Что должен уметь ребёнок в 4 года: основные навыки и возможности малыша

Содержание

Что должен уметь ребенок в 4 года? Занятия для детей 4 лет

Что должен уметь ребёнок в 4 года: основные навыки и возможности малыша

Папы и мамы всегда интересуются, как развивается их малыш. Сейчас речь пойдет о том, что должен уметь ребенок в 4 года. Ведь интересно узнать, в каких областях он особенно преуспевает, а на какие нужно направить более пристальное внимание.

Навыки у малыша 4 лет

Итак, что должен уметь ребенок в 4 года:

– осознавать смысл обычных слов, таких как мебель, посуда, игрушки;

– знать несколько профессий, названия деревьев и животных;

– демонстрировать предметы, находящиеся от него справа, слева, сверху или внизу;

– сравнивать предметы по их параметрам – длина, высота, ширина;

– различать, где один предмет, а где их много;

– раскрашивать предметы не выходя за определенные рамки;

– уметь нанизывать бусины и пуговицы;

– определить, какой из нескольких (4-5) предметов пропал;

– речь ребенка должна быть разборчивой и понятной;

– пересказывать своими словами содержание прочитанной сказки или стихотворения;

– различать разные погодные явления, времена года и суток;

– называть обычные бытовые предметы, различать их по цвету, объему, назначению;

– разглядеть картину, игрушку или определенный предмет и уметь составить его характеристику из нескольких предложений.

Это среднестатистические характеристики того, что должен уметь ребенок в 4 года. Развитие бывает опережающим, но малыш может несколько и не дотягивать до этих стандартов. Тут расстраиваться не нужно, лучше просто уделить больше времени занятиям. Может быть, даже обратиться за помощью к профессионалам.

В этом возрасте малыш должен использовать в своей речи порядка тысячи слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать его речь должны как его родители, так и совершенно посторонние люди.

Малыш должен знать отличия тела человека от строения тела животных, знать части тела.

Он может имена существительные верно переводить во множественное число. Ребенок уже знает значение предлогов (в, за, на, под, между, около и т.д.).

Он умеет поддержать беседу и свободно отвечать на такие вопросы: “Где гулял сегодня?”, “Что тебе купили?”, “Кого видел на улице?”, “Как ты был одет?”

Что еще должен уметь ребенок? 4 года – тот возраст, когда он может пересказать содержание сказки, услышанного рассказа, знать наизусть несколько детских стишков, считалок. Из детских авторов для этого отличного подойдут Б. Заходер, А. Вишневская, И. Бурсов и др.

Он должен правильно называть данные о себе и о своих ближайших родственниках: свою фамилию и имя, свой возраст, где он живет, а также имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек.

Развитие памяти, внимания, логического мышления

Для каждой из психологических характеристик четырехлетнего ребенка есть свои нормативы сформированности. Далее рассмотрим ориентировочные показатели для нормального развития памяти, внимания и логического мышления, а именно, что должен уметь ребенок в 4 года.

В этом возрасте ребенок уже может:

  • Устанавливать основные отличия между 2-я изображениями или предметами.
  • Сложить из своего конструктора образец готовой постройки.
  • Складывать пазл, состоящий из 2-4 частей.
  • Выполнять задание на протяжении 5 минут не отвлекаясь.
  • Складывать без посторонней помощи пирамиду, а также чашечки, укладывая их одну в другую.
  • Класть в специальные отверстия недостающие фрагменты разрезанных избражений.
  • Свободно определять, к какой общей группе относятся предметы или животные (кот, собака, петух, кролик, корова – это домашние животные; осень весна, лето, зима – это времена года и т.д.).
  • Свободно определить в каждой группе объектов лишний предмет и сказать, почему он не подходит.
  • Найти соответствующую пару каждому из предложенных предметов.
  • Подбирать для предлагаемых словосочетаний противоположные: забор высокий – забор низкий, пояс узкий – пояс широкий, холодный кофе – горячий кофе, длинная веревка – короткая веревка и так далее.
  • Запоминать и затем воспроизводить так называемые пары слов, которые озвучили взрослые: мальчик-девочка, кружка-вода, кошка-собака и так далее по примеру.
  • Правильно отвечать и обосновывать свой ответ на такие вопросы: “Зачем зимой мы надеваем перчатки?”, “Для чего дома двери и окна?” И так далее.

Математическое мышление ребенка в 4 года

Как показывает практика, в возрасте четырех лет дети уже достаточно много знают и умеют. Что касается математического мышления, то в этом возрасте ребенок уже может:

  • перечислять основные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник;
  • знает и может перечислить все цифры от 0 до 10, а также может сосчитать все предметы в пределах 10-ти;
  • легко может соотносить количество изображенных на картинке предметов с нужной цифрой;
  • может расставить в возрастающей и убывающей последовательности все цифры от 1 до 5;
  • понимает, что такое меньше, больше, поровну;
  • постепенно учится писать цифры, а также параллельно знакомится с визуальной интерпретацией чисел.

Перечислив основные моменты в развитии умений ребенка 4 лет, теперь можно определиться с тем, какие занятия с малышом будут особенно востребованны в этот период. Далее рассмотрим, чем стоит заниматься с ребенком в свободное время, и какие занятия на развитие мышления и внимания необходимо с ним проводить.

Чем должен заниматься ребенок

4 года – это возраст, когда ребенок очень подвижен, активен и любознателен. Его интересует практически все, поэтому необходимо сразу же поддержать энтузиазм и заняться вместе с ним развивающими играми. К примеру, лепкой, рисованием. Лепят и рисуют дети в более раннем возрасте, только тогда техника достаточно примитивна.

На данный момент же можно показать им, как необходимо держать в руке кисточку для рисования или фломастер, как верно обрисовывать фигуры. Можно обводить рисунки по контуру либо с трафаретом. Непременно нужно купить ребенку разукрашки, чтобы он мог заполнять цветом черно-белые рисунки.

Кроме развития фантазии, так развивается мелкая моторика.

Развитие детского творчества

Применяя пластилин или глину, есть возможность не просто мять кусочек в руке либо лепить обыкновенные фигуры. Ребенок в 4 года может уже создать целую композицию определенной тематики: подводное либо лесное королевство, новогодний сюрприз или некоторых животных.

Гуляя в парке, лучше предварительно насобирать желудей, интересных листочков, каштанов, а потом использовать их для поделок.

Для того чтобы ускорялось развитие детей 3-4 лет, понадобятся различные пуговички, спички, бусинки либо обычные зубочистки, поскольку именно мелкой моторике и всему, что с ней связано, необходимо уделять значительную часть детского досуга.

Не стоит забывать о простых, но в то же время действенных способах для развития эрудиции и общего мировоззрения малыша. Небольшие стишки и веселые рассказы – это отличный вариант для того, чтобы с пользой для себя и ребенка провести время.

Такие литературные занятия для детей 4 лет отлично формируют мировоззрение малыша, а также учат его быть добрым и порядочным, любить и уважать старших.

Стихи учат детей самым элементарным понятиям из зоологии, истории, географии. А если добавить сюда интересные и поучительные повести и фильмы, то и вовсе можно достигнуть уровня максимального развития эрудиции ребенка.

Чему учить и как учить

Если до этого малыш делал аппликацию из готовых элементов, то в 4 года можно уже разрешить пользоваться ножницами, чтобы он сам вырезал фигуры. Не нужно добиваться вырезать что-то трудное.

Можно просто нарисовать ему на цветной бумаге большие геометрические фигуры, которые он должен вырезать.

Приклеивать можно не только лишь бумагу, но и посыпать специальным бисером, крупой или цветным песком.

Если ребенок еще не умеет считать, самое время этому научить, поскольку математика для детей 4 лет может оказаться достаточно интересной и увлекательной игрой. Это хорошо делать во время прогулки. Можно проводить математические занятия для детей 4 лет, предлагая им пересчитывать деревья, ступени, автомобили, окружающих людей, сооружения, птичек.

Можно попробовать разъяснить простые математические действия, используя свои пальцы, спички или специальные счетные палочки. Можно начинать учить читать, заучивая готовые фразы. Очень удобно иметь специальные кубики со слогами либо приобрести магнитную доску со знаками. Если у него возникнут трудности, либо он начнет привередничать, не настаивайте, отложите занятия.

Можно также приобрести книжку и изучить стишки для детей 4 лет.

Игры и игрушки для малышей в 4 года

Четыре года – возраст, полностью подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку в цирк или кинотеатр. Не нужно сразу брать билеты в первые ряды. Просто ребенок может не совсем правильно отреагировать на звучные выкрики клоунов, хлопки, рычания животных. Потому лучше занять другие места, приблизительно с десятого ряда и выше.

Развитие детей 3-4 лет включает занятия с любимым конструктором, собирание интересной мозаики. Только задания нужно со временем усложнять, постепенно добавляя большее количество элементов и понижая их размеры.

Очень неплохой конструктор LEGO, детали которого рассчитаны на различные возрастные категории. Из него можно собирать не только лишь обыкновенные дома либо машинки, но и галлактические и пиратские корабли, разные самолеты, сооружения, ботов.

Нужно лишь докупать дополнительные элементы.

Друзья в этот период

В таком возрасте можно иметь уже одного или двух друзей, вместе гулять и играть во дворе, попеременно ходить в гости. Им будет любопытно играть сообща, а у их мам при этом появится немного личного времени.

Обычно девочки играют в куколки, поликлинику, семью, а мальчишки – в машинки либо конструктор. Малышей можно занять на определенное время, если предоставить им коробку и попросить соорудить дом.

Пускай они вырезают окошки, разукрасят стенки, расставят мебель, заселят игрушечных обитателей.

Полезные советы папе и маме

Еще не так давно было желание, чтобы малыш быстрее начал кричать. На данный момент хочется, чтоб он хоть время от времени помолчал. Наступил такой период, когда неугомонного «почемучку» интересует все: «Почему собака гавкает, а кошка мяукает?», «Почему травка зеленоватая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только в ночное время, а солнышко днем?» И еще много различных «почему».

Детки не только лишь желают это выяснить, но и понять, то есть осознать, почему происходит конкретно так. Время от времени от этих «почему» у папы и мамы идет кругом голова, особенно если один вопрос задается не один раз, и необходимо все разъяснять вновь.

Тут самое главное – проявить терпение и мудрость. Чтобы чуточку приостановить напор пытливого ребенка, можно у него спросить, что он сам думает об этом или другом.

Так у него появится возможность немного самостоятельно поразмышлять, и тут нужно послушать его рассуждения.

Время от времени он может задавать вопросы на достаточно интересные темы. Не стоит его стыдить либо одергивать. Ведь для малышей нет запрещенных тем, ими движет только любопытство. Также рекомендуется не забывать про разные развлекательные игры, во время которых можно изготовить интересные поделки с ребенком 4 лет.

Источник: http://fb.ru/article/139362/chto-doljen-umet-rebenok-v-goda-zanyatiya-dlya-detey-let

Что должен уметь ребёнок в 4 года?

Каждый возрастной этап жизни ребёнка уникален и имеет свои отличительные особенности. Итак, ребёнок достиг четырёхлетнего возраста.

К сожалению, большинство родителей недооценивают возможностей этого возраста, считают, что еще время есть и занятия познавательного характера ещё не нужны.  Когда же до школы остаётся год, начинают чрезмерно «увлекаться» обучением.

А результат, как правила, не радующий: у ребенка нет желания учиться, частые занятия приводят к переутомлению. Поэтому важно не привести к негативным последствиям.

Так, большинство малышей 4 года посещают детский сад и хорошо адаптированы к выдвигаемым там требованиям.

 Поэтому родителям нужно сконцентрировать своё внимание на образовательной деятельности детей, программах, реализуемых в дошкольном учреждении.

Специалисты в этом отношении оказывают неоценимую помощь, разрабатывая консультации разной тематики, как индивидуальные, так и групповые, которые способствуют повышению педагогической грамотности родителей

Физическое и психическое развитие

Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны в своих действиях, легко и быстро передвигаются, свободно владеют своим телом. Специалисты считают, что в плане физического развития, ребёнок должен уметь следующее:

  • самостоятельно, быстро бегать без частых падений;
  • стоять на одной ноге непродолжительное время;
  • прыгать на одной и двух ногах;
  • подниматься и спускаться по лестнице, поочерёдно переставляя ноги;
  • бросать и ловить мяч обеими руками;
  • самостоятельно управлять трёхколёсным велосипедом и с помощью взрослого – двухколёсным;
  • перешагивать и перепрыгивать невысокие препятствия.

Психическое и эмоциональное ребёнка стоит на одной ступени с физическим, поэтому важно вовремя реагировать на возникающие проблемы.

Ребенок уже знает и пользуется принятыми в обществе нравственными нормами поведения, но для привлечения к себе внимания со стороны может устраивать наигранные истерики, капризничать без повода.

В этом возрасте уже можно заметить слабые и сильные стороны характера, наличие лидерских способностей.

Так или иначе этот важный этап становления личности ребенка нельзя пропустить, помощь, поддержка со стороны взрослых обязательна.

Но важно не перестараться – не льстите, не хвалите просто так, наоборот воспитывайте в нём уверенность в себе, самостоятельность, сдержанность, умение отвечать за свои поступки.

Эмоции пока ещё имеют значительный вес в поведении ребёнка, но ближе к пятилетнему отрезку малыш постепенно начинает их контролировать. Психологи выделили круг сформированных умений четырёхлетнего малыша:

  • выражает эмоции и чувства;
  • определяет настроение человека;
  • может изобразить мимикой любую эмоцию;
  • способен признать свою вину и попросить прощения;
  • активно общается со сверстниками;
  • может посочувствовать и пожалеть;
  • стремится не конфликтовать;
  • радуется родным и близким, но может замкнуться в присутствии незнакомых людей.

Активным помощниками выявления указанных умений являются психологические тесты, которые могут проводить родители, но лучше обратиться к опытным педагогам-психологам.

В этом возрасте уместны тесты на выявление детских страхов, тревожности; определение темперамента, эмоционального отношения к нравственным нормам, агрессивности ребёнка и многие другие.

Психологические тесты позволяют подробно разобраться чувствах и эмоциях, переживаемых ребёнком, которые он еще не может объяснить или скрывает.

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания

  • самостоятельно умываться, пользоваться мылом, втираться полотенцем;
  • частить зубы;
  • пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Есть самостоятельно, не проливать пищу, убирать за собой посуду, помогать сервировать стол.
  • самостоятельно одеваться, застёгивать пуговицы, молнии, обуваться, используя помощь взрослых в трудных случаях (шнурование, завязывание). Сворачивать одежду и убирать в шкаф;
  • расчёсывать короткие волосы;
  • не ломать, не разбрасывать игрушки,  после игры убирать на место.

Мелкая моторика

  • соединять пальцы, имитируя «фонарики».
  • поочерёдно показывать пальцы;
  • надевать на нитку или шнурок бусины;
  • выполнять задания со шнуровкой, самостоятельно застёгивать кнопки, пуговицы, молнию, липучки, крючки;
  • штриховать и раскрашивать предметы не выходя за контур.

Развитие речи.

Формирующаяся речь малыша претерпевает заметные изменения, теперь это не только способ передачи информации, но и помощник в управлении своим поведением, планировании своих действий.

Словарный запас значительно увеличивается и речь становится более развёрнутой, чёткой. Важно отметить, что речевое развитие девочек и мальчиков имеет особенности. Речь девочек более эмоциональна, точна и понятна.

Мальчики выдают какую-то информацию, поэтому говорят коротко, могут неправильно выговаривать слова.

В речевом развитии ребёнок должен уметь:

  • правильно произносить все звуки (возможны трудности со звуками «р», «л»);
  • последовательно связно высказываться;
  • использовать все части речи, соотносить их в роде, числе и падеже;
  • задавать и отвечать на вопросы;
  • составлять рассказ из личного опыта, по картине, серии картин (3-4 предложения);
  • слушать и пересказывать несложный текст, отвечать по содержанию;
  • образовывать форму множественного числа имён существительных;
  • правильно употреблять предлоги;
  • рассказывать народные сказки, читать наизусть стихи разной тематики, малые фольклорные формы (потешки, считалки и т.д.)

Окружающий мир.

Ребёнку необходимо знать и уметь:

  • своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес;
  • фамилии, имена, профессии  родителей;
  • различать и знать на вкус несколько овощей, фруктов, ягоды,
  • находить в природе 3-4 дерева, кустарника, травянистых растений;
  • называть и показывать на картинке домашних и диких животных, их детёнышей; домашних, перелётных и зимующих птиц; насекомых;
  • владеть обобщающими понятиями «Мебель», «Посуда», «Бытовая техника»;
  • называть и показывать части тела и лица;
  • выделять отличительные особенности нескольких профессий;
  • характеризовать сезонные изменения;
  • называть разные виды одежды и обуви, их части.

Математика

Малыш в возрасте до пяти лет должен уметь:

  • считать в пределах пяти прямо и обратно, соотносить количество предметов с цифрой;
  • сравнивать две группы предметов, уравнивать двумя способами;
  • различать квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
  • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
  • пользоваться понятиями «лево-право», «больше-меньше-столько же»;
  • находить отличия между 2-я картинками;
  • складывать пазлы, картинку из четырёх частей;
  • выделять лишнее из группы предметов и объяснить выбор;
  • находить предмету пару.

Продуктивная деятельность.

В рисовании и лепке важно:

  • уметь держать карандаш, кисть, пользоваться акварелью и гуашью;
  • передавать форму предметов, соотносить части по величине, аккуратно закрашивать;
  • составлять узор на полосе, круге, квадрате, чередуя элементы;
  • создавать сюжетный рисунок из нескольких предметов;
  • рисовать по замыслу; по образцу;
  • пользоваться приёмами оттягивания, вдавливания, сглаживания;
  • лепить предметы из нескольких частей;
  • использовать стеку.

В аппликации и конструировании необходимо уметь:

  • держать ножницы, пользоваться кистью для клея, разрезать по диагонали квадрат и прямоугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, резать по косой;
  • правильно располагать части предмета на листе и аккуратно наклеивать
  • сгибать лист пополам и по диагонали;
  • составлять узор из растительных и геометрических элементов;
  • называть и показывать строительные формы;
  • воспроизводить постройки, придуманные самостоятельно и по образцу.

Чтобы родители смогли выявит уровень физического, психического, интеллектуального развития ребёнка и вовремя заметить проблему, педагогами разных уровней разработаны тестовые задания.

Но для плодотворной, результативной работы необходимо придерживаться некоторых правил: ребёнок должен быть настроен на работу, не быть уставшим, раздражённым; все задания должны быть организованы в игровой форме; тон взрослого – спокойный, доброжелательный; обязательно соблюдены временные рамки 10-15 минут.

Чтобы видеть динамику развития, тестовые задания лучше предлагать в 4 – 4 года и 2 месяца и ближе к пяти. Один из вариантов тестового задания, « + », если ребенок ответил правильно на все вопросы:

  1. Что я знаю о себе? (имя, фамилия, пол, возраст).
  2. Перед ребёнком картинки с изображение одежды, мебели, посуды. Нужно объединить их в группы и назвать обобщающее понятие.
  3. Расположить предметы в хаотичном порядке, ребёнку нужно их посчитать и найти соответствующую цифру.
  4. Определить форму предметов.
  5. Сравнить полоски по длине, ширине, высоте.
  6. Взрослый называет 5 слов, ребёнок их должен запомнить и назвать.

Результат:

все « + »  – развитие ребенка по возрасту.

один « — »  – нужно обратиться к тестам для детей 3-х лет, если все ответы верны, то ребёнок развит по возрасту.

два и более « — »  – вероятно нужна помощь психолога.

Основная задача воспитания и развития ребенка четырех летне препятствовать в желании малыша узнавать что-то новое, причём в больших дозах; продолжать учить правильному общению со взрослыми, сверстниками; знакомить с нормами поведения в гостях, общественных местах; помогать развивать способности (музыкальные, художественные, артистические и т.д).

(2 , в среднем: 4,50 из 6)

Источник: http://maskahair.ru/chto-dolzhen-umet-rebyonok-v-4-goda/

Развитие ребенка в 4 года: что должен уметь, развитие речи

статьи: Каждый возраст имеет свои критерии сформированности навыков, на которые следует ориентироваться при оценке общего развития малыша.

Если до 3 лет специалисты говорят о разных вариантах нормы, то в 4 года эти критерии становятся более устойчивыми. Если ребёнок не соответствует многим из них, то этом может указывать на проблемы в развитии.

Родителям важно вовремя заметить отклонения и подкорректировать воспитание и обучение, чтобы избежать отставания.

Развитие ребенка в 4 года

Дети 4 лет становятся более послушными, покладистыми, они всё больше нуждаются в друзьях, интересуются всем, что происходит в окружающем мире.

Особенности развития ребенка 4 лет

• Малыш всё больше хочет быть самостоятельным, доказать родителям, что он может выполнять многие действия без их помощи. Он заявляет о своих правах и потребностях, а поэтому родителям нужно быть внимательными к нему. • У ребёнка формируются этические представления. Спектр его эмоций расширяется, он начинает понимать, что чувствуют другие люди, сопереживает им.

• 4 года – это прекрасное время для развития творческих способностей. Его воображение становится очень активным, он живёт в мире сказок, фантазий. • У малыша появляется всё больше страхов, а всё из-за его бурной фантазии. • Ребёнок очень интересуется сверстниками, он заводит всё больше друзей, нуждается в их признании и уважении.

Их общение становится всё более сложным, но не менее интересным. • Дети в 4 года очень любознательны, они постоянно задают вопросы о том, что они видят. Однако они не любят заниматься тем, что им не интересно. Ребёнок в 4 года невероятно энергичный, достаточно самостоятельный, однако часто не может сосредоточиться на каком-то одном деле.

Родителям важно мягко, но настойчиво подтолкнуть малыша в нужном направлении.

Развитие внимания и памяти в 4 года

Нередко у молодых родителей возникает вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 года. Список навыков детей с возрастом увеличивается: • У крохи проявляется способность концентрировать внимание на протяжении 7 – 10 минут, удерживая в поле зрения около 5 предметов.

• Он запоминает события с давностью в 7 дней и воспроизводит те моменты, которые ему больше всего запомнились в правильной последовательности.
• Ребёнок может выучить небольшой стих, запомнить текст песни, пересказать сказку.
• Малыш узнает недавно прочитанное произведение по первым абзацам или иллюстрациям.

• Повторяет движения в определённой последовательности во время игры или танца.
• Находит признаки отличия или сходства на картинках и объясняет, в чём они заключаются.
• Он способен группировать предметы по признакам.
• Кроха собирает пазл, который состоит из 6 – 10 частей.
• Он способен назвать предметы по порядку и выявить, какой из них исчез.

• Запоминает фразу, которую произнесли взрослые и может её повторить.
• После просмотра сюжетных картинок пересказывает увиденное. Чтобы ваш ребёнок обладал полным набором этих навыков, необходимо ежедневно с ним заниматься.

Умственное развитие в 4 года

Как упоминалось ранее, ребёнок становится очень любознательным, именно поэтому родители в этот период начинают их подготавливать к школе. Специалисты рекомендуют проводить раннее обучение с учётом советов методистов, которые определяют, что должен знать и уметь малыш в этом возрасте.

Умственное развитие ребенка в 4 года стремительно двигается вперёд:

• В учебную программу крохи можно включить иностранный язык. Он способен легко всё запомнить и отличить родные слова от иноязычных.
• Запоминает многие буквы, считает до 10 и более, умеет распознать графическое изображение буквы и цифры. Некоторые дети могут даже написать в тетради нужный символ.
• Легко находят пару определённому предмету, убирают из заданного ряда лишний предмет. • Сравнивает предметы по форме, размерам, расставляет их от меньшего к большему и наоборот.
• Способен подобрать слово антоним к заявленному (например, днём светло – ночью (?) темно). Может справиться с простыми головоломками, загадками, логическими задачами.
• Легко различает простые геометрические фигуры и некоторые сложные.
• Может определить правую руку от левой и наоборот.
• Ориентируется в схеме сборки конструктора, может соорудить несложные конструкции. Так выглядит программа развития мальчика и девочки в 4 года. Для того, чтобы обучить кроху этим умениям достаточно 30 минут в день, главное, правильно распределить своё время.

Речевое развитие ребенка в 4 года

Запас слов ребёнка в 4 года стремительно увеличивается. Он узнаёт новые слова и их значения, умеет их использовать при создании синтаксических конструкций.

Развитие речи ребёнка 4 лет

• Чётко произносит гласные и согласные звуки.
• Отвечает на вопросы, с удовольствием участвует в диалоге.
• Может составить связный текст, который состоит из 6 предложений.
• Легко описывает то, что он увидел на картинке, может полностью описать игрушку, увиденное и услышанное.
• Знает своё полное имя с учётом фамилии и отчества.

Запоминает имена своих друзей и знакомых в детском саду, помнит имя и отчество воспитателя.
• Может назвать свой возраст и домашний адрес.
• Прекрасно различает интонацию, сам может воспроизвести любую.
• Применяет в речи единственное и множественное число.
• Правильно употребляет слова в мужском и женском роде, числе, падеже.

Правильно употребляет предлоги.
• Во время разговора применяет все части речи (в том числе междометия, вводные и звукоподражательные слова). Нередко четырёхлетние дети путают понятия «сегодня», «завтра», «вчера» и названия приёмов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Не страшно, если у ребёнка западают шипящие звуки и буква «р».

В остальном его речь понятна взрослым. Иногда случается так, что ребенок в 4 года не говорит. Таким образом могут проявляться определённые психологические или неврологические расстройства (сильный стресс, задержка психомоторного и психического развития, травмы головы и т. д.).

В любом случае, при возникновении подобных проблем необходимо обратится к специалистам (невролог, логопед, отоларинголог, психолог).

Развитие мелкой моторики в 4 года

Специалисты связывают мелкую моторику с речью и мышлением ребёнка. Во время развития моторики малыш готовиться к письму. Мелкая моторика в 4 года должна быть достаточно развитой: • Ребёнок с лёгкостью показывает указательный, большой палец или несколько пальцев вместе.
• Он способен надеть бусинки среднего размера на нить.

• Малыш в состоянии развязать, завязать узел на толстом шнурке, застегнуть и расстегнуть молнию, пуговицу, крючок.
• Кроха умеет правильно держать ручку, карандаш, кисть.
• Он способен провести линию по точкам без отрыва руки от бумаги, разукрасить картинки, не выходя за контуры.

• У него получается обвести фигурки по трафарету, сложить из нескольких одну, например, из квадрата и треугольника – дом.
• Из пластилина лепит шарики, колбаски, собирает их в полноценную конструкцию (снеговик, цветок и т. д.). Кроме того, кроха должен уметь вырезать фигуры по контуру. Так что рекомендуется вместе вырезать аппликации, снежинки и т.д.

Именно так выглядит программа развития ребенка в 4 года, главное регулярно с ним заниматься.

Физическое развитие ребенка 4 лет

Четырёхлетний малыш очень развит физически, он невероятно энергичен и хочет проверить возможности своего тела.

Физическое развитие ребёнка в 4 года на высоком уровне:

• Малыш быстро бегает.
• Он с лёгкостью поднимается на вертикальную лестницу и спускается с неё.
• Он отлично прыгает в высоту и длину.
• Малыш способен бросить мяч в определённом направлении далеко и точно.
• Ребёнок способен подтянуться на перекладине или кольцах, но с помощью взрослых.
• Он способен пройти небольшую полосу препятствий. 4 года – это отличное время, для того чтобы отдать кроху в спортивную секцию. Занятия пойдут ребёнку только на пользу. Сделают его более уверенным, коммуникабельным, а мышцы крепкими.

Психическое и эмоциональное развитие в 4 года

Психологическое развитие ребенка в 4 года тоже не стоит на месте. Головной мозг малыша практически равен объёму серого вещества у взрослого человека. Однако левое и правое полушарие развиты не одинаково: правая половина мозга, которая отвечает за эмоции и чувства преобладает. Именно поэтому дети в этом возрасте очень эмоциональные, часто не слушаются, закатывают истерики.

Важно проявлять терпение к малышам, уважать их мнение. Четырёхлетний ребёнок пытается помогать маме: сложить вещи в шкаф, протереть пыль, помочь нести пакеты и т. д. Очень важно хвалить кроху и всячески поощрять словами. Так у малыша повысится самооценка, да и словарный запас у него пополнится.

Так как психическое развитие ребенка в 4 года интенсивное, то родители должны направить его энергию во благо. Например, можно начать учить иностранный язык. Лучше всего, если обучение будет проходить в форме игры, тогда кроха будет демонстрировать хороший результат. Однако перегружать мозг малыша и ругать его за неудачи тоже не стоит.

Если у него что-то не получилось, просто подбодрите его, объяснив, что в следующий раз у него всё получится.
Если ребёнок сделал что-то плохое, то его следует наказать, однако делать это нужно не силовыми методами. Ругать кроху тоже не стоит, просто нужно спокойно, но строго поговорить с ним.

Важно объяснять ему, что плохого в его действиях и почему они вызывают недовольство у других людей. При этом расскажите, какие меры наказания его ждут, если в будущем ситуация повториться (например, отказ от сладкого или мультфильмов на несколько дней). Иногда случается так, что ребенок слишком привязан к маме.

Он боится без неё оставаться, ищет внимания, причём неважно, ласка это, окрик или шлепок. Он не может находиться в детском коллективе без неё, постоянно плачет и впадает в истерику. В таком случае необходимо кроху показать психологу. Чем раньше родители проведут лечение, тем быстрее малыш сможет адаптироваться в социуме.

Бытовые навыки детей четырех лет

Четырёхлетние дети с лёгкостью выполняют гигиенические процедуры: чистят зубы, моют руки перед приёмом пищи и после прогулки на улице, контролируют физиологические потребности даже ночью. Некоторые малыши отказываются от горшка в пользу унитаза.

Ребёнок кушает самостоятельно, пользуется столовыми приборами и салфеткой. Перед прогулкой кроха может поучаствовать в выборе вещей, сам одевает их, и снимает по возвращению домой.

Многие из них отличают переднюю сторону одежды от задней, различают правую ногу от левой, правильно надевают обувь. Но иногда случается так, что ребенок в 4 года ночью мочится, при этом крепко спит и не чувствует позывов в туалет. Так обычно проявляется энурез у детей.

В таком случае нет смысла ругать ребёнка или будить его, так как у него нарушены механизмы нервной регуляции мочеиспускания, а значит он нуждается в серьёзном комплексном лечении.

Игры для развития детей 4 лет

Программа развития девочки и мальчика в 4 года предполагает совместные увлекательные занятия с родителями. Можно заняться с крохой лепкой или рисованием. Покажите ему, как правильно держать в руке кисть или карандаш, как рисовать геометрические фигуры. Можно обводить фигуры по контуру или использовать трафарет.

Обязательно купите малышу «разукрашки», чтобы он заполнял их цветом на своё усмотрение. Так развивается фантазия и мелкая моторика. Из пластилина или специальной глины можно слепить целую композицию, например, подводное царство, лесная полянка и т. д. Украсить такую композицию можно шишками, каштанами, сухоцветами, бусинками, стразами и т. д.

Также вместе можно сделать аппликацию, но если ранее для этого использовались готовые детали, то сейчас их можно вырезать вместе. Только фигуры, которые вырезает ребёнок должны быть простыми (круг, квадрат, треугольник). Если кроха ещё не умеет считать, то наверстайте упущенное во время прогулки по улице. Считайте птиц, деревья, людей, ступеньки и т. д.

Математические действия – сложение и вычитание объясните, используя пальцы, спички, зубочистки. Исходя из всего вышеизложенного, дети 4 лет стремятся к самостоятельности, общению со сверстниками, признанию и уважению. Кроме того, кроха нуждается в поддержке родителей.

Степень его развития напрямую зависит от вас, чем больше времени вы проведёте вместе, осваивая новые знания и умения, тем больше ваш ребёнок будет уметь.

Запишитесь на приём к врачу в вашем городе

Клиники вашего города

Последние материалы раздела:

Успокоительное для детей

Если ребенок беспокойный, плохо спит, много плачет и капризничает, то многие родители просят педиатра прописать успокоительное средство ребенку. Но надо ли оно ему, в каких случаях…

Рыбий жир для детей

Рыбий жир детям показан для насыщения организма жирными кислотами и витаминами, так как пища не всегда восполняет все необходимые вещества для гармоничного развития и роста ребенка…

Отрыжка у ребенка

Отрыжка – это непроизвольный выброс воздуха из желудка в ротовую полость. Отрыжка у детей разного возраста – это частое явление. Ее могут спровоцировать физиологические или патологические…

Источник: http://birth-info.ru/614/child-health-Razvitie-rebenka-v-4-goda-chto-dolzhen-umet--razvitie-rechi/

Развитие ребенка в 4 года: от 4 до 5 лет

Развитие ребенка в 4 года: от 4 до 5 лет 6 голос, средняя оценка: 2,83 из 5

Развитие ребенка в 4 года связано с его дальнейшим взрослением. Малыш вырос, вы уже не один раз сменили размеры одежды.

Он подвижный и любознательный, хорошо говорит и выражает свои мысли. Ребенок начинает проявлять характер, утверждается как личность. Он умеет делать много вещей и активно учится новому.

Некоторые дети в этом возрасте знают все буквы, считают до десяти, начинают читать по слогам.

Особенности развития ребенка в 4 года

Физическое развитие четырехлетнего ребенка

Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким.

У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы.

Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.

Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом.

Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения.

Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.

Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков.

Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички.

Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.

Дети самостоятельно чистят зубы

В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы.

Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками. Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки.

Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности.

Умственное и речевое развитие ребенка

К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки.

Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали.

Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.

Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам.

Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим.

Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».

Ребенок знает уже приличное количество слов

Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже.

Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой.

Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.

Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания.

Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф.

Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный.

Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности.

Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой.

Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.

Для того, чтобы избежать проблем эмоционального характера, нужно создать благоприятную атмосферу в семье. Ребенку важно не только то, как обращаются к нему, но и отношения родителей друг к другу. Взрослым нужно серьезно воспринимать возрастные особенности психики дошкольника, обращать внимание на его настроение.

Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением.

Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца.

Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.

Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними.

Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить.

А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.

Режим и питание ребенка

В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу.

Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы.

Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):

  • Мяско (курочка, кролик, индейка, говядина, нежирная свинина) – 120-130 грамм.
  • Рыбка, желательно морская
  • Крупы любые – 60-70 грамм
  • Масло растительное и сливочное 10 г и 25 г соответственно
  • Творожок – 50 г, молочко – 500 г
  • Овощи разные – 220-260 грамм
  • Фрукты и ягодки – 220-260 грамм
  • Хлебушек (белый и ржаной) – 120-150 грамм.

На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот.

На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира.

Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.

Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа.

Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.

Спортивные занятия с четырехлетним ребенком

К четырем годам малыш уже хорошо окреп физически. Он очень активен, но у него еще плохо развито равновесие, попробуйте его совершенствовать. Помогут в это упражнения на перекладине, хождение по брусу, по бордюру или дома по ковру на носочках и на цыпочках. Попробуйте показать, ка делать ласточку, стоять на одной ноге, будто цапля.

Возраст 4 года – самое время отдать малыша в спортивную секцию. Не ставьте перед собой задачи сделать из него выдающегося спортсмена, ребенок должен заниматься спортом с удовольствием, а не под принуждением. Делайте с дошкольником регулярно зарядку, купите ему кольца, перекладину, шведскую стенку, если не приобрели эти тренажеры до сих пор.

Обучение языку и логическому мышлению

В четыре года ребенок прекрасно обучается. Можно начать с ним изучать иностранный язык. Если вы сами им владеете, попробуйте заниматься языком в домашних условиях. Помогут в этом видео, специальные материалы и учебная литература, развивающие карточки. Родную речь тоже нужно совершенствовать.

Читайте вместе книжки, разучивайте стихи, поговорки, загадки. Также стоит обращать внимание, как говорить ребенок, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки. Если он плохо произносит некоторые буквы и звуки, может понадобиться консультация логопеда.

Методы исправления речи есть разные, специалист поможет выбрать самый подходящий.

и фотоВсе видео и фото

Необходимы ребенку занятия на развитие логики. Приготовьте карточки с изображением различных предметов. Пускай ребенок выбирает из них изображения с одинаковыми свойствами, исключает лишние. Развивают логику и различные лабиринты, из которых нужно найти выход.

Они могут быть нарисованы на бумаге или сделаны из объемных материалов. Осваивайте с малышом счет, он уже способен оперировать цифрами в пределах десяти. Для изучения арифметики можно использовать картинки в специальном учебнике, палочки для счета или обычные карандаши.

Быстро воспринимается детьми к четырем годам азбука. Дошкольники, родители которых практикуют раннее развитие, уже умеют читать. Если вы еще не учили с малышом буквы, самое время начать. Обязательно купите тетрадь, в которой малыш будет учиться писать. Многие детки мечтают стать взрослыми, и пойти в школу.

Игра в учителя и ученика может им понравится, и они охотнее будут осваивать материал.

Творческое развитие ребенка

Не забывайте про занятия творческие. Они необходимо для гармонического психологического развития ребенка. Купите ему разные развивашки и разукрашки, постарайтесь, чтобы малыш занимался изобразительной деятельностью самостоятельно.

Разложите перед ним карточки, пускай рисует на них, что хочет. Разрисовывать тоже не обязательно теми цветами, которые есть на образце, лучше, когда ребенок проявляет фантазию.

Двигательные навыки совершенствует лепка, дети в 4 года уже могут делать из пластилина довольно сложные предметы, птиц, животных, машинки, людей, целые композиции. Кроме того, малыш должен уметь держать в руках ножницы, вырезать по контурам картинки, делать аппликации.

Творческие занятия должны включать танцы, разучивание песенок. Гимнастику тоже следует делать под музыку, так ребенку будет интересней и веселее.

К четырем годам уровень развития у разных детей отличается. Одни проявляют больше творческих способностей, другим лучше дается математика. Кто-то прекрасно говорит, рассказывает стихи, а кому-то больше по душе занятия спортом. Потому для воспитания детей так важно учитывать их индивидуальные особенности.

Если развитие и поведение ребенка не выходит за пределы нормы, родителям не о чем беспокоиться. План развития у вашего малыша должен быть своим, сравнивать его с другими детьми не стоит. Ни в коем случае нельзя перегружать детей занятиями, устраивать им бесконечные тесты и проверки, насильно вырабатывать усидчивость.

Если перестараться, ребенку можно отбить интерес к учебе навсегда.

Источник: https://sputnikdetstva.ru/kalendar-razvitiya/rebenok-4-god.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.