Что должен уметь ребёнок в 3 года: навыки при нормальном развитии

Содержание

Что должен уметь ребенок в 3 года. Подробное описание физического и эмоционального развития ребенка в 3 года

Что должен уметь ребёнок в 3 года: навыки при нормальном развитииВашему чаду исполнилось 3 годика? Поздравляем! Надеемся, вы полны энергии, чтобы наслаждаться всем тем, что ждёт вас впереди, ведь в ближайшие несколько месяцев вам ребёнок превратится в настоящего фантазёра и непоседу.

Утром, днём и вечером засыпать вас непрекращающимися вопросами. Научится управлять трёхколесном велосипедом, сможет самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице чередуя ножки.

Он так же сможет нарисовать красивый круг, осмысленно нажимать на кнопки музыкального руля сидя рядом с папой в машине, застёгивать собственную непослушную куртку. Ваш трёхлетний малыш – будет превращаться в любознайку.

Он будет стремительно учиться познавать мир через органы чувств. Играя, так сосредотачиваться на собственной игре, что сможет игнорировать любые отвлекающие факторы, в том числе и не замечать вас.

Но давайте более детально разберёмся в навыках, которыми должен овладеть ваш непоседа к этому возрасту.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Физическое развитие ребенка в 3 года

Сразу поясним: все описанные ниже навыки малыш приобретет только в том случае, если папа и мама приложили достаточные усилия для занятий с ним.

Другими словами ребенок в три года никак не сможет ездить на трехколесном велосипеде, если родители не купили ему этот велосипед и не потратили как минимум неделю на обучение катанию на нем. То же самое касается навыков с мячиком и всего остального.

Все что должен уметь ребенок в данном возрасте – это лишь результат тех занятий, которые проводят с ним родители или педагоги в развивающих клубах. И, если ваши усилия достаточны, то ваш маленький непоседа должен уметь:

• уверенно, не покачиваясь стоять 5 секунд на одной левой или правой ножке;

• самостоятельно, без маминой и папиной поддержки подниматься и спускаться по ступенькам лестницы;

• пинать попеременно ножками вперед мяч;

• бросать мяч в руки стоящему напротив человеку;

• бросать мяч в кольцо подвешенное на 1-метровой высоте (не обязательно попадать!);

• ловить мяч из рук другого человека;

• двигаться вперед и назад с совершением поворотов;

• выполнять наклоны вперёд и назад не падая;

• управлять трёхколёсным велосипедом.

Развитие речи у ребенка в 3 года

При оценке речевых навыков в данном возрасте надо обратить внимание на то, что девочки всегда разговорчивее мальчиков, а дети имеющие старших братьев и сестер почти всегда разговорчивее тех кто их не имеет.

И главное – если ваш ребенок в трехлетнем возрасте не очень разговорчив, не переживайте, это вероятнее всего изменится в ближайшие месяцы, или к 4 годам.

Но в самом усередненном случае в 3 года ваш ребёнок должен уметь:

• чётко произносить свое имя, имя мамы и папы, ближайших родственников – сестёр, бабушек и дедушек;

• отвечать на простые вопросы;

• говорить фразами из 5-6 слов;

• говорить внятно не сильно коверкая и не слишком искажая слова;

• рассказывать короткие истории.

В трехлетнем возрасте дети начинают интересоваться всем тем, что видят. Они начинают задавать огромное количество вопросов, главые из которых “почему” и “зачем”

• Зачем папа уходит на работу?

• Почему кошка мяукает?

• Почему лимон кислый? И так до бесконечности.

Родители наблюдают: вопросы, вопросы и еще раз вопросы! И хотя для многих взрослых такая активность детей может быть раздражительной и навязчивой, на самом деле для маленького человечка – это нормальный и важный показатель правильного развития. В результате он накапливает необходимый объем знаний, который позволяет ребенку в 3 года уметь:

• безошибочно называть знакомые цвета;

• правильно понимать понятие: одинаковые – разные;

• уметь притворяться и фантазировать;

• помнить часть прочитанного рассказа;

• понимать счет на пальцах;

• быстро сортировать объекты по форме и цвету;

• складывать несложные карточные головоломки;

• узнавать и характеризовать людей и объекты на картинках и фотографиях.

В трехлетнем возрасте ребенок становится очень шустрым. В этот момент своего развития он должен уметь:

• быстро обрабатывать мелкие предметы;

• легко переворачивать страницы книжек и журналов;

• строить башни из 6 и более предметов;

• резать детскими ножницами бумагу и картон;

• рисовать при помощи карандашей кружочки и квадратики (очень неровные, но примерно напоминающие настоящие геометрические фигуры);

• уметь одеваться и снимать одежду без помощи родителей;

• завинчивать и отвинчивать крышку на пластиковой бутылке;

• поворачивать, нажимать и открывать ручки на дверях.

К возрасту 3 лет дети становятся более независимыми как с физической точки зрения, так и эмоциональной. Дети реже впадают в истерики, не боятся оставаться в садике с воспитателем или с няней, любят общение с знакомыми и посторонними детьми.

Малыши так же становятся более социальными. Ребенок уже может сотрудничать со своими друзьями, соблюдать очередь, показывать первые навыки решения возникающих проблем.

На данном этапе развития, ваш ребенок должен уметь:

• подражать родителям, родственникам и друзьям;

• показывать симпатию к маме, папе, бабушкам, дедушкам, знакомым семьи, друзьям;

• понимать понятия: мое, его, ее, не наше, чужое (слово МОЁ, а точнее ЭТО МОЁ любой ребенок уж точно понимает безошибочно и использует постоянно и дома и в любой песочнице);

• уметь демонстрировать широкий диапазон эмоций, таких как грусть, радость, гнев, огромное счастье или скучно.

В возрасте трех лет воображение детей находится в стадии становления, поэтому родители могут замечать как хорошие, так и плохие его проявления.

Фантазии, притворства и способности играть у детей становятся более интересными и участливыми, но в этом возрасте ребенок может начать разрабатывать нереальные страхи, такие как вера в чудовище живущее в шкафу, страшного зверя живущего на балконе и т.д. Эти страхи следует искоренять, чтобы не травмировать психику ребенка.

Внимание: нельзя ни в каких педагогических целях пугать малыша вымышленными чудовищами под кроватью или за дверью, если вы не хотите впоследствии иметь проблемы с ночными страхами у ребенка.

Злой волк живет в лесу (где-то далеко) – допустимо. Злое чудище живет под твоей кроватью (где-то в доме) – не допустимо никогда. Ребенок должен в своем доме чувствовать себя в полной безопасности.

Мой дом – моя крепость

Первая дружба

В три года дети часто хотят и стремятся иметь друзей. Без помощи родителей дружба не возможно. Поэтому детские психологи часто призывают родителей не препятствовать потребностям ребёнка. Родителям предлагается:

• организовывать встречи с ровесниками;

• посещать общественные игровые детские площадки;

• определить ребенка в спортивную секцию.

Знакомясь с новыми детьми ребенок получит возможность формировать детские отношения, учиться позитивным ценностями и новому опыту. Групповые занятия учат малышей основам игры, подчеркивают коллективность работы и обмена. Они заставляют детей расходовать энергию, правильно двигаться, кувыркаться, плавать, вырабатывать гибкость, преодолевать страх.

Для творческих детей групповые художественные и музыкальные занятия – отличный способ тренировки когнитивных навыков.

Порядок в доме

В этом возрасте малыши обожают помогать родителям. В 3 года почти каждый ребенок должен уметь:

• мыть тарелки в раковине, используя мыльную мочалку;

• ставить свой автомобиль в коробку с игрушками;

• укладывать кукол на полочки;

• складывать грязное белье в бельевую корзину;

• собирать мелкие предметы с ковра;

• протирать пыль с доступных предметов;

• поливать комнатные растения стоящие на подоконнике,

• подметать полы при помощи детского веника.

И самое главное они с большим удовольствием делают это подражая маме и папе. Так они чувствуют себя взрослыми, о чем непременно сообщают при каждом удобном случае: “А я уже взрослый!”

Если родители будут вместе с детьми делать уборку, готовить обед или выполнять домашнюю работу, маленький непоседа будет ощущать себя важной частью семьи и не сможет чувствовать разочарование, подавленность и отстраненность. Ценные привычки заложенные на раннем детстве позволят воспитать в ребёнке хорошего помощника для взрослой жизни.

Процесс питания ребенка в 3 года

К возрасту трех лет дети часто настаивают на самостоятельном кормлении. Если это стремление присутствует у вашего малыша, значит он правильно развивается и взрослеет.

Многие дети в возрасту 3 лет уже умеют употреблять пищу, используя детскую ложку и вилку, пьют жидкости их обычного стакана.

Однако с трёх лет дети начинают осознать, что есть вкусная и не вкусная еда, есть красивые и не очень привлекательные блюда и предпочитают отвергать все то, что выглядит для них не интересно.

Чтобы справиться с проблемой психологи советуют маскировать фрукты и овощи с неинтересной для малышей едой – кашами, поднадоевшими супами и детскими пудингами. В детский рацион следует вводить разноцветные каши, цветные макароны, супы с фигурными компонентами, необычные по форме бутерброды и десерты.

Причины для беспокойства

Основные признаки задержки развития у 3-летнего ребенка:

• невозможность поймать и бросить мяч;

• неспособность подпрыгивать на месте;

• неумение ездить на трёхколесном велосипеде (не смотря на многократно повторяющиеся попытки);

• частые падения, большие трудности при ходьбе по лестнице;

• неспособность держать карандаш, копировать круг, проблемы с рисованием;

• в разговоре ребенок не использует более трёх слов;

• не может складывать башни из трех и более предметов, боится больших объектов;

• испытывает частую тревогу, раздражительность;

• игнорирует детей, не интересуется домашними животными, холодно относится к маме, папе, ближайшим родственникам;

• не понимает и не исполняет простых просьб;

Но не смотря на все вышеизложенное, вы должны понимать – все дети развиваются и взрослеют по разному. Поэтому родителям нет причины волноваться, если ребенок не достиг всех тех вех, которые указаны в медицинских справочниках (или в этой статье). По мере взросления своего малыша родители должны замечать прогрессирующий процесс роста и развития ребенка.

Если прогресса нет и ребёнок остаётся замкнутым, малоподвижным, капризным и явно отстающим от развития сверстников, следует получить консультацию у специалиста. Или просто продолжать заниматься с малышом и терпеливо ждать пока он приобретет все необходимые навыки – а ведь это обязательно произойдет рано или поздно.

Источник: https://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/what-skills-should-a-child-in-3-years-detailed-description-of-the-physical-and-emotional-development-of-the-child-in-3-years/

Что должен уметь и знать ребенок в три года?

Вы отметили третий день рожденья своего чада? Поздравляем! С этих пор вы просто не имеете права пребывать в плохом духе, вести пассивный образ жизни, отчаиваться по пустякам. Ребенок в три года становится любознательным, он активно задает вопросы на разные темы, ведь ему интересно знать все обо всем.

Но если развитие вашего чада немного отличается от общепринятых норм, представленных в этой статье, не отчаивайтесь – каждый малыш индивидуален, и совсем не обязательно, чтобы ваш малыш знал все то, что знают и умеют дети ваших подруг или знакомых.

Так что должен уметь ребенок в три года при нормальном развитии?

Физические достижения

Ребенок в три года должен уметь не только ползать, сидеть, ходить и вставать. Физическое развитие этого возраста предполагает умение:

  • удерживать равновесие, стоя на одной ноге или прохаживаясь на носочках;
  • без помощи взрослых подниматься/спускаться по лестнице, чередуя ноги;
  • перепрыгивать через препятствия небольшой высоты;
  • спрыгивать со ступенек;
  • хорошо бегать;
  • ловить/бросать предметы;
  • ездить на трехколесном велосипеде;
  • подниматься на горку и спускаться с нее;
  • бить ногой по мячу (сначала одной, а потом другой);
  • ходить задом наперед;
  • кувыркаться вперед/назад.

Ребенок в три года очень активен, энергичен, подвижен. Он прекрасно контролирует свои движения, его координация уже развита окончательно.

Очень важно в этот период энергичность малыша направить в нужную степь: можно сдать кроху в секцию, где он будет развиваться физически.

Не стоит сидеть дома! Позвольте ребенку больше времени проводить на улице за активными играми – это очень полезно для его развития, играйте с ним в мяч, водите в бассейн, катайтесь на велосипедах, толокарах или самокатах.

Эмоциональное и социальное развитие трехлетнего ребенка

В три года ребенок начинает остро нуждаться в общении с другими детьми, ему уже недостаточно компании из родственников и родителей. Он прекрасно ладит со сверстниками, с удовольствием посещает детский сад.

Препятствовать его общению с другими детьми не стоит, так как ребенок таким образом адаптируется в социуме.

В три года у малыша начинает формироваться собственная личность, при этом приобретаются важнейшие социальные навыки:

  1. Осознание своего «Я», понимание значения слова «мое».
  2. Подражает взрослым.
  3. С удовольствием общается с другими детьми, знакомиться с ними, играет.
  4. Умеет разбирать, кто из взрослых родной, а кто близкий человек.
  5. Его эмоции выражаются осознанно.
  6. Умеет контролировать свои эмоции.
  7. Активно фантазирует, придумывает различные истории.

Кроме того, ребенок в три года уже должен уметь здороваться и прощаться, просить прощения. Этот период называют кризисом трех лет: малыш может стать капризным, перестанет реагировать на просьбы родителей, может показывать свое непослушание.

Такое поведение – своеобразный способ отстоять свою точку зрения. И наказывать ребенка за его попытки не стоит: взрослый должен знать, как найти компромисс в отношениях, и уметь сохранить доверительные отношения с малышом.

Если пытаться добиваться полного послушания, то такой подход может вызвать у ребенка агрессию, недоверие и отсутствие взаимопонимания.

Развитие речи

Ребенок в три года уже должен уметь хорошо разговаривать, причем в его словарном запасе обычно содержится до 1,5 тыс. слов, 500-600 из которых он использует активно. У детей в три года может наблюдаться недоразвитие речи, когда малыш заменяет одни звуки на другие (чаще не выговариваются шипящие звуки и звук [р]). Итак, ребенок в три года должен уметь:

  • правильно называть собственное ФИО, имена родителей, родных, близких;
  • правильно использует предлоги, составляет предложения из 5-6 слов;
  • хорошо запоминает четверостишья, может рассказать стих по памяти, пересказывает небольшие отрывки прозы;
  • знакомые предметы знает по названиям, узнает и называет их;
  • ребенок должен уметь сочинять описание по картинке длиной в 5 связных предложений;
  • может употреблять слова в единственном и множественном числах;
  • различает антонимы, знает их значение;
  • вступает в беседу, отвечает на заданные ему вопросы;
  • интересуется различными явлениями (дождь, туман, снег) и действиями животных, людей, задавая вопросы «что?», «почему?», «зачем?» и т.д.;
  • называет знакомые цвета;
  • понимает понятия разные-одинаковые;
  • сортирует объекту по характеристикам, называя их.

Разговаривать ребенок учится на примере своих родных – чем больше и отчетливей взрослые будут общаться с малышом, тем отчетливей и обдуманней будет его речь.

Поэтому, чтобы малыш научился хорошо разговаривать, необходимо читать ему книги, разучивать с ним небольшие стишки или песенки, рассматривать картинки животных, явления природы или другие предметы, описывая их.

Например, после очередного похода на прогулку или поездки в развлекательный центр обязательно поинтересуйтесь у малыша, что ему больше понравилось, почему он так решил. Пусть кроха делится своими эмоциями и впечатлениями – это благотворно скажется на речевом развитии.

Развитие мыслительных процессов

Ребенок в три года очень любознателен. Он интересуется всем, что хоть как-то зацепило его внимание. В этом возрасте малыш должен знать, чем отличаются предметы, какой формы, цвета они могут быть и т.д.

Он бесконечно задает вопросы о том, куда уходит солнце ночью, почему появляется радуга, почему самолеты летают, а корабли плавают, почему кошки не любят купаться… Все вопросы трехлетнего ребенка не должны оставаться без ответов – постарайтесь удовлетворить детское любопытство любым способом: наглядностью, рассказом, чтением соответствующей литературы, показом мультфильма. Если на какой-то вопрос вы затрудняетесь ответить, предложите крохе отыскать его в энциклопедии или в Интернете.

Развитие мыслительных процессов трехлетнего ребенка имеет следующие результаты:

  1. Ребенок в три года способен выстраивать простейшие логические цепочки.
  2. Он должен уметь сравнивать картинки, находить их схожесть и отличия.
  3. Должен знать, как собирать пазлы из 6-8 деталей, разноуровневую пирамидку, башню из кубиков.
  4. Должен знать счет до 5, уметь различать 10 цветов, определяет количественное значение один-много.
  5. Знает названия овощей, фруктов, геометрических фигур, транспорта, времен года и прочее.
  6. В поле зрения удерживает 3 предмета.
  7. С легкостью запоминает простые стихи, вспоминает, что происходило вчера.
  8. Любит рисовать.
  9. Мыслит творчески, фантазирует.

Взрослея, малыш все больше становится неординарным, творческим. Необходимо поддерживать в нем эти особенности. Занимайтесь с ним лепкой, аппликациями, прогуливаясь по парку (лесу, набережной), собирайте красивые листочки, камушки, желуди, шишки, делайте из них поделки. Таким образом вы поспособствует развитию мелкой моторики ребенка и его аналитическому мышлению.

Развитие навыков бытового характера

Ребенок в три года уже может разговаривать, а значит, он может объяснить, что он хочет и что ему необходимо.

Но чаще всего трехлетние сорванцы пытаются делать все сами: одеваться, чистить зубы, завязывать шнурки, мести пол, мыть посуду.

И хоть не всегда у них это получается идеально, не стоит спешить брать инициативу в свои руки – если ребенок не будет справляться, он попросит о помощи сам.

В целом ребенок в три года должен уметь:

  • одеваться без помощи взрослых, различая левую/правую сторону и заднюю/переднюю часть одежды;
  • умываться, мыть руки, чистить зубы;
  • расстегивать/застегивать пуговицы, молнию, кнопки;
  • складывать свою одежду и убирать ее в шкаф;
  • убирать свои игрушки, аккуратно расставляя по местам;
  • самостоятельно вытирать платком нос или ли салфеткой;
  • мыть руки перед едой, самостоятельно вытираясь полотенцем;
  • аккуратно есть ложкой или вилкой;
  • пить из чашки.

Дополнительно ребенка в три года нужно приучать к работе по дому – доверьте крохе опрыскать цветы, вытереть пыль, расставить посуду к обеду, разложить салфетки на стол или сложить белье.

Учите малыша завязывать шнурки, собирать вещи в детский сад самостоятельно, относить грязное белье в корзину. Любое действие нужно поощрять.

Больше хвалите свое чадо за помощь, и тогда в будущем он с удовольствием будет приниматься за любую домашнюю работу.

Что может стать поводом для беспокойства?

Конечно, не обязательно трехлетний ребенок должен обладать всеми перечисленными навыками – кое-что он может не знать или не уметь, это допустимо нормами развития. Однако эти признаки должны насторожить взрослых:

  • ребенок невнятно и непонятно разговаривает, глотает слова или их окончания, мямлит;
  • у малыша наблюдается повышенное слюноотделение;
  • кроха не одевается самостоятельно, не может держать ложку и справлять нужду без сторонней помощи;
  • малыш не умеет бросать мяч, прыгать, плохо ходит;
  • простая логическая цепочка непонятна для ребенка, ему неизвестны основные понятия, он не умеет строить башню из кубиков;
  • малыш боится новых знакомств, не идет на контакт с другими детьми, постоянно нуждается в присутствии родителей;
  • истерит по любому поводу, не узнает родных, не идет на зрительный контакт;
  • малыш раздражителен, тревожен.

Подобные признаки могут говорить о недостаточном развитии ребенка. Более точную формулировку состояния малыша подскажет врач, которому нужно будет его показать, причем сделать это рекомендуется незамедлительно.

После консультации и определенной терапии ваш ребенок начнет развиваться так, как и другие дети.

Ну а если ваш малыш просто ленится выполнять какие-то действия, то со временем эта лень пройдет, и нормальное развитие крохи восстановится.  

← Ребенок в два года что должен уметьРост и вес ребенка по месяцам и параметры оценки развития малыша →

by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник: https://jliza.ru/rebenok-tri-goda-umenia.html

В 3 года что должен уметь ребенок? что должен знать ребенок в 3 года?

В три года ребенок проходит очень интересный этап своей жизни, который характеризуется новыми знаниями и умениями. В этот период ему требуется много родительского внимания и участия. Малыш становится относительно самостоятельным и все хочет делать сам, но без помощи мамы ему еще пока не справиться.

Ребенок уже познакомился с окружающим миром и имеет начальные познания о нем. На многие вопросы он нередко отвечает сам, применяя логику, поэтому очень удивляет родителей умением так мыслить в 3 года. «Что должен уметь ребенок?» – это главный вопрос, который задают себе мамы и папы подрастающих малышей.

Особенности возраста

Решившись иметь детей, родители должны быть готовы взять на себя ответственность за развитие малыша, а не просто удовлетворять его повседневные потребности.

В трехлетнем возрасте происходят изменения в различных областях развития, поэтому участие мамы и папы крайне необходимо.

Только они могут помочь ребенку освоить новые сферы деятельности и раскрыть все возможности, которые открываются перед их чадом. А совершенствовать навыки и умения он уже сможет сам.

Если родители проигнорируют особенности возраста ребенка и не уделят ему достаточно внимания, последствия могут быть плачевные. Мамы обязаны знать, что необходимо их малышу в 3 года, что должен уметь ребенок, и насколько его навыки и знания соответствуют возрасту.

Основа познавательной активности

Степень развития малыша можно оценить по следующим факторам: памяти, мышлению, восприятию, речи и вниманию. Конечно, все дети разные. И нельзя их сравнивать, но определенные критерии все-таки существуют.

Итак, ребенку 3 года. Что должен уметь ребенок в три года:

  • Знать примерно 1300-1500 слов и, представляя те предметы, которые не находятся в поле зрения в данный момент, понимать, о чем идет речь.
  • Строить предложения, используя местоимения, существительные и глаголы, понимать основополагающие грамматические закономерности.
  • Знать такие формы, как треугольник, квадрат, круг и прямоугольник.
  • Различать около восьми цветов.
  • Знать понятия «много» и «мало», уметь ими пользоваться в повседневной жизни.
  • Понимать предлоги «за», «над», под» и «в».
  • Складывать картинки из нескольких частей, имея образец.
  • Ориентироваться в пространстве, знать основные маршруты, например дорогу на детскую площадку или в ближайший магазин.
  • Отгадывать простейшие загадки.
  • Рисовать, делать аппликации, складывать конструктор при помощи взрослого.

Задумываясь о том, что должен уметь ребенок в 3 года, родители всегда беспокоятся, соответствует ли уровень его развития норме. Стоит учитывать, что каждый малыш имеет свои индивидуальные особенности, с которыми нужно считаться.

На развитие влияют многих факторы: темперамент, черты характера, количество времени, которое родители проводят с ребенком. Неумение выполнить поставленное задание может обуславливаться не отставанием в развитии, а недостаточной настойчивостью, отсутствием старательности или ленью.

Необходимо обратить внимание, как ребенок взаимодействует с окружающим миром и общается с другими людьми.

Родители нередко переживают о том, достаточными ли навыками обладает их чадо в 3 года. «Что должен уметь ребенок?» – важный вопрос, требующий серьезного подхода. Как правило, в этом возрасте малыш начинает посещать детский сад, поэтому необходимо проследить за тем, насколько он может самостоятельно себя обслуживать.

К трем годам ребенок должен уметь:

  • Кушать без помощи взрослого, соблюдая правила поведения за столом.
  • Самостоятельно одеваться, застегивать молнию, крупные пуговички.
  • Надевать обувь, пусть и не на ту ногу.
  • Знать последовательность, в которой необходимо одеваться, раздеваться.
  • Сообщать родителям о том, что у него испачкана или порвана одежда, уметь попросить о помощи.

Социальная сфера

Существуют определенные критерии, которые определяют, что должен знать и уметь ребенок в 3 года при общении со сверстниками и окружающими людьми.

  • В этом возрасте малыш ощущает потребность в совместных играх, пытается найти себе партнеров со схожими интересами.
  • Возникает желание играть не просто рядом с детками, а вместе с ними, выполнять одну задачу, соблюдая установленные правила.
  • Ребенок обращается к окружающим по имени.
  • Малыш осознает опасность и избегает трудных ситуаций.
  • Ребенок может представить то, о чем ему рассказывают взрослые, рисует образы в подсознании.
  • К достижению трехлетнего возраста дети уже начинают анализировать собственные поступки и последствия, к которым они могут привести.

З года – кризисный период

Иногда родители замечают, как меняется их малыш в 3 года. Что должен уметь ребенок в этом возрасте, и почему происходят перемены? Они обусловлены кризисом развития, который считается нормальным явлением.

У ребенка обострено желание все делать самостоятельно, поэтому его навыки и умения совершенствуются с каждым днем. Родители должны запастись терпением и предоставить малышу достаточное количество свободы.

Даже если выполнить какие-то задачи и поручения ему пока не под силу, не стоит его торопить или настаивать на помощи. Лучше подождать, пока малыш сам обратиться к взрослому.

Психолого-педагогическая диагностика

Сложно сказать однозначно, что должен знать и уметь ребенок в 3 года, но определенные нормы все-таки есть. Основываясь на них, проводится психолого-педагогическая экспертиза.

Внимание

  • Уметь выполнять одну задачу в течение 5 минут, не отвлекаясь и не меняя вид деятельности.
  • Одновременно удерживать в поле зрения около пяти предметов.
  • Выполнять несложные задания по образцу, который предложен взрослыми.
  • Находить несколько отличий между предметами.

Память

  • Запоминать несколько картинок.
  • Учить четверостишья, пересказывать небольшие сказки с помощью родителей.
  • Вспоминать, что происходило утром, днем или вечером.
  • Рассказывать о картинке по наводящим вопросам взрослых.

Мышление

Существуют нормы того, что должен уметь ребенок в 3-3,5 года, которые характеризуют степень развития мышления:

  • Собирать пирамидку правильно и в короткие сроки.
  • Выкладывать небольшие пазлы.
  • Проводить аналогии между предметами и явлениями.
  • С легкостью осваивать игры-вкладыши.

Математика

  • Понимать понятия «больше» и «меньше», уметь пользоваться ими.
  • Сравнивать предметы по высоте, ширине и длине.

Речь

  • Правильно отвечать на вопросы.
  • Согласовывать слова согласно падежам и родам.
  • Строить предложения с однородными членами.

Мелкая моторика

Изучая, что должен уметь ребенок в 3-4 года, не стоит забывать и о мелкой моторике, так как она очень важна для развития малыша:

  • Повторять элементарные движения пальчиковой гимнастики.
  • Изображать простейшие явления.
  • Называть свое имя.
  • Знать людей из ближайшего окружения.
  • Находить предметы повседневного использования.
  • Знать основные цвета.
  • Различать элементы и детали предметов.

Беспокоясь о том, что должен уметь ребенок в 3 года, родители обязаны помнить, что каждый малыш индивидуален. И не стоит паниковать раньше времени, если он чего-то не знает. Все занятия нужно проводить старательно, выбирая время, когда ребенок бодр, весел и хорошо себя чувствует.

3 года – важный этап

Сложно не заметить навыки, которые имеет ребенок в 3 года. Итоги развития, подведенные к этому возрасту, могут и отличаться от норм, но отчаиваться не нужно.

Этот период сложен и для малыша, и для мамы, так как он характеризуется тем, что ребенок начинает отделять себя от родителей и требовать, чтобы к нему относились как к личности.

Поэтому лучше предоставить малышу возможность справляться с трудностями самостоятельно, если это не угрожает его жизни и здоровью.

Тогда его навыки будут совершенствоваться с каждым днем, он почувствует себя уверенно. Но родители не должны поддаваться на провокации и позволять собой манипулировать. В этом возрасте дети часто пытаются управлять взрослыми, используя такие методы, как плач или истерика. Во всех конфликтных ситуациях мамам и папам стоит сохранять самообладание и спокойно реагировать на капризы.

Источник: http://fb.ru/article/164469/v-goda-chto-doljen-umet-rebenok-chto-doljen-znat-rebenok-v-goda

Что должен уметь ребенок в 3 года консультации для родителей

Что должен уметь ребенок в 3 года консультации для родителей

В три года у ребенка наступает первый переломный момент, который принято обозначать кризисным возрастом. Детские психологи считают его переходом от младенчества к детству. Потому многие родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 3 года. Какими навыками он должен обладать, и что может стать причиной для беспокойства.

Развитие в этот период происходит сугубо индивидуально. Однако родители должны понимать, что малыши трех лет — это уже самостоятельные личности со своими эмоциями, переживаниями и умениями. И важно помнить – не бывает двух малышей с одинаковым количеством умений.

Некоторые критерии для определения развития, а также выявления проблем все же есть. Они были установлены в конце девяностых годов прошлого столетия немецкими учеными, педагогами, педиатрами и психологами. Определенные навыки были даже внесены в книгу «Мюнхенская функциональная диагностика развития».

Слово как выражение чувств

Способности малыша очень четко проявляются в речи. Она становится осмысленной, без использования звуков для передачи своих эмоций. Малыш с большим интересом относится к новым словам, речевым оборотам. Потому его словарный запас увеличивается с каждым днем. К трем годам объем составляет примерно около 1000-1500 слов. Использует ребенок в среднем только около 500.

  1. Он говорит предложениями, состоящими из 3-6 слов, но понимает он гораздо больше, чем может выразить словесно. При этом в предложениях уже есть место не только существительным, но и предлогам, а также другим частям речи.
  2. Он умеет поддержать простой диалог, отвечая на вопросы. Улавливает разницу между вопросительными и восклицательными предложениями. Именно в этот период он активно использует вопросы: что, где, когда, зачем и почему. Ведя диалог, малыш кроме речевых оборотов пускает в ход мимику и жесты, нередко копируя повадки взрослых. 
  3. К трем годам они впервые начинают оказывать знаки приличия, выражающиеся в вежливых словах «спасибо», «привет», «здравствуйте», «пожалуйста» и других. Их употребление очень важно для последующей адаптации маленького человека в обществе.

Психологи даже выявили процентное соотношение слов в лексиконе трехлетних детей. Половина словаря состоит из существительных. Примерно около 20 процентов приходится на глаголы.

Такое же количество слов приходится на прилагательные. Малыши могут их использовать отдельно, описывая чувства, эмоции, давая характеристику предметам. Еще процентов 10 приходится на наречия, предлоги, числовые значения.

Правда, чаще всего они применяются с ошибками.

В этом возрасте у детей еще много недочетов в речи. Они шепелявят, не выговаривают букву «р». Неправильно составляют предложения, меняют в словах местами слоги и так далее.

Речевое развитие

Несмотря на некоторые недочеты, должны существовать определенные навыки речи к этому возрасту. В частности, он должен:

  • Знать, уметь произносить имя собственное, имена родителей, брата, сестры, бабушки, дедушки, других родственников.
  • Уметь отвечать на самые простые вопросы.
  • Составлять предложения из 4—6 слов.
  • Уметь называть известные малышу предметы.
  • Использовать слова в единственном и множественном числе.
  • Различать противоположные по смыслу слова. Например, большой — маленький, высокий – низкий и другие.
  • Уметь пересказать услышанный небольшой рассказ.
  • Составлять повествование, состоящее из пяти предложений по картинке, изображению.
  • Запоминать четверостишие.
  • Отличать цвета и правильно называть их.

Именно в этот период в нем просыпается маленький почемучка, и родители должны набраться терпения, не оставляя ни один вопрос без внимания. Это не навязчивость, а естественный процесс получения знаний.

В этом возрасте малышу важно читать как можно больше сказок, разучивать с ним стихотворения, песенки. Читать своему чаду нужно с выражением, четко произнося слова. В процессе чтения он обязательно будет интересоваться значением новых слов. Нужно дать ему развернутое разъяснение доступными для его восприятия фразами.

Отличный момент для изучения предметов по карточкам. Показывая ребенку изображение, нужно попросить назвать его. Логопеды советуют выбирать слова, начинающиеся со звуков, которые трудно выговорить. Например, Ш, Ж, Р. Данные занятия помогут развить мышцы языка и освоить фонетику.

Справка: Девочки начинают разговаривать быстрее мальчиков. Это связано с физиологическими особенностями полов.

Развитие мелкой моторики и творчества

На речевое развитие ребенка в 3 года влияет мелкая моторика. Ученые давно доказали, что эти два компонента взаимосвязаны. Если у малыша хорошо развита моторика, то и речь у него значительно лучше и чище.

Врачи и педагоги рекомендуют развивать мелкие движения у детей вплоть до школьного возраста.

Это влияет на координацию движений в последующем и на то, насколько правильно уже школьник будет держать письменную ручку.

Это один из факторов, влияющих на распознание готовности ребенка к обучению школьной программы, так как мелкая моторика связана со зрением, нервной системой, памятью, вниманием и сенсорным восприятием человека.

При нормальном развитии ребенок в три года многое умеет делать:

  • Складывать мозаику, состоящую из мелких элементов.
  • Разрезать бумагу по начертанной линии специальными безопасными ножницами. На начальном этапе бумагу может держать взрослый.
  • Слепить шарик из пластилина и сделать потом из него «колбаску».
  • Нанизывать бусинки средней или мелкой величины на нитку.

Умения трехлетнего малыша

Они выражены в навыках владения застежками в виде пуговиц или молний. При этом ему гораздо проще расстегнуть пуговицы, нежели застегнуть их. Для начала ему можно дать вещи с крупными элементами. У него обязательно получится и благодаря этому появится интерес и терпение продолжать тренироваться дальше.

Разрабатывать письмо можно начать с этого возраста. Происходит данный тренинг при помощи первых осмысленных рисунков. На изображениях человечка уже видны ручки, ножки. Правда, у нарисованных людей в большинстве случаев отсутствует туловище.

Маленький человечек уже пытается изобразить круг, квадрат, треугольник, начертить прямые линии. Вначале он старается копировать рисунки взрослых. Можно дать ему дорисовать картинки. Например, хвост к собачке или кошке, крышу, трубу в домике и так далее.

Данный момент идеален для знакомства малыша с первыми логическими играми. Пазлы, состоящие минимум из шести элементов, для самых маленьких изготавливаются из высококачественных, безопасных элементов. Шнуровки, пазлы-вкладыши и многое другое. Ребенок должен уметь собирать пирамидку с учетом величины колечек, а из 6-8 кубиков строить ровную, устойчивую башню.

Он должен разбираться в счете и умеет определять числа по пальцам. Некоторые дети умеют в этом возрасте считать до пяти. Развить моторику можно при помощи простых упражнений. Например, с 7-месячного возраста можно дать ему мягкую бумагу, а чтобы играть было интереснее — разноцветную, и пусть ребенок рвет ее на мелкие кусочки.

Хорошо развивают пальчиковые упражнения, а также их массаж. Недаром существуют такие игры, как «ладушки», «сорока-ворона» и многие другие.

Еще что умеет делать ребенок в этом возрасте? Отличать предметы по признакам. Это могут быть ягоды, фрукты, овощи. Он уже умеет расставлять предметы по размерам, цветам и форме. Знает большинство их названий.

Идеальное время, чтобы заняться с ребенком творчеством. Лепка из пластилина или цветного теста, сбор природных материалов в виде шишек, листьев, веточек и так далее. Потом из них можно делать различные поделки, аппликации.

Эмоциональное и мыслительное развитие

Это первый «приступ» детской индивидуальности и самостоятельности. Научившись первым осмысленным словам, ребенок начинает впервые чувствовать себя взрослым. Он старается все делать сам, без помощи взрослых.

Он начинает копировать близкое ему окружение, активно проявляет симпатию или антипатию к окружающим его людям и умело распознает своих и чужих. Он осознает разницу между такими понятиями, как «мое», «его», «чужое». При этом слово «мое» становится одним из самых популярных.

Он проявляет широкий эмоциональный диапазон, умеет грустить, скучать, радоваться и расстраиваться. При этом все эти эмоции написаны на его личике.

3 годика – особый период, когда у малыша развивается фантазия. Использует он ее, повествуя о том, чем занимался вчера или сегодня. Некоторые взрослые воспринимают сей факт как ложь и путем замечаний стараются искоренить это. Хорошие проявления исключать не стоит, но вот присмотреться и прислушаться к страхам и чудовищам нужно.

В данный момент в качестве запугивания не рекомендуется использовать монстров, забирающих непослушных детей и прочих антигероев. Воспитательные меры в такой форме могут оставить глубокий негативно-эмоциональный след в неустоявшейся психике малыша. Он должен знать, что дом – это безопасное место, где он всегда может спрятаться.

Малыш начинает развивать свои социальные навыки, общаясь с другими детьми в садике, во дворе или в кружках. Необходимо усиливать навыки общения. Делать ребенок это может только при общении со своими сверстниками.

Потому это именно тот период, когда малыша отдают в детский сад, начинают водить в специализированные развивающие центры. Родителям ни в коем случае нельзя препятствовать общению своего чада с другими малышами.

Физическое развитие

У мальчика физические навыки развиты значительно лучше, чем у девочки того же возраста. Связано это с физиологией. Дети очень активны в данный период. На любое предложение побегать, попрыгать и просто порезвиться они отвечают восторженными эмоциями.

Что должен делать ребенок в физическом плане?

  1. Крутить педали трехколесного велосипеда.
  2. Спускаться и подниматься по лестнице, в том числе и вертикальной, держась за перила или нет.
  3. Пасовать ногой мяч.
  4. Уметь ловить и кидать мяч на расстояние не более двух метров.
  5. Взбираться на детскую горку и скатываться с нее.
  6. Пятиться назад.
  7. Кувыркаться через голову.
  8. Уверенно бегать.
  9. Играть в прятки, догонялки.
  10. Прыгать на одной ноге.
  11. Стоять на носочках и пытаться пройти в таком положении несколько шажков.

Энергия малыша бьет через край, потому альтернативным вариантом послужат спортивные секции и особенно плавание с опытным инструктором. При должном внимании у малыша хорошо развивается ориентация в пространстве.

Бытовое развитие, азы гигиены

Дети трех лет уже хорошо знают, где лежат их вещи, на каких полочках и в каких шкафчиках. Малыш старается делать то, чего раньше не умел, а именно:

  • Самостоятельно раздеваться, придя с улицы.
  • Вытирать лицо и руки своим полотенцем.
  • Чистить зубы, но под присмотром родителей.
  • Мыть руки перед едой и после улицы, туалета.
  • Ровно сидеть за столом.
  • Пользоваться ложкой по назначению. В этом возрасте нужно приучать его пользоваться вилкой (некоторые дети уже умеют).
  • Пить из стакана, бокала, не разливая жидкость.

Это период, когда малыша нужно обучать новым навыкам. Например, у него могут появиться обязанности по дому: убирать за собой вещи, включая игрушки, но по местам, а не в одну кучу. Некоторые детки с удовольствием помогают накрывать на стол и даже пытаются помыть посуду. Именно в трех летний период они пытаются сами постирать свои вещи.

Пылесосить, поливать цветы, протирать пыль и многие простейшие действия не только разовьют бытовые способности, но и приобщат ребенка к семье. Он почувствует себя значимым. Необходимо за каждое действие поощрять его похвалой, отмечая достижения.

Всех вышеперечисленных умений не будет у детей, если с ними не заниматься. Всему, что умеет ребенок, — он учится в семье. К сожалению, многие родители считают, что отдав своих кровинушек в детские сады, центры, ответственность за простейшее образование с них снимается.

Нет, маленький человечек всему сможет научиться, только если у него заботливые, внимательные и очень терпеливые папы и мамы. К общеобразовательному процессу нередко присоединяются бабушки и дедушки, что только способствует благоприятному и гармоничному развитию человека.

Источник: https://pups.su/vospitanie/chto-dolzhen-umet-v-3goda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.