрались и никто не пострадал. В другой раз на яхте было совершено покушение на царевича Алексея.

Двух покушавшихся матросов вовремя схватили, но капитан яхты Чагин, несший ответственность за команду, застрелился.

Другое яйцо из горного хрусталя украшено искусной гравировкой и тончайшей платиновой кружевной сетью с капельками бриллиантов.

Сюрпризом яйца стала модель нашумевшего памятника императору Александру III работы скульптора Трубецкого.

Памятник не приняла Академия художеств, консервативно настроенные петербуржцы считали его насмешкой, оскорблением верноподданнических чувств. Прогрессивная общественность видела в нем выражение времени.

По случаю двухсотлетия строительства Петербурга Фаберже выполнил к Пасхе 1903 года яйцо «Петр Великий». Тулово яйца украшено рокайльным золотым орнаментом с мелкими алмазами и рубинами. На четырех миниатюрах работы В.

Зуева на слоновой кости помещены портреты Петра I, Николая II, виды Зимнего Дворца и Домика Петра Великого. Внутри яйца миниатюрная реплика знаменитого «Медного всадника» работы Фальконе, застывшего на скале из сапфира. Это была последняя работа Михаила Перхина.

После его смерти ювелирную мастерскую возглавил Генрих Вигстрем.

Под его руководством к 100-летию войны с Наполеоном 1812 года было выполнено яйцо, покрытое изумрудно-зеленой эмалью и украшенное золотым накладным орнаментом с атрибутикой стиля ампир.

Особой тонкостью и точным соответствием стилю отличается раскладная рамка с шестью акварельными миниатюрами работы В. Зуева с изображением полков, патроном которых была императрица Мария Федоровна.

На оборотной стороне надписи с названием каждого полка и монограммы.

Яйцо, посвященное 100-летию войны с Наполеоном

В 1913 году пышно и торжественно отмечалось 300-летие правления дома Романовых. Юбилейное яйцо из белой эмали сплошь заткано ажурным рисунком из царских венцов, корон и двуглавых орлов.

Каждый год Фаберже удивлял и восхищал неожиданно новым замыслом. Символика цветов нашла широкое распространение в эпоху стиля «модерн». Черты этого стиля наиболее ярко видны в таких работах, как «Ландыши», «Анютины глазки», «Клевер».

Неизменный восторг вызывают механические сюрпризы Фаберже.

Это и сибирский поезд, и яйцо с заводным серебряным лебедем, плавающим по аквамариновой подставке, и яйцо «Павлин» – миниатюрная реплика знаменитых часов английского мастера Джеймса Кокса, хранящихся в Эрмитаже.

Механик-самоучка Дорофеев три года работал над механизмом, чтобы «научить» павлина передвигаться и раскрывать хвост. В яйце «Сосновая шишка», выполненном для золотопромышленника А. Келча, заводной серебряный слон передвигается, покачивает хоботом и хвостом.

Яйцо «Павлин»

«Коронационное» яйцо, изготовленное Михаилом Перхиным к первой годовщине коронации императора Николая II, богато украшено золотистой эмалью с рисунком в виде солнечных лучей и решеткой из лавровых листьев и двуглавых орлов.

15 месяцев механик Георг Стайн трудился над изготовлением точной копии кареты, в которой императрица Александра Федоровна ехала на коронацию.

Миниатюрная карета покрыта красной эмалью, цвет которой точно повторяет бархатную обивку экипажа, и золотым решетчатым орнаментом. На крыше шесть резных двуглавых орлов и корона, в окнах горные хрусталики.

Двери кареты открываются, механически выдвигаются две ступеньки лестницы. Ободки колес сделаны из платины, передние колеса легко поворачиваются, выбирая направление. С такой же скрупулезной точностью выполнен и интерьер кареты.

«Коронационное» яйцо

Два механизма спрятаны в тулове яйца-часов «Петух», покрытом темно-лиловой эмалью на гильошированном фоне в виде муаровых волн. Ажурная крышечка наверху открывается во время боя часов. Механизм поднимает петушка, он хлопает крыльями из натуральных перьев и поет.

Императрица Мария Федоровна называла Фаберже «несравненным гением». «Несравненный гений» фантазии Карл Фаберже всегда оставался верен себе. Даже в повторениях старых вещей легко узнаются черты, присущие только фирме. Известно несколько оригиналов, вдохновивших художника на создание своих изделий.

Яйцо «Ренессанс» имеет свой прототип в коллекции Зеленого Свода в Дрездене – это ларец из халцедона, привезенный из Амстердама Лероем в середине XVIII столетия. Фаберже несколько изменил и увеличил форму оригинала, а качество эмалей и отделка драгоценными камнями неизмеримо превосходят прототип.

Свой прототип имеет и яйцо «Апельсиновое дерево». Идея поющей птички в апельсиновом дереве использовалась ранее во Франции. Но насколько богаче и наряднее, с каким высоким техническим мастерством выполнена работа фирмы Фаберже.

В своей музыкальной шкатулке с поющей птичкой мастер использовал три вида нефрита. Четырехугольная кадка из светло-серого нефрита украшена золотым решетчатым орнаментом, эмалевыми гирляндами, драгоценными камнями и жемчугом.

Пышное дерево состоит из темно-зеленых нефритовых листочков с тонко проработанной поверхностью и цветов из алмазов, аметистов, топазов.

Повторяя чужой замысел, Фаберже как бы вступал в соревнование с первоначальным вариантом, обогащая его собственным мастерством и артистическим вкусом. Неповторимость, тонкое чувство стиля, фантастическое совершенство проработки деталей, виртуозное сочетание самых разных технических приемов – все это вызывает постоянный интерес к великому мастеру Карлу Фаберже.

Различные типы гусель отличались друг от друга по форме и по количеству струн, а следовательно, и по своим художественным возможностям. Крыловидные гусли имели небольшое число струн, чаще всего четыре или пять,

Три Руси и культура

В XIV веке появляются названия «Великая Русь», «Малая Русь» и «Белая Русь», относившиеся к трем восточнославянским народам, выделяющимся из единой древнерусской народности,— русскому, украинскому, белорусскому. Несмотря на родственную близость

Лукреций

Лукреций соединяет в себе и мыслителя, изучающего природу, и поэта, страстно ее любящего, и его поэма не простое переложение эпикуровской прозы в стихи: даже в самых абстрактных своих частях она согрета сильным вдохновением

Новоаттическая комедия

Комедия времен Аристофана называется древней. Греческие грамматики сообщают нам глухо и о так называемой «средней» комедии, но по коротеньким отрывкам из многочисленных

Ливий Андроник

О комедиях Ливия мы почти ничего не знаем; известно, впрочем, что он написал «Хвастливого воина». Трагедии его, о которых мы знаем тоже чрезвычайно мало, в значительной степени относились к троянскому циклу

Источник: http://ourarts.ru/?p=2284

О чем умалчивают сми: как карл фаберже изготавливал каменные цветы

Настоящее чудо: Изысканные каменные цветы Карла Фаберже

Имя Карла Фаберже ассоциируется с пасхальными яйцами, ставшими шедеврами декоративно-прикладного искусства. Российский мастер-ювелир достиг высот и в создании других изделий из полудрагоценных камней. Изготовленные из самоцветов цветы, удивляют точностью воспроизведения и тонкостью работы. тонкой работы.

Подписной VIP-клуб «Моя Леди» приоткрывает свои двери!

В коллекции мастера преимущественно полевые цветы, такие как разбитое сердце или васильки. Воссоздал мастер и цветы деревьев: сережки березы и цветы вишни, ягоды малины.

Многоцветье самоцветов с месторождений Урала стало для ювелира палитрой для создания изделий. Мастерство Фаберже заключалось в умении подобрать минералы, заставить играть их другими оттенками.

Даже золото в руках мастера переливалось особыми янтарными переливами. Наш соотечественник использовал не только благородные металлы и камни, но и простые.

В результате получались изысканные цветочные композиции, радующие глаз.

Карл Густавович Фаберже

Мастер загорелся идеей сделать каменную имитацию растений под впечатлением от увиденного букета хризантем китайских ювелиров. Декоративное изделие ему принесли на реставрацию, которое он не только восстановил, но и стал сам создавать «гербарий».

Настолько искусная работа покорила сердце Карла Густавича, что он трудился день и ночь. При мастерской возвели теплицу, в которой выращивали растения. Они становились «моделями» для букетов из камня.

Потомственный ювелир продолжил дело отца и вырастил плеяду умельцев: Михаила Перхина, Августа Хольмстрема, Генрика Вигстрема, Эрика Коллина, которые сохранили преемственность поколений и секреты русского «левши».

Один из шедевров фирмы Фаберже – букет ландышей. Бутоны и соцветия изготовлены из жемчуга и бриллиантов, листья и стебель – из нефрита. Букет находится в корзине из золота, подчеркивая свой высокий статус.

Подарок, достойный королевского окружения, получила в 1896 году императрица Александра Федоровна от нижегородских купцов. И хотя идею камнерезы-ювелиры почерпнули снова у китайских умельцев, в искусстве превзошли их по многим моментам.

Карл Густавич настаивал, чтобы всегда любое изделие отличалось от оригинала.

Корзина с ландышами, Фирма Фаберже, мастер Август Хольстрем. 1896 г. Золото, серебро, нефрит, жемчуг, алмаз

Главное для основателя ювелирного предприятия — желание работников творить и созидать что-то свое, вкладывать душу и стремиться к неповторимому стилю. Другое дело – стоимость, которой Фаберже не придавал особого значения.

Если при изготовлении не использовались дорогое сырье, то продукция распродавалась за бесценок. Изысканные изделия с применением самоцветов, требующие кропотливого труда и времени стоили дорого, к примеру, 100 тыс. рублей.

Отличительная черта характера наставника – требовательность к работе.

При наличии изъянов и мельчайшего брака, отсутствия идеи мастер мог разбить изделие, даже если при изготовлении использовались дорогие камни и металл.Для изготовления вазочек под букеты мастера брали горный хрусталь.

Его вытачивали по особой технологии, чтобы добиться особого эффекта. После обработки казалось, что в вазах налита вода. Золотые стебли гравировали.

Некоторые изделия дома Фаберже сразу становились раритетами. Один из них одуванчик — экспонат Оружейной палаты Московского Кремля.  Уникальность каменного цветка в золотом стебле и нефритовых зелёных листьях.

Одуванчик в вазочке. К.Фаберже, 1914—1917 гг. Оружейная палата

Тончайшая работа и полнейшая имитация первоцвета достойна восхищения. Тычинки сделаны из серебра и здесь же закреплен настоящий пух от одуванчиков.

Только сильно приглядевшись, можно увидеть мельчайшие бриллианты огранки «роза», которые под определенном свете играют огоньками и напоминают капли росы.
Цветок стал предметом изучения ученых из Ботанического сада.

Биологи исследовали пух, установив его настоящий возраст – 100 лет. Сохранность в течение века волокон растительного происхождения стало для научных умов большой загадкой.

Изделие под названием «Анютины глазки» отличается тонкостью работы и сложным механизмом. При нажатии на определённое место, раскрывается бутон, на лепестках цветках отображаются портреты всех детей императора Николая II. В 1904 году государь вручил своей супруге бесценную вещь в честь юбилея их союза.

Анютины глазки. Фирма Фаберже, мастер Г. Вигстрем. Горный хрусталь, алмазы, стекло, кость, золото. Музеи М. Кремля

Дома Фаберже существует и поныне. Над дизайном трудятся специалисты. Коллекция пополняется. Это композиции и одиночные цветки. В каждой работе своя «изюминка» и легкость. Неизменно одно, трудно поверить в то, что изделие изготовлено из камня или металла.

Подписной VIP-клуб «Моя Леди» приоткрывает свои двери!

Убедитесь в этом сами, оценив удивительные цветы.

Самая большая коллекция каменных цветов работы Фаберже находится сейчас в собственности английской королевы Елизаветы II, 26 работ из 80 изготовленных.

Основную часть коллекции собрала в свое время королева Британии Александра, приходящаяся сестрой русской императрице Марии Федоровне.

© Copyright

Source link

Источник: https://mymelady.ru/interesnoe/o-chem-umalchivayut-smi-kak-karl-faberzhe-izgotavlival-kamennye-tsvety.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.