Как наказывать ребёнка: способы эффективного влияния на кроху

Содержание

Как правильно наказывать ребенка за непослушание? Способы конструктивного наказания

Как наказывать ребёнка: способы эффективного влияния на кроху

Многим родителям хотелось бы вообще избежать наказаний по отношению к детям, но порой без дисциплинарных мер не обойтись. Мы сейчас не говорим об оскорблениях или физическом воздействии, которые, конечно, недопустимы.

Однако разумные ограничения и запреты являются необходимой составляющей воспитательного процесса. Как же правильно наказывать детей, чтобы не испортить отношения с ними и не нанести вред детской психике?

Перед тем как выбрать наиболее подходящий способ наказания «плохого» ребенка, постарайтесь установить причину непослушания. Так, малыши до трех лет еще не могут отличать хорошее от плохого, и их поступки подчинены эмоциям, а не рассудку.

Некоторые дети просто не понимают, кого из взрослых необходимо слушаться – маму или отца. Зачастую папа что-то запрещает, а мать, напротив, разрешает делать. То есть, кроха запутывается в требованиях, что негативно влияет на его поведение.

Если вы желаете как можно реже прибегать к наказаниям, постарайтесь предотвратить нежелательный поступок. Для этого нужно:

  1. Доходчиво объяснять малышу, почему не стоит так себя вести.
  2. Разработать категорические запреты, касающиеся детской безопасности (нельзя выбегать на шоссе), и временные, зависящие от конкретной ситуации (например, зимой нельзя ходить без шапки).
  3. Удостовериться, что семейные правила выполняются всеми домочадцами (мыть руки перед едой и пользоваться зубной щеткой должны все).
  4. Учитывать возраст детей, поскольку требования к трехлетнему крохе и семилетнему школьнику должны отличаться.

Можно ли наказывать детей?

Это вопрос волнует большинство родителей и специалистов. Хорошо, если у вас получается договориться с ребенком без наказаний. Однако иногда они просто необходимы, чтобы донести до подрастающего поколения мысль о недопустимости опасного или нежелательного поведения. Рассмотрим конкретные примеры.

Детей наказывают, если они нарушают какую-либо договоренность или запрет. Например, мать несколько раз повторила, чтобы сын не убегал в соседний двор. Если уговор нарушен, значит, следует объяснить ребенку, что нельзя не слушаться взрослых. Для первого случая подойдет серьезный разговор, наказание следует после повторного нарушения.

Дисциплинарные меры призваны помочь детям понять границы собственных поступков. Если малыш в песочнице стучит совочком по голове приятелей, нужно объяснить, что нельзя причинять боль другим людям. Наказание в этом случае может состоять из нескольких стадий: ребенок извинятся перед потерпевшим, вы отменяете посещение песочницы на один-два дня.

Смысл наказаний не в том, чтобы показать свою власть над детьми. Они нужны, чтобы продемонстрировать последствия поступков. Зачастую одного такого проявления родительского недовольства бывает достаточно, чтобы изменить детское поведение.

Прежде всего, родителям не стоит забывать, что наказание имеет определенные особенности.

Поэтому важно не только понимать, каким образом наказать кроху, но и когда это нужно делать.

Дисциплинарная мера воздействия должна соответствовать проступку. При неадекватно строгих наказаниях у детей могут проявиться психологические проблемы. Если же наказание излишне мягкое, малыш попросту не обратит на него внимания.

Наказывайте сразу после совершенного поступка, поскольку маленькие детки не очень хорошо разбираются во времени и забывают про свои шалости. Отсроченное наказание может привести к тому, что малыш воспримет его как несправедливость.

«Кара» также не должна быть слишком длительной. Например, если четырехлетнему ребенку запретить смотреть мультики целую неделю, уже на второй день он забудет про связь между своим плохим поведением и запретом.

Не стоит слишком сильно повышать голос. Постоянные громкие крики очень скоро перестают действовать на детей. А значит, вам придется кричать на них еще громче, иначе они вас просто не заметят.

Обязательно согласуйте с супругом единые правила поведения и неотвратимость наказаний. Если кроха поймет, что кто-то из родителей сомневается, то начнет им манипулировать. Подобные разногласия приведут не только к проблемам с чадом, но и с вашей второй половинкой.

Необходимо сдержать свое слово и наказать ребенка, если вы уже пообещали. Многие дети в возрасте трех лет начинают проверять на прочность те рамки, которые им установили взрослые. Если вы дадите слабину, то малыш начнет еще больше шалить и баловаться, понимая, что ему за это ничего не грозит.

Наказание – лишь часть воспитания детей, причем не самая главная. Не забывайте поощрять малыша за то, что он слушается, выполняет работу по дому или просто ведет себя хорошо.

Постарайтесь объяснить ребенку, почему вы его наказываете. Только в случае аргументированного объяснения он поймет тяжесть своего проступка и не станет обижаться на вас.

Золотое правило воспитания гласит: хвалите в присутствии других людей, наказывайте и ругайте наедине.

Не следует унижать малыша, рассказывая об его шалостях при постороннем человеке.

Не забывайте, что двух одинаковых деток не бывает. Поэтому одно и то же наказание будет действовать по-разному на малышей с различными типами темперамента. Так, нельзя угрожать тревожному меланхолику, а холерик не потерпит физических воздействий.

Способы конструктивного наказания

Порой детские проступки способны довести взрослых до белого каления. В этот момент отчаявшимся папам и мамам кажется, что единственная возможность унять малыша – задать ему хорошую порку. Предлагаем вам не менее эффективные, но более конструктивные и лояльные методы наказания.

1. Лишение удовольствия

Родители могут отказать детям в определенной привилегии: просмотр мультфильмов, компьютерные или видеоигры, встреча с друзьями. Нельзя лишать ребенка основных потребностей – сна, еды или общения с близкими.

2. «Исправительная работа»

Если малыш после предупреждения продолжает рисовать фломастером на столе, потребуйте отмыть свои художества. Только не наказывайте трудом, так как домашние поручения должны восприниматься как благо, а не трудовая повинность.

3. Перерыв

Предложите ребенку уединиться в комнате или посидеть на кресле несколько минут. Он должен подумать над своим поведением, поэтому подберите такое место, где нет игрушек и увлекательных гаджетов.

4. Игнорирование

Если ваше чадо закатило истерику, вам следует выйти из комнаты и подождать, пока малыш успокоится. Тем самым вы покажете, что такой поступок вам не нравится. Только помните, что лишение на долгое время своей любви – настоящая пытка для детей.

5. Извинение

Учите ребенка просить прощение и исправлять нанесенный вред. Это даже не наказание, а воспитание ответственности. Если кроха сломал замок из песка у сверстника, заставьте принести извинение и помочь построить такую же песочную башенку.

6. Личный опыт

Позвольте детям на собственном опыте убедиться, справедливы ли ваши запреты и требования. Отбирал игрушки у приятелей – детки не хотят играть, не сделал домашнее задание – в результате получай плохую отметку.

7. «Временный арест»

Этот метод действенен с подростками, так как для них особенно важны взаимоотношения с ровесниками. Именно по этой причине не стоит применять его постоянно. Если поведение ребенка вас категорически не устраивает, не пускайте его на вечеринку или день рождения приятеля.

Безусловно, у всех перечисленных способов наказания детей за непослушание и плохое поведение есть свои минусы и плюсы.

Поэтому вам стоит запастись терпением и найти свою собственную эффективную меру дисциплинарного воздействия.

Помните, только вам решать, как наказывать ребенка и следует ли вообще это делать. Возможно, будет достаточно объяснить малышу без шлепков и криков, почему его поступок вы считаете неправильным. Если он вас поймет, то вопрос о наказаниях попросту исчезнет.

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/kak-pravilno-nakazyvat-rebenka-za-neposlushanie

Как наказывать ребенка без вреда для его психики

Как наказывать ребенка без вреда для его психики

Воспитать зрелую личность, ни разу не наказав ребенка – утопия. Наказание – необходимый процесс воспитания, утверждают психологи. Но как наказывать правильно?

Ребенок, чьи родители за малейшую провинность бьют его, угрожают отдать злому дяде, заставляют часами стоять в углу или устраивают молчаливые бойкоты, как правило, обречен на несчастливое детство.

Такой малыш почти наверняка будет страдать от заниженной самооценки, недоверия к миру, ощущения, что он лишний и нелюбимый. По сути, такое наказание детей не имеют ничего общего с воспитательным процессом. Это банальная жестокость.

Не лучше и другая крайность – полная вседозволенность. Если ребенок уверен, что он может натворить что угодно и ему за это ничего не будет, то он не различает границы между добром и злом, между собственным удовольствием и чужой болью.

И как ни странно это может показаться на первый взгляд, такой малыш тоже зачастую чувствует себя ненужным, нелюбимым своими родителями.

Наказывать необходимо – в некоторых случаях только этот метод позволяет ребенку почувствовать границы дозволенного, сохранить родительский авторитет и воспитать в нем ответственность. Вопрос в том, за что следует наказывать, как это делать и как при этом дать ребенку понять, что ты его по-прежнему любишь.

Почему дети не слушаются?

Для того чтобы понять, что можно, а что нельзя, ребенку необходимо попробовать на прочность окружающие его границы, в частности пределы родительского авторитета и терпения (ведь именно мама и папа устанавливают первые в жизни малыша правила). Так что детское непослушание нередко бывает вызвано желанием узнать: «А что изменится в мире, если я сделаю то или это?» или «Я знаю, что так поступать нельзя, но может быть, если очень хочется, то можно?»

Особенно часто исследуют границы дозволенного дети, чьи родители непоследовательны в своих требованиях (например, вчера разрешили полдня играть на компьютере, а сегодня почему-то нет). Такие малыши попросту не знают наверняка, что им можно, а что нельзя.

Бывает и по-другому. Порой ребенок ведет себя так, словно задался целью «достать» своих родителей. В некотором смысле так и есть, хотя мотивы у малыша иные, чем это представляют себе взрослые.

«Дети (особенно это касается дошкольников) не делают что-либо назло, из чистого желания причинить другому боль, – отмечает семейный психолог Светлана Ройз.

– Ребенок демонстративно долго копается, когда нужно быстро собраться в садик, или намеренно выворачивает тарелку каши себе на свитер? Он делает это не для того, чтобы обидеть маму или папу.

Зачастую бунтарское поведение – это неумелая попытка привлечь к себе внимание.

Неосознанно ребенок руководствуется таким мотивом: »Пусть лучше мама рассердится и отшлепает меня, чем будет вести себя так, словно она вообще не замечает моего существования”. Если малышу не хватает родительского тепла и участия, плохое поведение может оказаться единственной возможностью вызвать у мамы или папы ярко окрашенную эмоциональную реакцию”.

Искусственные игрушки делают детей неуправляемыми

Еще одна причина детского непослушания – нервное перенапряжение. Современные детки перегружены обилием информации. Это и всевозможные кружки раннего развития, и агрессивные мультики (компьютерные игры). Проведя всего несколько часов в процессе наблюдения за виртуальными монстрами, ребенок становится гипервозбудимым, его невозможно успокоить и уложить вечером спать.

«Дети становятся неуправляемыми и агрессивными, если они играют искусственными игрушками, – утверждает вальдорфский педагог Валентина Антощенко. – Я имею в виду не только виртуальные игры (компьютер, приставки).

Пластмассовые, пластиковые игрушки не дают чувству осязания развиться в полной мере.

Ребенок в буквальном смысле слова не чувствует и не осознает, что, ударив сверстника или вырвав клок шерсти у кошки, он причинил им боль».

Воспитание и наказание ребенка: каждому возрасту – свой подход

Далеко не всегда мягкие увещевания и разъяснения приводят к нужному результату. Порой только через наказание ребенок может усвоить те или иные правила и нормы поведения.

«Важный нюанс: наказание – это последствие нарушения правила, о котором ребенок знал заранее, – говорит Светлана Ройз. – Иными словами, нельзя наказывать малыша за то, что он стащил у своего товарища игрушку, если прежде вы ему не объясняли, что чужие вещи без спросу брать нельзя. Важно, чтобы родительская реакция была адекватна проступку и возрасту ребенка.

К примеру, до того момента, как кроха не стал говорить о себе „Я“ (обычно это происходит в 2-2,5 года), он не соотносит наказание со своей личностью. Гиппокамп (часть головного мозга), ответственный за нашу биографическую память, начинает активно работать лишь на третьем году жизни.

Только с этого времени ребенок способен запомнить, что тот или иной проступок приводит наказанию. Конечно, это не значит, что малютке следует позволять драться и щипаться. Но наказывать за это двухлетнего карапуза просто не имеет смысла. Остановите ручку ребенка, мягко переключите его внимание на что-то другое».

«Приблизительно до пяти лет действия ребенка – это прежде всего подражание, – добавляет Валентина Антощенко. – Если трех-четырех-пятилетний малыш, к примеру, вытащил деньги из вашего кошелька, это не значит, что он украл их. Скорее всего, он просто копирует то, что где-то увидел.

Не обязательно в семье (хотя чаще всего дети „отзеркаливают“ поведение родителей) – возможно, он увидел схожую сцену по телевизору или на улице. Просто задумайтесь: где и у кого малыш мог позаимствовать подобный стиль поведения?»

Как наказывать ребенка без вреда для его психики: важные правила

Цель наказания – помочь ребенку разобраться в самом себе и в сложившейся ситуации и по возможности избежать повторения допущенных ошибок в дальнейшем. Для того чтобы наказание оказало именно такой эффект, необходимо, независимо от возраста чада, соблюдать ряд правил.

Когда ты наказываешь сына или дочку, в тебе самой не должны бурлить эмоции. Конечно, это правило не всегда просто осуществить на практике. Методы вроде «сосчитать до десяти» и «выйти в другую комнату и успокоиться» действительно работают. Вначале разберись со своими собственными чувствами и только после этого совершай какие-либо действия.

В славянской традиции издавна существовало правило: наказывая своих детей розгами, родители мысленно помещали перед малышом свое сердце, наполненное любовью. И несмотря на всю непедагогичность порки, дети воспринимали такое наказание как справедливое. Мы ни в коем случае не призываем тебя применять физические меры воздействия.

Но хорошо, если отношение «с любовью в сердце» станет основополагающим мотивом любых твоих действий по отношению к малышу (и наказания в том числе).

Это не просто красивые слова, и опыт практикующего психолога тому подтверждение.

«Когда ко мне на прием приводят маленьких деток и речь заходит о наказаниях, очень многие крохи говорят, что самое страшное для них – это не ремень, стояние в углу или лишение каких-то удовольствий, а… злые мамины глаза».

При любом наказании ребенок должен быть уверен, что с ним поступают справедливо, что его по-прежнему любят и что даже будучи наказанным он не останется без родительской любви.

Унять шквал эмоций и выбрать верную линию поведения помогут два мини-теста. Если чувствуешь, что вот-вот сорвешься, приостановись и спроси себя: «Почему я это делаю? От бессилия? Усталости? Раздражения на мужа?».

Второй тест: представь, что на месте твоего сына или дочери: а) чужой ребенок; б) значимый для тебя взрослый человек – муж, мама или подруга; в) ты сама.

Позволила бы ты себе в этом случае поступить так, как собираешься?

Критикуй плохое поведение, а не самого ребенка. Скажи: «Я наказываю тебя за то, что ты обзывал других детей плохими словами». Избегай нелестных характеристик в адрес личности сына или дочери (неряха, лентяй, плохой ребенок).

  • Ребенок должен знать, за что его наказывают

Следует четко озвучить малышу, что именно привело к наказанию. Помни: нельзя наказывать за чувства (за то, что ребенок обиделся, разозлился и т. д.), ведь каждый из нас имеет право на любые переживания. Другое дело, как мы эти чувства выражаем.

Например, малыш на что-то обиделся или разозлился и в сердцах бросил тарелку на пол. Ты можешь сказать: «Я понимаю, что тебе было обидно, но портить имущество в нашей семье не разрешается». Не стремись любой ценой унять детские слезы.

Ведь плач – это естественный выход эмоций и гормонов стресса. И хорошо, когда этот выход есть! Психолог Лиз Бурбо утверждает: «Невыплаканные слезы могут привести к появлению хронического насморка и даже гайморита».

Кроме того, если ты не будешь позволять малышу выплакаться, когда он этого хочет, в будущем у него могут возникнуть серьезные проблемы с умением выражать свои истинные чувства.

Важно, чтобы ребенок знал, сколько будет длиться наказание.

Формулировки «не получишь больше сладкого» или «отныне ты не будешь смотреть мультики» абсолютно неприемлемы! Малыш может решить, что запрет распространяется на всю его дальнейшую жизнь – согласись, это слишком сурово и к тому же нереально.

И потом, когда спустя какое-то время ты забудешь о случившемся и сама же угостишь кроху лакомством или включишь его любимый мультик, твой родительский авторитет в его глазах может пошатнуться.

Выработайте какое-то символическое действие, которое будет знаменовать окончание срока наказания. Это может быть, например, детский стишок: «Мирись-мирись-мирись и больше не дерись!» Кстати, неспроста детки, мирясь, сплетают мизинчики: на мизинце находятся биологически активные точки, напрямую связанные с сердцем!

Запрещенные приемы: как нельзя наказывать ребенка

В вопросах наказания существуют табу. Каким бы ни был проступок ребенка, ни в коем случае не позволяй себе унижать или запугивать малыша. Недопустимо лишать кроху удовлетворения его физиологических (сегодня ты ложишься спать без ужина) и эмоциональных (я теперь с тобой не разговариваю) потребностей.

Игнорирование – вообще едва ли не самый страшный вид наказания для ребенка. В этом случае родитель словно направляет малышу посыл: «Тебя для меня не существует, тебе нет места в моей жизни». Нельзя угрожать ребенку: «Будешь плохо себя вести – отдам тебя бабаю» (кроха воспринимает это как «ты мне не нужен»).

Венгерский писатель и психолог Домокош Варга в книге «Радости родительских забот» писал: «Хотел бы предостеречь родителей от заранее объявленной порки. Еще куда ни шло иной раз по горячим следам шлепнуть ребенка по попке, если уж другим способом с ним не совладать.

Заставлять же ребенка ждать, терзаться, вновь и вновь представлять себе сам процесс наказания – это уже заранее обдуманная жестокость».

Ставить ребенка в угол – тоже не лучший вариант.

Ведь в положении стоя малыш пребывает в напряжении, а значит, не может расслабиться и спокойно обдумать свой проступок и найти выход из ситуации.

Намного более эффективен способ, принятый в вальдорфском детском садике, где работает Валентина Антощенко: «Когда кто-то из малышей начинает шалить, я говорю: „Пойди, пожалуйста, сядь на диван в дальнем углу игровой комнаты.

И когда ты успокоишься, придешь ко мне и скажешь“. Проходит время, ребенок подходит и говорит: „Я знаю, что теперь нужно сделать“. – „Что?“ – „Извиниться“ (собрать разбросанные игрушки, помочь нянечке убрать разлитый суп и т. д.). Такой способ позволяет, с одной стороны, нейтрализовать шалуна, а с другой, дает малышу шанс самому разобраться в ситуации.

Согласитесь, это умение намного ценнее, чем привычка действовать по придуманному кем-то шаблону».

Наказывай без свидетелей

Наказывать кроху лучше наедине. Во-первых, это не травмирует самооценку малыша. А во-вторых, если наказывать одного ребенка в присутствии другого, то страдает и тот карапуз, который наблюдает за происходящим. Он получает даже больший заряд агрессии, чем виновный, к которому применяются воспитательные санкции. Безусловно, это отразится на его психоэмоциональном состоянии.

Поведение и наказание: игра по правилам

Договориться заранее всегда лучше, чем «разруливать» уже произошедший конфликт. Для того чтобы в семье всегда царили мир и гармония, необходимо установить определенные правила поведения.

Ограничений не должно быть слишком много.

Они должны касаться лишь тех моментов, которые действительно важны для тебя в поведении детей (мыть руки перед едой, застилать по утрам постель, здороваться, не ковыряться в носу и т. д.).

Старайся предоставлять свободу там, где это возможно. Ребенок вполне может сам решить, какую игрушку он возьмет с собой в садик и кофточку какого цвета сегодня наденет.

Важно, чтобы у тебя с мужем были единые требования к ребенку. И будьте готовы удерживать границы дозволенного и применять санкции в случае их нарушения.

Правила должны соблюдаться всеми членами семьи. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он не ел перед телевизором, если это делаете вы с мужем.

Вместе с ребенком нарисуйте на листах бумаги «напоминалки», касающиеся самых важных правил. Например, вы можете изобразить чашку с ножками, направляющуюся к раковине, и повесить этот рисунок над обеденным столом. После еды тебе будет достаточно указать на плакат – и малыш вспомнит, что следует отнести грязную посуду в раковину.

Правила следует время от времени пересматривать и корректировать, ведь они призваны не управлять вашей жизнью, а сделать ее легче и приятнее!

—-
Читайте по теме:
http://www.baby.ru/blogs/post/173581268-32216313/
http://www.baby.ru/blogs/post/434031956-32216313/
http://www.baby.ru/blogs/post/434030605-32216313/

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/433954814-32216313/

Как правильно наказывать детей дошкольного возраста

Многих родителей волнует вопрос о том, нужно ли подвергать наказанию своих чад. Некоторые являются сторонниками вседозволенности, другие воспитывают детей в строгости. Как же поступить правильно?

Нужно ли наказывать

Если малыша постоянно пугать Бабайкой или страшным дядей, ставить в угол на целый день, применять физическую силу и крики за малейший проступок, то детство точно не будет счастливым. Родительская жестокость снизит самооценку дошкольника, сделает его пугливым, недоверчивым, замкнутым, нервозным.

Однако и закрывать глаза на провинности ребенка нельзя. Ведь тогда он будет уверен, что ему все можно, а плохое поведение является нормой. Избалованный кроха превратится в эгоистичного и неконтролируемого подростка.

Таким образом, наказывать детей нужно, но только в том случае, если те действительно заслуживают этого. В подобной ситуации не следует действовать агрессивно, бить чадо или безудержно кричать.

Чтобы воздействовать эффективно, необходимо «достучаться» до малыша, объяснить непозволительность плохого поведения.

Он обязан понять, как поступать нельзя, что последует за нарушение установленных границ.

Как правильно наказывать детей

Взрослые должны понимать, что наказание является воспитательной мерой, а не их прихотью. Поэтому рекомендуется обратить внимание на некоторые нюансы:

1. Серьезно наказывать ребенка до 2,5-3 лет бессмысленно, ведь он все равно не поймет всех причинно-следственных связей между проступком и последствиями.2. Способы воздействия обязаны соответствовать возрасту дошкольника и степени провинности.3. Наказывать следует сразу после проступка, а не спустя какое-то время.4. Воспитательные меры не должны длиться слишком долго.5.

Крохе обязательно нужно говорить за что тот поставлен в угол или лишен мультиков.6. Наказание необходимо выбирать реальное и осуществимое.7. После воспитательных мер стоит поговорить с чадом о недопустимости тех или иных действий с его стороны.8. Плохое настроение взрослого — не повод вымещать злость на малыше.9. Сначала следует разобраться в причинах непослушания.

Возможно, это связано с недомоганием ребенка, переутомлением, излишней строгостью родителей. Тогда способы воздействия будут совсем иными.10. Нельзя наказывать за провинность, если взрослые заранее не объяснили крохе существующие запреты.

11. Воспитательные меры не должны быть слишком суровыми.

Крик допустим только в крайних случаях, когда проступок мог серьезно навредить самому дошкольнику или окружающим. Физическую же силу использовать нельзя.

Если следовать перечисленным правилам, то наказание обязательно станет эффективным и полезным, а не вызовет у чада агрессию и обиду.

Наказание ребенка в 1-3 года

До трех лет не нужно проявлять к малышу чрезмерную строгость. Если он капризничает, то просто следует переключить внимание на что-то другое. Необходимо выделять интонацией недостустимость плохих поступков.

Когда кроха упрямо не подчиняется взрослым, устраивает истерики, стоит применить тактику игнорирования, уйти в другую комнату, спокойно заниматься своими делами. После эмоционального взрыва должен последовать серьезный разговор.

Например, если чадо балуется на прогулке, необходимо завести его домой. Когда ломает игрушки, рекомендуется закончить игру. Если громко требует игрушку в магазине, лучше уйти оттуда. Когда хочет ударить маму, стоит строго разъяснить недопустимость этого, делая голосом акцент на слове «нельзя».

Нужно чаще говорить дошкольнику, что делать можно, а что категорически запрещено. Шлепать чадо не надо, так как он будет думать не о своем проступке, а о том, что мама перестала его любить.

Наказание ребенка 3-5 лет

С трех лет допустимо применять первые наказания. К примеру:

1. Малыша можно ставить в угол, либо завести особый стульчик, коврик, место для провинившихся.2. Важно выяснять причины проступков. Многие вещи ребенок делает не из-за вредности, а вследствие природного любопытства.

Если отбить тягу к знаниям, он станет пассивным и безынициативным. Лучше знакомиться с миром вместе, чем потом упрекать кроху за провинности.3. На некоторых детей отлично действует обычное повышение голоса. Это словно отрезвляет их. Но кричать часто нельзя.4.

Покладистым дошкольникам хватает и строгого взгляда.5. Многие родители применяют метод запугивания. Однако он является весьма неоднозначным, так как подобным способом легко развить в чаде комплексы и фобии.

6. Лишение малыша мультиков или сладостей.

Конечно, запрещать смотреть телевизор на неделю не очень разумно, а вот на несколько часов вполне оправданно.

Наказание ребенка в 5-7 лет

Подросшему крохе легче объяснить правила поведения. Поэтому рекомендуется чаще беседовать с ним, предупреждать. Дошкольник должен знать, что ждет за тот или иной поступок.

Можно использовать ряд мер:

1. Исправление проступков. К примеру, если малыш раскидал мусор, он обязан самостоятельно убраться, если раскрасил зеркало маминой помадой, то ему необходимо отмыть предмет и так далее.2. Временная изоляция. На небольшой период можно оставить чадо в одиночестве, чтобы оно подумало над своим поведением.3.

Иногда ребенок лучше понимает, если наказывает посторонний человек.4. Дошкольник может сам выбрать для себя меру дисциплинарного воздействия. Главное, чтобы та соответствовала провинности.

5. Игнорирование.

В 5-7 лет кроха особо нуждается в общении с родителями, поэтому бойкот станет для него эффективным способом воспитания.

Чего взрослым делать нельзя

Со стороны родителей нельзя применять следующие меры:

1. Лишать чадо естественных потребностей — сна, еды, туалета.2. Злоупотреблять наказаниями запрещено, ведь угнетение детской психики приводит ко многим проблемам.3. Не стоит регулярно вспоминать о прошлых проступках.4. Унижать и бить малыша недопустимо.5. Если ребенок совершил провинность давно, то нет смысла наказывать сейчас.6.

В процессе воспитания не должны быть только запреты, также требуется и похвала.7. После конфликта стоит простить друг друга.8. Не нужно требовать от чада того, что он выполнить не в состоянии. К примеру, купить новую вещь, починить сломанные часы, повернуть время вспять.9.

Если родители не будут применять адекватные меры воздействия, то малыш поверит во вседозволенность, перестанет уважать взрослых.10. Никогда нельзя говорить ребенку о том, что его перестали любить.11. Воздействие на чадо не должно ущемлять достоинства. Оно направляется на проступок, а не на личность.

12.

Воспитательные методы следует подбирать индивидуально, не стараясь подражать знакомым и друзьям.

Таким образом, чтобы не причинить вред психическому и физическому здоровью крохи, следует наказывать его грамотно, руководствуясь определенными правилами. Жестокость по отношению к дошкольнику запрещена.

Меры воздействия обязательно должны согласовываться с возрастом чада, а также со степенью его вины. Заслужить детское уважение посредством подзатыльников и ремня не удастся. Существуют более гуманные и эффективные способы.

Потребуется немало терпения со стороны родителей, однако результат того стоит.

Источник: https://o-kroha.com/kak-pravilno-nakazyivat-detey-doshkolnogo-vozrasta/

Наказание ребенка. За что и как можно наказывать детей? Воспитание без наказаний

Нет таких родителей, которые бы не хотели жить со своими детьми в полном взаимопонимании. Многие мамы и папы задаются вопросом, как воспитать ребенка без криков и наказаний. Давайте попробуем разобраться, почему это не всегда у нас получается, и узнаем, что нужно сделать для того, чтобы в нашем доме царила мирная и спокойная обстановка.

По мнению психологов, зачастую родителям не удается ничего добиться словами, потому что они используют неправильную методику воспитания.

Также специалисты отмечают, что большую роль в этом вопросе играет и темперамент малыша. Конечно, в воспитании ребенка советов, которые бы одинаково подходили каждой отдельной семье, быть не может.

Однако основные правила, соблюдая которые можно построить правильные взаимоотношения, следует знать.

Иногда родители неправильно определяют причины плохого поведения своих детей. Мамы и папы думают, что они поступают не так, как следует, вопреки запретам и назло. Оказывается, что причиной капризов и истерик во многих случаях является кризис возраста, который знаменует основные этапы взросления ребенка.

Этапы взросления несовершеннолетних детей:

  1. С двух до четырех лет. Это тот возраст, когда ребенок впервые начинает проявлять свой характер. Ему хочется быть более самостоятельным, чем это позволяют родители. Избежать криков и наказаний в этом возрасте достаточно просто.
  2. Семь лет. В этом возрасте дети во многих вопросах становятся независимыми от своих мам и пап. Сложность состоит в том, что у ребенка в семь лет могут появляться авторитеты помимо родителей.
  3. Подростковый возраст. Этот период психологи считают одним из самых сложных в жизни каждого человека.
  • В первую очередь нужно отметить, что нельзя давить на своих маленьких детей авторитетом и всячески пытаться сдерживать их самостоятельность. Это палка о двух концах. С одной стороны, можно воспитать довольно послушного ребенка. Но с другой стороны, это также грозит тем, что во взрослом возрасте он не сможет брать ответственность за свои поступки. Отношения родителей и детей должны выстраиваться по принципу партнерства.
  • Не требуйте от ребенка послушания в форме ультиматумов и приказов. Намного правильнее свои просьбы преподносить в виде пожеланий.
  • Чаще хвалите своего ребенка за хорошие дела.
  • Никогда не повышайте в разговоре с малышом голос, не теряйте самообладания и будьте спокойны.
  • Помните, что вы авторитет для детей. Всегда будьте положительным примером для них. Малыши видят в родителях идеал и внимательно наблюдают за тем, как они ведут себя в кругу семьи и среди чужих людей. Прежде чем отчитать своего ребенка за нарушение каких-либо запретов, убедитесь, что вы также их не нарушаете.

Некоторые родители считают, что непослушный ребенок не может быть воспитан без наказаний и криков. Они уверены, что это является одной из составляющих педагогического процесса. В этом случае мамы и папы должны четко придерживаться граней наказания. Им следует понять, что целью воспитания ни в коем случае не должна становиться месть, и соблюдать некоторые правила:

  • В отношениях с ребенком не должно быть абсолютно никакого насилия. Избегать нужно даже легких шлепков якобы в шутку.
  • Требования родителей должны быть последовательны всегда. Нельзя в разное время по-разному относиться к одному и тому же проступку ребенка.
  • Малыш должен знать, что непослушание повлечет за собой плохие последствия.
  • Наказывать нужно сразу же после проступка. Меры, которые будут предприняты позже, не будут восприняты должным образом и потеряют свою эффективность.
  • Наказание детей в семье должно быть временным.
  • Плохой поступок нужно обсуждать наедине с ребенком.
  • Нельзя оскорблять или же приклеивать малышу ярлык. Осуждению подлежит конкретное действие, а не личность ребенка.
  • Не стоит вспоминать детям их прежние проступки. Обсуждая наказание ребенка, говорить с ним лишь о том, в чем он провинился сейчас.

Шлепать или нет ребенка в 2 года?

Особенно нужно разобраться с наказанием ребенка до трехлетнего возраста. Ругать малыша или нет, как поступать с непослушным крохой? Некоторые родители, не задумываясь, применяют физическую силу: ставят в угол или же шлепают по попе. Другие же взрослые предпочитают оказывать на ребенка моральное давление, к примеру отказываются почитать малышу перед сном или не дают посмотреть мультик.

О методах педагогики написано огромное количество трудов, но родители все равно постоянно возвращаются к одному и тому же вопросу: можно ли шлепать ребенка? Некоторые психологи убеждены, что если родители не злоупотребляют физическими наказаниями, а также если они не сильно пугают ребенка, то иногда этот метод использовать все-таки можно.

Дело в том, что малыш старше двух лет уже начинает осознавать, что в каких-то ситуациях поступает неправильно. Но при этом он не всегда может остановить свое плохое поведение. Детки этого возраста иногда проверяют границы дозволенного.

Они еще не научились хорошо ориентироваться в нашем мире и порой выясняют, насколько далеко в капризах и баловстве родители позволят им зайти.

В таком случае мама или папа должны использовать те меры наказания ребенка, которые остановят его и покажут четкую грань.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что до достижения ребенком двухлетнего возраста наказывать и ругать его нет никакого смысла. До этого возраста такое поведение родителей может быть расценено малышом не так, как им хотелось бы.

Такой ребенок, когда его поставили в угол, думает, что он плохой, поэтому мама и папа его не любят.

Он может видеть последствия своего плохого поведения (разбитую тарелку, выпачканную или сломанную вещь), но до конца все же не понимает, что это произошло именно из-за него.

Очень важно в раннем возрасте учить ребенка обращаться с окружающими его вещами правильно, установив конкретные запреты. При этом в подробности, которые малыш вряд ли поймет, вдаваться не стоит.

Как воспитывать малышей до трех лет?

Этот возраст часто характеризуется появлением у детей воображаемых друзей-шалунишек. Перекладывая вину за совершение плохих поступков на других, ребенок чувствует себя увереннее.

Родителям в таком случае нужно разобраться, почему их малыш выбрал такую модель поведения. Нужно постараться обсудить с крохой ситуацию и помочь ему ее исправить.

Ребята, которые не боятся осуждения и гнева родителей, как правило, беспрепятственно рассказывают им, почему они поступили плохо.

Ближе к трехлетнему возрасту малыши хотят почувствовать себя более независимыми от родителей. Именно тогда они начинают поступать наперекор маме и папе.

Наказывать трехлетку не стоит, поскольку вы вряд ли сможете добиться послушания. Ребенок в ответ на применение силы будет сопротивляться еще активнее.

Психологи рекомендуют к шалостям и капризам трехлетних малышей относиться с осознанием того, что со временем такое поведение сойдет на нет.

Многие специалисты убеждены, что родители, выбирая метод наказания детей от двух до трех лет, должны четко осознать, какого результата они хотят добиться. Физическое наказание детей не даст длительного эффекта.

Чтобы помочь ребенку осознать свою вину и исправиться, нужно спокойно ему объяснить, почему окружающих расстроил его поступок. Научитесь внимательно относиться к маленькому человечку, слышать его.

Этот метод станет лучшим «наказанием».

Педагогические меры

Педагоги классифицируют меры наказания следующим образом:

  • игнорирование;
  • разъяснительная беседа;
  • естественное наказание ребенка;
  • символическое наказание.

Игнорирование – один из наиболее действенных методов. При этом использовать его нужно крайне осторожно и при серьезных проступках, чтобы не подорвать авторитет родителей.

Психологи отмечают, что когда малыш выполнит требование мамы или папы, тогда они должны непременно приласкать его.

Очень важно понимать, что родители всегда должны оставаться друзьями, которым он сможет довериться в трудную для него минуту.

Если вы задались вопросом, как воспитать ребенка без криков и наказаний, тогда чаще проводите с малышом разъяснительные беседы. С провинившимся ребенком разговаривать нужно в спокойной и сдержанной обстановке.

Родители должны постараться узнать у малыша, почему он поступил таким образом, и доступно объяснить ему, почему так делать нельзя. Эта мера наказания позволяет выстроить доверительные отношения между взрослыми и детьми, а также найти общий язык.

Разговаривая без криков и нотаций, можно добиться от беседы отличных результатов.

Естественное наказание происходит тогда, когда сам поступок ребенка влечет за собой воздаяние. В этом случае достаточно просто напомнить малышу, что его предупреждали о последствиях.

Символическое наказание ребенка – это ограничение действий ребенка (постоять в углу, не посмотреть любимый мультик).

За что наказывают детей?

Чтобы избежать недосказанности в этом вопросе, нужно заранее договариваться с детьми, что делать можно, а что – нельзя. Ребенка следует вводить в курс запретов, которые, в свою очередь, должны быть обоснованными взрослым. Если малыш совершил поступок, но в списке запретов его еще не было, то от наказания родителю придется воздержаться.

Когда наказывать нельзя?

Нужно понимать, что каждая ситуация индивидуальна, поэтому нельзя действовать сгоряча. Даже если ребенок совершил опрометчивый поступок, то в некоторых случаях наказывать его все же не стоит. Речь идет о следующих ситуациях:

  • перед сном;
  • во время болезни;
  • когда ребенок кушает;
  • во время игры;
  • если у малыша сейчас период реабилитации от полученной ранее физической или душевной травмы;
  • когда ребенок допустил оплошность, но искренне старался ее избежать;
  • если взрослый расстроен и пребывает в плохом настроении.

Поощрение и наказание детей

Считается, что именно поощрение и наказание являются единственными действенными методами управления людьми. Цель этих действий в отношении детей заключается в выработке условного рефлекса. Так, за правильное поведение малыш получает поощрение, за неправильное – наказание.

Существуют такие виды наказаний детей:

  • справедливое,
  • несправедливое.

Справедливой считается мера воздействия, следующая за нарушение правил, которые ранее родители с ребенком обсудили.

Если малыш наказан несправедливо, то в результате он получает очень сильную обиду, а его родители – глубокое чувство вины. Речь идет о ситуациях, в которых присутствует непонимание смысла наказания.

Поэтому мамы и папы должны максимально конкретизировать свои требования к ребенку.

Также родители зачастую несправедливо наказывают своих детей из-за влияния каких-либо ситуаций, не связанных напрямую с поведением малышей. Взрослые должны научиться контролировать свое психоэмоциональное состояние. Это позволит детям не путаться из-за непоследовательного поведения родителей.

Самой трагической, по мнению психологов, является ситуация, когда ребенка наказывают, потому что он нелюбимый. Если родители нашли в себе силы признать это, то они могут попытаться исправить ситуацию. Отношения с детьми у таких родителей должны строиться на чувстве долга.

Педагоги не устают повторять, что главная задача мам и пап заключается в том, чтобы вырастить своих детей с минимальными психологическими травмами.

Методы поощрения ребенка

Метод поощрения ребенка за хорошее поведение выбирается исходя из его возраста. Так, чем младше малыш, тем ощутимее для него должно быть поощрение.

Можно подарить ребенку новую игрушку, которую он давно хотел, или же подольше поиграть с ним. Старшим детям можно в качестве одобрения предложить сходить в ближайшие выходные в цирк или в развлекательный комплекс.

У ребят повзрослее лучше развито чувство времени, поэтому они воспримут эту награду правильно.

Методы наказания

Выбирая методы наказания ребенка, нужно также исходить из его возраста:

  1. Изоляция. Если ребенок провинился, его либо ставят в угол, либо же оставляют в комнате. Поблизости не должно быть никаких развлечений, чтобы малыш смог спокойно обдумать свой проступок и осознать вину. Время этого наказания рассчитать очень просто: сколько ребенку лет, столько минут он должен быть изолирован.
  2. Лишение удовольствий. Если непослушный ребенок совершил нелицеприятный поступок, то в качестве наказания будет уместно лишить его на некоторое время сладостей или любимой игрушки.
  3. Наказание ребенка чужим человеком. Этот метод очень эффективен. Ребята близко к сердцу воспринимают критику посторонних, поэтому можно попросить чужого человека рассказать о вреде плохого поведения.
  4. Крик. Этот метод нужно использовать лишь в опасных для здоровья ребенка ситуациях. Накричать на малыша можно, чтобы он прекратил опасное действие. В остальных случаях этого делать не нужно. Малыш, скорее всего, не поймет, в чем суть родительских претензий, а вот стиль такого поведения усвоит на отлично и будет применять в ваш адрес.
  5. Строгость. Некоторым родителям достаточно лишь строго взглянуть на ребенка, как он уже начинает размышлять о своем поведении. Излишняя строгость приводит к тому, что малыш начинает врать, чтобы избежать наказания.

Каждый родитель на собственном опыте убеждается, что воспитание ребенка – это одна из самых сложных миссий в жизни человека. Если взрослые обладают знаниями, как это делать правильно, то растить малыша во взаимопонимании и любви им будет намного проще.

Источник: http://fb.ru/article/209789/nakazanie-rebenka-za-chto-i-kak-mojno-nakazyivat-detey-vospitanie-bez-nakazaniy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.