Что такое дружба для детей и как научить ребенка дружить

Содержание

Как научить детей дружить со сверстниками: советы психологов

Что такое дружба для детей и как научить ребенка дружить

Дружить детей нужно учить – да-да, такие, казалось бы, естественные взаимоотношения не рождаются из ниоткуда, способность к дружбе не впитывается с молоком матери, малышам необходимо объяснять правила взаимодействия в коллективе, их значимость.

Чтобы научить ребенка дружить с другими детьми, как показывает практика, нужно приложить немало усилий. Детская дружба – это настоящая удача, ведь ребенок, имеющий друга, более защищен, уровень его психологического комфорта намного выше, чем у одиночки.

Что такое дружба? Это взаимодействие с окружающими людьми. Если раньше ребенку было достаточно общения с мамой и другим домашними, то уже с трех лет его постепенно начинают интересовать сверстники.

Как же с ними взаимодействовать? Во многом успех или неуспех отношений зависят от того, какими навыками общения ребенок овладел при взаимодействии с родителями.

Взаимоотношения со сверстниками — это бурная жизнь на границе собственного «я».

Как же научить ребенка дружбе, сделать так, чтобы он не был изгоем в детском коллективе?

Проблема детской дружбы в психологии: движение внутрь и наружу

Дружба – это важный аспект в жизни ребенка, ведь именно на границе собственного «я» происходит самое интересное: что-то или кого-то малыш приглашает и впускает, от чего-то и кого-то старается защититься.

И это важно как для психологического здоровья, так и для физического. Если говорить о физическом уровне, наш организм нуждается в поступлении воздуха, еды, воды и в выведении углекислого газа, пота, мочи и пр.

На психологическом уровне подобное движение внутрь и наружу осуществляют наши потребности.

Потребности, связанные с движением наружу, — это так называемые агрессивные потребности. К ним относятся как потребности в защите собственной территории, так и действия, связанные с расширением собственных границ и возможностей (поступление в вуз, признание в любви и т. д.). Осуществление этих потребностей важно и полезно, но только в приемлемой форме.

Например, если вас разозлил муж, вы не бьете его по лицу лопаткой, как маленькая девочка в песочнице, но предъявляете свои чувства при помощи голоса, жестов и «я-сообщений». Другой пример: если вы влюблены, то не налетаете на человека с поцелуями, а предъявляете свои чувства иначе, например как Татьяна Онегину.

Неспособность человека проявлять свои потребности, связанные с движением за пределы собственного внутреннего мира, ведет к накоплению внутренней энергии, которая может проявляться в неконтролируемых вспышках гнева и ярости. Хорошо, если гнев и ярость, как говорится, служат для того, чтобы просто «выпустить пар».

Хуже, если накопленная внутренняя энергия
находит выход не в гневе и ярости, а в хронических заболеваниях или в ощущении неудовлетворенности собой и своей жизнью.

Потребности, связанные с движением вовнутрь, призваны обеспечить наш организм и нашу личность чем-то новым, приятным, полезным. Если говорить о любви в контексте данного вида потребности, то чтобы любить и быть любимым, нужно уметь не только защищаться, наступать, завоевывать и осваивать, но и принимать, впускать, внимать. То есть уметь принимать дары, в том числе и дар любви.

При здоровом психологическом процессе потребности, связанные с движением вовнутрь, и потребности, связанные с движением наружу, непрерывно сменяют одна другую.

Что же касается психологии детской дружбы, то в этом случае ребенок должен уметь знакомиться, принимать любовь, признание и постоять за себя в коллективе. Так что дружба между детьми — это явление постоянных компромиссов.

Каждый человек сам регулирует режим открытия и закрытия своих границ, постепенно научаясь впускать полезное и отвергать вредное для своего внутреннего мира. Отработка этого механизма неразрывно связана с осознанием своих чувств, потребностей и способов их конструктивного предъявления миру.

Ошибочно было бы думать, что проблема детской дружбы разрешится сама собой, как только малыш начнет выходить во двор, в возрасте трех-четырех лет. Безусловно, со сверстниками ребенок начинает общаться уже с наработанными навыками слияния, давления или сотрудничества.

Воспитание дружбы: как можно научить ребенка дружить с другими детьми

В детских компаниях среди самых распространенных проблем числятся драки, то есть неумение конструктивно говорить о своем гневе; замкнутость — страх предъявления себя, своих чувств и желаний; стремление доминировать — реализация потребности в любви путем запугивания; а также проявление истеричных способов взаимодействия, прилипчивость, долгие обиды, стремление навязать свои желания другим.

Психология дружбы детей небескорыстна, все имеет свой исток. Бурные реки детских проблем несут в себе воды родительских установок, чувств, страхов, ограничений и сложностей. Но прежде чем перейти к советам психологов, способным помочь детям в их трудностях, нужно окунуться в трудности родительские.

Чтобы сделать жизнь малыша на детской площадке и в компании сверстников счастливой, помочь ребенку дружить, как показывает практика, достаточно двух вещей:

  • самим придерживаться правил проявления эмоций и предъявления потребностей;
  • и непременно так же внимательно относиться к своим желаниям и чувствам.

Умение родителей корректно предъявлять и осуществлять свои потребности помогает ребенку выработать навык сотрудничества, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Внимательное отношение не только к потребностям ребенка, но и к своим собственным, а также поиск конструктивных способов их удовлетворения помогут вам обнаружить и очертить границу между вами и вашим сыном или дочкой, тем более что малыш растет, становится взрослым и учится прислушиваться к окружающему миру.

В процессе воспитания дружбы помните — для детей вы самый первый, наиболее естественный и доступный тренажер по части общения и взаимодействия с миром. Только вы сможете научить ребенка защищать себя, когда это требуется, и просить о помощи и внимании, когда это необходимо.

Конечно, родителям приходится во многом поступиться своими потребностями с рождением ребенка. Иногда, например, даже время принятия папой или мамой душа определяет малыш.

Родительство, кроме умиления, радости, гордости, нежности и любви, наваливает на нас необходимость огромного ежедневного труда.

Именно поэтому родителями становятся не в пять и не в двенадцать лет, а в том возрасте, когда человек способен поступиться на время своими потребностями ради другого маленького существа. Ключевое слово здесь — «на время».

И у детей, и у родителей законы осуществления потребностей работают одинаково. Реализацию потребности можно на время отложить, можно изменить частоту и форму их удовлетворения, но совсем избавиться от желания совершенствоваться, узнавать новое или просто отдыхать — невозможно!

Настоящая детская дружба в коллективе: учим детей дружить

Для долгосрочных дружеских отношений в коллективе важно уметь проявлять не только дружелюбие и доброжелательность, но и быть способным отстаивать свои интересы, не разрушая при этом приятельских отношений.

Быть приветливым и добрым — замечательная позиция или установка для начала отношений, но для долгой дружбы этого, к сожалению недостаточно. Невозможно радоваться друг другу бесконечно.

Невозможно иметь одинаковые желания, одинаковые стремления, одинаковые мнения обо всех событиях, явлениях и предметах и пребывать благодаря этому в идиллическом состоянии слияния. Разность во взглядах обязательно породит спор, разность в потребностях приведет к необходимости их обозначить и отстоять.

С одной стороны, это простая истина, с другой — непреодолимый барьер для многих отношений, и не только детских.

Самый сложный этап в развитии любых союзов (любовных, дружеских, детско-родительских) — это осознание, что твой партнер, хотя и схож с тобой во многом, является отличным от тебя существом, и многое в его видении не совпадает с твоей точкой зрения.

Принятие этого различия делает отношения более глубокими и интересными — такими, когда есть место не только дружескому киванию головой, но также противоречиям и спорам. На этом этапе происходит соприкосновение двух разных миров, понимание и принятие их различий.

Как показывает практика, научить ребенка дружить без понимания и признания различий между людьми, без уважения к чужим потребностям невозможно. Без этого основой отношений может стать только нездоровое слияние.

А оно, в свою очередь неизбежно ведет к обидам — нас обманули! — или чувству вины из-за того, что мы не оправдали ожиданий другого.

Как же научить ребенка дружить со сверстниками, быть всегда желанным членом детского коллектива? Помощью в прохождении этого сложного этапа в отношениях станут умение уважать чувства и желания другого, а также навыки установления и отстаивания своих приоритетов. Причем отстаивать, имея в арсенале одни комплименты и доброжелательные улыбки, не выйдет. Так что нужно дать ребенку дополнительные модели поведения, которые помогут сохранить и дружбу, и его собственную индивидуальность.

Крепкая дружба в школе: как научить ребенка дружить с одноклассниками

Если вы заметили, дети не любят тех, кто все время ими командует, но и не уважают того, кто не может за себя постоять. Новая сказка поможет ребенку научиться сообщать окружающим о своих потребностях и прислушиваться к чужим желаниям. Как вы уже, наверное, поняли, основным тренировочным полигоном снова станут ваши с ним отношения.

Крепкая дружба детей в школе невозможная без умения заявить о своем желании и уважительно отнестись к желаниям другого — это основной навык продуктивного общения. Именно его можно с успехом отрабатывать на ваших отношениях с ребенком. Обратите внимание: насколько часто вы пренебрегаете желаниями ребенка или своими? Что подталкивает вас действовать именно так?

Если брать природные тенденции в формировании навыков общения со сверстниками, то интерес к другим детям возникает у детей в возрасте четырех-пяти лет. Играя, малыши этого возраста в основном воспроизводят действия и поступки хорошо известных им людей: мам и пап. С пяти лет игра детей становится более сложной.

С одной стороны, дети хотят оставаться, «как все», иметь подобные игрушки, тетрадки. С другой стороны, дети, способные предложить нечто неординарное, пользуются популярностью.

Важно помочь ребенку найти баланс между желанием быть, как другие, и стремлением быть особенным.

Подобная двойственность стремлений присуща человеку вообще и ярко проявляется во время каждого из возрастных кризисов, что можно наблюдать и у наших первоклассников, преодолевающих кризис шести-семи лет.

Чтобы научить ребенка дружить с одноклассниками как можно крепче, помогите малышу в придумывании интересных, оригинальных затей. Отнеситесь с уважением и пониманием к желанию ребенка быть похожим на других. Это может быть реальной помощью в приобретении друзей и подспорьем для комфортного вхождения в школьный коллектив.

Основной же арсенал навыков общения со сверстниками ребенок нарабатывает при общении с родителями.

Не скупясь на сообщения о любви по отношению к ребенку, родители помогают первокласснику быть доброжелательным, а демонстрируя ему на собственном примере, умение отстаивать себя и прислушиваться к желаниям других, дадут верное направление на пути построения долгих и уважительных отношений.

Важно помочь ребенку найти баланс между желанием быть, как другие, и стремлением быть особенным.

Статья прочитана 3 022 раз(a).

Проблема взаимоотношений родителей и подростков стара как мир. Даже если разница в возрасте между вами и вашими детьми невелика, недопонимания по некоторым вопросам …

Травля детей в школе или Интернете – явление в современном жестоком мире явление весьма распространенной. В психологии этот процесс называют термином «буллинг» (в …

Компьютерная зависимость в среде детей и подростков давно приобрела угрожающие масштабы. Школьники сутки напролет могут проводить в Сети, общаясь в соцсетях или играя. …

Нередко уже в подростковом возрасте появляется зависимость от вредных привычек. Самые распространенные из них – это употребление алкоголя и курение. К сожалению, дети …

«Как заставить подростка учиться в школе» – один из самых распространенных вопросов, с которым обращаются родители к психологам. Действительно, трудно найти школьника …

Воровство среди подростков – явление не столь уж и редкое. Но дети подросткового возраста совершают мелкие кражи по иным причинам, нежели дети дошкольного возраста. …

Упрямство подростков – явление столь же распространенное, как и упрямство дошкольников. Воспитание упрямого ребенка – процесс непростой, и основная задача взрослых …

Весьма актуальной современной проблемой является зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов. На смену стационарным игровым приставкам, использовать которые …

С проблемами при воспитании детей дошкольного возраста сталкиваются абсолютно все родители. Кто-то не может заставить ребенка надеть на себя то, что считают нужным …

Если ваш малыш начал браниться, ни в коем случае нельзя оставлять услышанное без внимания. Отучить ребенка говорить плохие слова нужно как можно быстрее, пока использовать …

Воровство у детей младшего возраста – явление достаточно распространенное. Безусловно, большинство подобных случаев фиксируется в тех семьях, где воспитанию малышей …

При воспитании дошкольника в семье родители сталкиваются с множеством проблем. Одними из самых распространенных из них являются неумение быстро одеваться, нежелание …

Семейное воспитание ребенка начинается уже в самом раннем возрасте, путь этот сложен и тернист. Сначала нужно отучить младенца от груди, потом от соски, привить навыки …

Программа дошкольного воспитания детей представляет собой комплексный подход к реализации основных задач по развитию личности ребенка, формированию у него нравственных …

Как приучить ребенка спать дольше и что делать, чтобы малыш засыпал отдельно от родителей – одни из самых насущных проблем семейства, в котором произошло счастливое …

Воспитание у ребенка хороших привычек – один из основных пунктов семейного патроната. И речь идет не только о здоровом образе жизни. Не менее важно уделить должное …

Источник: http://vkapuste.ru/?p=9340

Детская дружба или как научить ребенка дружить

В наше сложное время существование настоящей дружбы, как и настоящей любви, периодически оспаривается скептиками-максималистами. Но ценность этого удивительного чувства бесспорна для всех. Попробуем помочь своим детям обрести эту подлинную ценность: находить, поддерживать и сохранять настоящую дружбу.

Настоящий друг – кто он?

Друзья — честны и надежны, они открывают нам новые знания, хранят наши тайны, гордятся нашими успехами, поддерживают в трудные моменты, критикуют, когда нам надо увидеть себя со стороны. Они дарят нам радость взаимного бескорыстного общения, сочувствия и сопереживания.

Дружить, как утверждает толковый словарь, — это значит, некоторое время состоять с другим человеком в отношениях, основанных на взаимной приязни. Однако в нашем языке много терминов для отношений между людьми, общаться с которыми нам приятно: знакомый, товарищ, приятель… Друг — это нечто большее, особое, уникальное.

Как и любое другое чувство, дружба бывает взаимной и не очень. И порой нам так хочется, чтобы с нами дружили, не требуя ни нашего времени, ни внимания, всегда понимая, прибегая по первому зову, принимая нас со всеми нашими недостатками! Но готовы ли мы сами вести себя так же по отношению к нашим друзьям?

Как и где помочь ребенку найти людей, способных поддерживать этот удивительный баланс в отношениях, который называется «дружба»?

Вернемся к словарю и выделим в определении главное: человек, время, отношения и взаимная приязнь. О них и поговорим. Начнем сначала — поможем малышу найти человека. Искать его, разумеется, придется среди людей. Ребенок учится знакомиться со сверстниками, устанавливать и укреплять контакты, принимать участие в совместных играх. Такие навыки и умения в любом случае пойдут на пользу.

И это время с первых недель своей жизни он проводит в окружении других детей.

Сначала на прогулках, протягивая ручку к седоку соседней коляски, потом в песочнице, сосредоточенно ломая башенку, которую сосед не менее сосредоточенно строит заново.

Первое желание нынешних нервных мам — перехватить протянутую ручку, увести своего «ангела и умницу» подальше от трехлетнего «отъявленного хулигана».

А ведь стоит поберечь первые проявления интереса детей друг к другу. И научить малышей выражать их аккуратно, с учетом и своих, и чужих интересов. И тогда к трем годам — времени официально признанного проявления у детей осознанного внимания к сверстникам – у них уже будет сформирован навык социально приемлемого общения. А от него и до дружеских отношений недалеко.

Такие интересные отношения

Получается, для того, чтобы помочь ребенку встретить истинных друзей, нужно учить его строить отношения, в которых комфортно и ему, и окружающим. Такие отношения подразумевают прежде всего интерес к другому человеку. Не даром же так ценим мы тех, кто готов нас заинтересованно выслушать — ему не все равно, мы ему интересны!

Помогите малышу проявить этот интерес. Задавайте вопросы о происходящем в группе, обсуждайте происшествия в развивающем центре или на прогулке — в позитивном заинтересованном ключе, выделяя интересные моменты, связанные не только с вашим ребенком, но и с другими детьми.

Поздоровайтесь и скажите приветливое слово при встрече тем, о ком говорил малыш. Если есть возможность, пригласите их в гости, на день рождения, на совместную прогулку в парк.

Ваше внимание к ним поможет и ребенку выразить свой интерес, научит, как из «чужого мальчика» стать «знакомым мальчиком», а потом и «тем самым хорошим мальчиком».

Еще больше ценим мы тех, кто, выслушав, не навязывает нам непрошенные советы под лозунгом: «Я лучше тебя знаю». Друг не станет самоутверждаться за наш счет.

А если он — это «другое дело», стоит задуматься, как называются ваши отношения на самом деле, и продолжать их по вашему желанию, но без лишних иллюзий.

Или изменить на более достойные, если вы по-прежнему хотите оставаться именно друзьями.

Значит, в общении нужно уметь уважать и чужие, и свои интересы.

Кстати, вот вам хороший тест: если ваш друг готов принять в свой адрес все, чего требует от вас — резкую ненужную «правду» в лицо и за спиной, ревность, капризы и невнимание, значит, ваши отношения взаимны.

А если он — это «другое дело», стоит задуматься, как называются ваши отношения на самом деле, и продолжать их по вашему желанию, но без лишних иллюзий.

Или изменить на более достойные, если вы по-прежнему хотите оставаться именно друзьями.

«Хотеть дружить» И «дружить» — занятия, требующие не одинаковых усилий

Посочувствуйте малышу, если его недавний друг сегодня играл не с ним или задирал его на прогулке, ведь это и вправду грустно. Подумайте вместе, почему это могло произойти, никого не обвиняя: не «плохой мальчик», а «мальчик поступил не хорошо».

Придумайте вместе, что можно сделать, чтобы такое поведение меньше ранило вашего кроху: сказать другу о своей обиде, заняться другим интересным делом, а может, и посочувствовать, ведь у плохого поведения бывают свои причины. Подскажите, как можно помириться или вежливо отказаться принимать извинения, если поведение друга для вашего крохи по-прежнему неприемлемо.

Но не забудьте отметить, что друг не становится собственностью и может играть и с другими детьми, не переставая быть другом.

Умеем ли мы все это сами? Вот вместе с малышом и научимся!

Круг симпатий

Среди взрослых бытует мнение, что ребенка можно сунуть в песочницу с угрожающим комментарием: «И чтоб дружили!», и все будет в порядке. Ведь у них столько общих интересов!

Но присмотритесь: один малыш строит, другой возит машинку, а третий листает книжку на скамейке. Разумеется, общаться надо уметь со всеми.

А вот подружиться удается либо с теми, кто «с тобой одной крови» — любит те же книжки или футбол, либо по принципу «противоположности сходятся», когда крепыш и шалун берется опекать трепетную крошку, а та умеет угомонить его одним словом и готова выгораживать перед старшими.

Не спешите разрушать такие «дополняющие» союзы — они при тактичном участии взрослых гармонизируют развитие обеих сторон. И поищите «клубы по интересам» для дружбы с равными.

То же касается и возраста друзей. Недаром говорят, что каждому человеку нужны три друга — старший, ровесник и младший.

Источник: http://torise.ru/community/friends/detskaya-druzhba-ili-kak-nauchit-rebenka-druzhit/

» Как научить ребёнка дружить

Ребёнок нуждается в друзьях. И заинтересованность в этом родителей отнюдь не меньше, чем детей. Дружба — это фактор умственного, двигательного и социального развития крохи.

С умением дружить дети не рождаются: малышу нужно подсказать, как совершить шаг навстречу. Именно родители прививают первые навыки общения, учат знакомиться и дружить.

Как это делать правильно – узнаете из нашей статьи.

Первый опыт общения

Кто же первые друзья малыша? Это родственники и игрушки. Как начинаются первые пробы общения у самых маленьких детей?

1 год. Годовалый малыш уже начинает интересоваться сверстниками и тем, что происходит вокруг. Если такого внимания не наблюдается, не переживайте, оно ещё в процессе формирования.

1,5 года. У полуторагодовалого крохи внимание к сверстникам приобретает более устойчивую форму, однако малыш ещё не знает, как обращать внимание другого ребёнка.

2 года. Умение привлекать внимание адекватными способами появляется к двум годам. В этом возрасте малыши начинают активно проявлять интерес друг к другу. Немалая заслуга в этом родителей: именно они знакомят детей в песочнице, во дворе, не детской площадке. Малыши гуляют рядом, но ещё не вместе: их контакты эпизодичны и непрочны.

Особенность маленьких детей такова, что, даже находясь рядом, каждый ощущает себя центром вселенной. Поначалу им трудно осознать, что существуют и другие «вселенные». Взрослея, ребятишки начинают более реалистично воспринимать окружающий мир, преодолевая свой эгоцентризм.

Первые попытки наладить общение не всегда успешны, потому что дети ещё не знают, какая реакция последует на их действия. Малыши ведь только ещё постигают науку общения: они учатся прислушиваться к желаниям других детей, учитывать их интересы, сочувствовать, уступать.

А учат всему этому их родители.

Заложив навыки общения в самом раннем возрасте, вы будете волноваться, появятся ли у малыша друзья, когда он начнёт посещать детский сад или пойдёт в школу. С чего начать?

  1. Хороший пример. Это может быть личный пример, детский мультфильм о дружбе (например, «Крошка Енот») или пример дружбы других деток.
  2. Дружить — это здорово. Постарайтесь воспитать у малыша позитивное отношение к дружбе — дружелюбие. Учите кроху улыбаться: это станет символом открытости и готовности к контакту.
  3. Учим не стесняться. Научите малыша самому подходить к деткам и представляться, предлагать совместную игру или сразу дружбу. Обычно все соглашаются.
  4. Учим не жадничать и делиться игрушками. Делать это нужно тактично, объясняя действия детей. Ребёнок — это маленький собственник игрушек, и подчас его настроение влияет на то, будет ли он делиться игрушками, или нет. Учите его это делать, но бережно, не ущемляя достоинства крохи. Хвалите детей за хорошие поступки.

«А знаете ли вы, что опыт первых взаимоотношений со сверстниками — это основа дальнейшего развития личности малыша? Первый опыт общения формирует отношение ребёнка к себе, к людям, к окружающему миру».

Способность легко находить друзей — первый признак социализации ребёнка, а также его психологического здоровья. Дети, которые с лёгкостью контактируют со сверстниками, никогда не будут чувствовать растерянность и одиночество в незнакомой обстановке.

Дружба в дошкольном возрасте

Дошкольнику необходима компания, так как это важнейшее условие для социального становления его личности.

Дружба между младшими дошкольниками — это отношения, построенные на симпатиях и привязанностях. Ребёнку нравится общаться со сверстником. Так выходит, что с кем-то из группы ему нравится проводить время больше, чем с остальными детьми.

Бывает так, что ребёнок может назвать другом первого попавшегося ребёнка, с которым играл, и тут уже забыть его. Нередко, по мнению ребёнка, другом может стать тот, с кем было получено удовольствие в общении, радость в какой-то ситуации.

Старшие дошкольники дружат иначе. Посещая детский сад, старшие дошкольники объединяются в группы по разным принципам:

  • играя вместе
  • наводя порядок в игровой комнате или на площадке
  • чем-то занимаясь общим на прогулке.

Старшие дошкольники избирательны в дружбе: они не назовут другом каждого, с кем играют. Старшие дошкольники будут выбирать друзей, глядя на их поступки, отношения внутри детского коллектива, личностные характеристики.

Дружеские отношения в детском саду

Как происходит формирование дружески отношений в дошкольном возрасте? За этим хорошо наблюдать в детском саду.

В детском саду большая роль в обучении детей коммуникативным навыкам отводится воспитателю.

Именно он организовывает совместные игры, учит детей контактировать друг с другом, вовлекает их в различные совместные виды деятельности.

В детском саду существует наличие важного фактора — детский коллектив, в котором ребёнок, при помощи родителей и воспитателя, может приобрести первые навыки общения со сверстниками.

Многие дети в детском саду получают возможность завести дружбу. Дети, которые нашли друзей, уверенны в себе, обладают более высокой самооценкой. Дошкольники учатся не только играть в совместные игры, но и защищать друг друга, помогать, сочувствовать, извиняться, размышлять о правильности своего поведения.

Модели поведения детей

У вашего ребёнка нет друзей или их очень мало? Вероятно, социальные навыки он приобретает медленнее, чем другие дети. Для того чтобы научится дружить без помощи родителей не обойтись. Давайте рассмотрим модели поведения детей и варианты решения возникающих при общении проблем.

  1. Модель «Маленький диктатор». Детям такого типа присущи лидерские качества, однако, они не лидеры. Ребёнок-лидер — независим, уверен в своих действиях, самостоятелен, может объединять детей. Ребёнок-диктатор — доминирует в группе потому, что может запугивать, угрожать и подавлять других детей. «Диктаторами» часто становятся единственные дети в семье или те, кого не приучают заботиться о других. Заметив такие характеристики в своём чаде, учите его быть внимательным к детям, учитывать их интересы, совершать добрый дела. Ребёнок должен научиться испытывать радость от позитивного контакта со сверстником.
  2. Модель «Скромный». Малышу страшно знакомиться, он не может подойти первым и предложить игру. Тушуется, когда предлагают выступать, участвуя в утреннике. Причиной такого характера может стать врождённый темперамент или повышенный контроль над жизнью ребёнка дома. Малышу, живущему в строгости, не хватает эмоционального развития, а зачастую и общения со сверстниками. Способствуйте расширению круга общения ребёнка, учите его общаться с детьми: так ему легче будет находить общий язык.
  3. Модель «Ведомый ребёнок». Такой малыш весьма общителен, однако ведёт себя в компании детей нейтрально, не заявляя о своих желаниях и интересах. Такому ребёнку легко навязать любую роль в игре и даже подчинить несправедливым правилам игры. Такое часто происходит в семьях, где ребёнок находится в подчинении у родителей. Такая модель воспитания не способствует появлению у малыша собственно мнения. Родителям следует заняться воспитанием лидерских качеств ребёнка, развитием его собственного взгляда на жизнь. Это убережёт его в будущем от негативного влияния дурных компаний.
  4. Модель «Хулиган». Такие дети легко отнимают красивую игрушку у соседа по песочнице, рушат песочные замки, могут обозвать, подраться и даже укусить. Причина этого поведения кроется в детском эгоцентризме. Научите ребёнка быть внимательным к тому, что чувствуют другие дети. Учите его сопереживанию и доброте. Объясняйте правила хорошего поведения, учите признавать ошибки и извиняться.
  5. Модель «Чувствительный». Малыш чрезмерно чувствительно относится ко всему, что происходит в его жизни: часто обижается, плачет. Такое поведение типично для только что пришедших в детский сад детей. Иногда причина слезливости кроется в недостаточной поддержке родителей, дефиците внимания и похвалы. Семейное тепло, любовь к ребёнку помогут вселить уверенность в него, стать эмоционально устойчивым.
  6. Модель «Сам себе конкурент». Такие дети — маленькие хвастунишки. Ребёнок, испытывающий дефицит похвалы, пытается её получить любым способом. Папа и мама могут помочь малышу стать увереннее в себе и преодолеть барьеры общения, если будут чаще обращать на него внимание и предложат заняться интересным делом.

Замкнутый ребёнок

Далеко не все дети способны на свободное знакомство и успешное общение. Бывает так, что ребёнок долго приспосабливается к детскому обществу, ищет подходы к детям, еле-еле справляясь с застенчивостью.

Такие дети не спешат вливаться в детский коллектив и проводят время наедине с собой. Случается, что даже ребёнок с развитыми навыками общения замыкается в себе. Такое часто бывает после пережитого стресса: развода родителей, переезда и т. д.

А бывает и так, что ребёнку не интересно со сверстниками: он опережает их в развитии, их игры для него скучны. Есть дети, которых детский коллектив отвергает: они сильно отличаются от ровесников либо внешним видом, либо умственными способностями, ли поведением.

Примеров много, а причины отвержения коллективом (или наоборот – нежелания ребёнка влиться в детский коллектив) не всегда понятны.

Психологи считают, что если ребёнок растёт без братьев и сестёр, а круг его общения ограничен, то у него может проявляться замкнутость при вхождении в детский коллектив. Как помочь крохе преодолеть боязнь общения как преграду, стоящую на пути его дружбы с детьми?

Психологи советуют родителям:

  • постараться узнать причины замкнутости
  • не заставлять ребёнка делать то, что ему не хочется
  • любить ребёнка таким, какой он есть
  • не указывать на замкнутость как на проблему
  • работать со страхами с помощью игр, сказок, рисования
  • учить малыша знакомиться и общаться с ровесниками
  • поощрять решительность малыша и умение самому справляться с проблемами.

«Совет. Научить ребёнка дружбе могут правильные мультфильмы, фильмы, книги, истории о настоящей дружбе».

Больше – не всегда лучше

Отлично, когда ваш ребёнок имеет большой круг общения. А вот близких друзей много и должно быть. Пусть будут один-два друга, в компании которых ребёнок расслабиться, получив удовольствие от игр и общения.

Количество друзей, как правило, меняется по мере взросления ребёнка, как и сам характер дружбы. Друзьями дошкольников и младших школьников часто оказываются соседи и дети ваших друзей. В этом возрасте дети могут перечислить целый список друзей. Позже этот список сузится.

Дети будут выбирать друзей на основании своего вкуса и интересов. Такая дружба обычно долгосрочна. Однако в подростковом возрасте и такая, казалось бы, крепкая дружба, может прекратиться.

Это происходит в том случае, если один из товарищей развивается быстрее (физически или эмоционально), чем остальные.

В любом возрасте ребёнка остаётся очень важным, умеет ли он дружить. И в этом должны помочь родители.

Учим дружить

Рекомендации помогут вашему ребёнку стать дружелюбным:

  1. Поддерживайте доверительные отношения с ребёнком. Для того чтобы дать правильный совет ребёнку по организации его общения, родители должны не решать за него возникшие проблемы, а просто быть в курсе дел ребёнка. Интересуйтесь, как дела, как прошёл его день. Тогда, исходя из ситуаций, сможете подсказать ему, как поступить в том или ином случае. Доверительные отношения между детьми и родителями способствуют решению многих коммуникативных проблем.
  2. Предоставляйте возможности для развития дружбы. Содействуйте дружбе ребёнка с ровесниками, например, приглашайте друзей ребёнка на праздники и просто в гости. Ребёнок будет рад, а вы сможете понаблюдать за ним.
  3. Не осуждайте и не критикуйте друзей ребёнка. Если вы считаете, что кто-то не подходит вашему ребёнку в качестве друга, направьте мысль сына или дочки в правильное русло. Пусть ребёнок задумается и сам примет решение.
  4. Учите малыша правилам общения. Чаще обсуждайте с ребёнком коммуникативные ситуации. Говоря об азах дружбы, учите малыша сочувствию и вниманию к другим детям, справедливости, честности, щедрости. Порицайте за эгоизм.
  5. Морально поддерживайте ребёнка. Выслушивайте, помогайте ему советом – так он сможет разрешить любую проблему самостоятельно.

«Совет. Если у ребёнка сложился конфликт с другом, предложите ему различные пути выхода из сложившейся ситуации. Он проанализирует ссору и найдет способ примирения сам».

Следуя этим рекомендациям, вы привьёте ребёнку важнейшие социальные навыки, с помощью которых он найдет добрых друзей, с которыми, возможно, будет дружить долгие годы.

Выводы

Учите ребёнка дружить. Пусть он получит нужные знания о дружбе от родителей. Хорошо, когда у родителей есть надёжные друзья — такой пример поможет ребёнку быстрее осознать силу дружбы.

Рассказывайте ребёнку, что такое крепкая дружба и чем она ценна. Приводите примеры из жизни и литературы — их масса. И увидите, как ребёнок научится дружелюбию и будет иметь много друзей.


Источник: http://paidagogos.com/?p=7657

Как правильно объяснить ребенку, что такое «дружба», «мужская дружба», «женская дружба»?

Малыш растет, находит единомышленников на игровых площадках или в детском саду. Через какое-то время он начинает выделять кого-то одного, кого захочет назвать своим другом. И кто знает, может эта дружба сохранится надолго. Но для этого ему нужно объяснить, что значит дружба и каким должен быть настоящий друг.

Как объяснить, что значит дружба?

Первые друзья ребенка – это игрушки, которые дети обычно одушевляют: они их кормят, поят, учат уму-разуму, укладывают спать. Конечно, советовать двухлетнему карапузу, какую игрушку брать и с кем ему лучше дружить, не стоит – ведь ребенку сложно понять мотивы взрослых. А вот познакомить с понятием дружбы стоит.

Для объяснения лучше использовать игрушки: куколка Маша дружит с медвежонком Мишей, они ходят в гости, делятся игрушками, помогают в трудных ситуациях (вот, например, Маша вчера заболела, а Миша принес ей малинового варенья, чтобы она быстрее выздоровела), ведь они – настоящие друзья. Им интересно разговаривать и играть вместе. Если вдруг разлучаются, то скучают друг без друга.

Помогут детям осознать ценность дружбы фильмы, сказки и стихотворения о дружбе. Обсуждение сюжета после просмотра телевизора или чтения книги, оценивание ситуации, анализ поступков главных героев – все это помогает сделать вывод, что герои смогли решить проблему, когда объединились. Значит, дружба приносит не только положительные эмоции, но и пользу.

Важно донести, что важнее не внешний вид, а поступки человека. И тут обязательно привести пример. Рассказать сказку о красивой лисице, которая была подругой зайца.

Она заманила доверчивого зайчишку далеко в лес, и хотела съесть. Но зайцу повезло: их заметила старая мудрая коза и прогнала лису.

Это сказка для маленьких детей, для взрослых ребят желательно привести пример из жизни.

Ребенку постарше нужно обязательно рассказать, чем ценна настоящая дружба. Познакомить с обязанностями друга – помогать, делиться, удерживать от плохих поступков. При этом не просить ничего за это и не спрашивать себя: «Что я получу от этого?». Только при соблюдении всех условий можно стать другом и найти настоящую дружбу.

Как найти друга?

Чтобы найти единомышленника, нужно уметь знакомиться.

И вот здесь будет неоценима помощь родителей, которые:

  1. Подскажут, какие слова нужно произносить при знакомстве.
  2. Предложат детям поделиться игрушкой с другими, чтобы завязать знакомство.
  3. Организуют совместное занятие детям, которые не решаются подойти друг к другу.

Нежелательно говорить ребенку при этом: «Не бойся!». Сознание человека устроено так, что оно не видит частицу «не». Лучше сказать: «Я уверена, ты справишься!» или «Будь смелее!». Тогда все действительно получится, и малыш будет чувствовать себя смелым и уверенным.

Ребенку будет легче найти друга, если он будет знать основные правила дружбы:

  • С другом человек чувствует себя легко и хорошо, он дарит положительные эмоции.
  • От друга можно услышать критику, но не оскорбление.
  • Другу можно рассказать все – он не предаст.
  • Друг всегда поможет.
  • У друга может быть свое непохожее мнение, которое никак не влияет на дружбу.

Ребенок должен понимать, что эти правила относятся к нему тоже, ведь он тоже будет другом.

Как прививать умение дружить?

С раннего детства нужно воспитывать у ребят чувство дружбы, желание оказывать помощь, искренность и добропорядочность. Учить уважению и доверию, дружбе и бережному отношению друг к другу нужно на собственном примере.

Ведь дети все повторяют за своими родителями. Если взрослые позволяют себе в порыве гнева толкнуть малыша, то не стоит и говорить о том, что он будет толкать и обижать сверстников. Он повторит то, что увидел по отношению к себе.

Общение и беседы о дружбе, просмотр фильмов по этой теме, изучение произведений можно закрепить, выполнив задания:

  1. Подобрать интересное стихотворение о дружбе и выучить его.
  2. Написать рассказ о своем друге.
  3. Интервью «Настоящий друг» — в ходе опроса ребенок рассказывает о своем понимании дружбы, ее ценностях, качествах лучшего друга.
  4. Продолжи: «дружба – это …», «друг – это …», «настоящий друг никогда …».

Дружба – это всегда взаимное чувство. Нельзя просто пользоваться хорошим отношением другого человека, необходимо и самому делать по отношению к нему добрые дела.

Если друг оказался вдруг …

Детская дружба – чувство чаще всего непостоянное: сегодня играют вместе, а завтра уже обзываются и кидаются песком. Следует понимать, что каждому ребенку свойственно проявление агрессии, поэтому не следует запрещать им дружить друг с другом.

Важно разговаривать о неправильных поступках, говорить о том, что нельзя делать, а что – можно. Нужно объяснить понятным языком, почему что-то запрещается делать, какие могут быть последствия от поступков.

Разговоры должны вестись в доброжелательном настроении, при этом не должны звучать осуждения или упреки в адрес нелицеприятного поведения ребенка. Лучше привести какой-либо пример (можно включить фантазию, если не вспоминаются жизненные случаи). Дети лучше понимают сказочный или жизненный сюжет, чем абстрактные предположения («Если бы ты …, то …»).

Недостаточно одного-единственного рассказа на конкретную ситуацию. К каждой теме нужно возвращаться неоднократно, перечитывать сказки, заново их обсуждать. Также важно анализировать ситуации, которые происходили с малышом и другими детьми. Пытаться определить причину поступков, ставить себя на их место.

Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что-то вопреки желанию. Даже делиться игрушками, а тем более обзывать жадиной в случае его неповиновения. Ребенок имеет полное право не желать, чтобы его игрушкой играли другие дети, и это право нужно уважать.

В этом случае можно донести до него, что и другие тоже имеют право не делиться с ним, а там уж пусть сам решает – делиться или нет.

Мужская и женская дружба

Некоторые девочки предпочитают носиться и лазать по деревьям с мальчиками, тогда как некоторым мальчикам больше нравится «девчачье» общество.

Запрещать малышу играть с детьми другого пола не стоит, ведь в этом возрасте границы между женской и мужской дружбой практически не различимы.

Чтобы приобщить малыша к игре с детьми «своего» пола, нужно приглашать чаще этих ребятишек и организовывать для них «мальчишеские» или «девчачьи» игры. Появление позитивного опыта в общении с ровесниками, поддержка и доверие со стороны родителей — вот условия того, что ребенок сможет найти настоящего друга.

Когда ребенок станет постарше, ему можно сказать, что дружба бывает разной, и зависит она от характера друзей, их пола и возраста. Дружба между подростками, не умеющими ценить это чувство, разительно отличается от дружбы взрослых, которые смогли осознать и оценить прелесть дружбы. Женская дружба полна эмоций, тогда как мужская чаще всего малоэмоциональна.

В любом случае разделение дружбы на женскую и мужскую абсурдно, потому что в эмоциональной и физической помощи, бескорыстной во всех отношениях нуждается каждый. Каждому нужен друг, способный побыть единомышленником и разделить радостные и печальные моменты.

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://baragozik.ru/vospitanie/kak-pravilno-obyasnit-rebenku-chto-takoe-druzhba-muzhskaya-druzhba-zhenskaya-druzhba.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.