Мотивация к учёбе: способы заинтересовать ребёнка в получении знаний

Содержание

Как мотивировать ребенка к учебе — советы психолога

Мотивация к учёбе: способы заинтересовать ребёнка в получении знаний Рубрика: Детская психология 20.11.2017   ·   : 0   ·   На чтение: 7 мин   ·   Просмотры:

Отсутствие интереса к учебе – проблема знакомая многим родителям.

В каждой семье ее пытаются решить по-разному: кто-то использует «кнут», кто-то «пряник». Но и та и другая стратегия дают лишь временный результат.

Желание учиться зависит от внутренней мотивации ребенка, его искреннего интереса к познанию.

В психологии под мотивацией понимается то, что побуждает человека к действию. Мотивация определяется мотивом. В его качестве может выступать как материальный объект, так и идеальный.

Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию, отрицательную и положительную.

Внешняя мотивация определяется внешними, не связанными с мотивом факторами. Внутренняя – связанна именно с мотивом.

Если стимул определяющий мотивацию положительный, то речь идет о положительной мотивации. А если наоборот, то об отрицательной.

Все дети любознательны от природы, и родителям важно поддерживать эту любознательность.

Для дошкольников и учащихся младших классов игровая форма познания идеально подойдет.

Но, к сожалению, наша система образования так устроена, что в ней практически нет места для креатива, задача увлечь ученика предметом стоит не на первом месте.

Именно поэтому важно, чтобы родители поддерживали интерес к знаниям у ребенка, совместным просмотром познавательных программ или чтением детских энциклопедий.

Основные ошибки родителей

Многие взрослые, стремясь промотивировать ребенка к учебе, игнорируют самый важный момент – любовь к познанию. Только привив любовь к изучению чего-то нового можно говорить о положительной внутренней мотивации к учебе. Она возникает при наличии следующих мотивов:

  • удовольствие от процесса учебы,
  • желание достичь успеха,
  • доброжелательная атмосфера в классе и школе в общем,
  • понимание важности образования для дальнейшей жизни.

Но чаще родителям проще прибегнуть к внешней или отрицательной мотивации. Она формируется когда:

  • учеба превращается в долг, необходимость терпеть неудобства,
  • на первое место для ребенка становится вознаграждение за хорошие отметки,
  • значение оценок сильно преувеличено и из «пятерок» сделан культ,
  • наказания за неуспеваемость в школе.

Чем плохо формирование внешней и (или) отрицательной мотивации к учебе? В конечном счете, манипуляции родителей научат ребенка использовать те же методы в общении с людьми. Часто причиной повышенной тревожности школьника становятся именно такие попытки родителей мотивировать его к учебе. Так же велик риск развития у ребенка страха перед неудачами, который отбивает всякую инициативу.

Почему «плата» за оценки и дорогие подарки дают временный результат? Множество исследований, проводимых психологами, подтверждают, что материальное вознаграждение «убивает» интерес к любимому делу. Ребенку уже неважно и не интересно познавать новое, его цель – бонус.  А система штрафов за неуспеваемость приводит к страху потерять вознаграждение, и мотивация вновь становится отрицательной.

Если родители используют метод «кнута», когда ребенка только наказывают за неуспеваемость и не хвалят за успехи, то это приводит к заниженной самооценки и страху не удач.

Почему ребенок не хочет учиться?

Как правило, угасание интереса к учебе происходит по следующим причинам:

  • проблемы в школе, связанные с общением с другими детьми или учителями,
  • гиперопека родителей, стремящихся выспросить все о каждой минуте, проведенной вне дома, готовых сделать все уроки за школьника,
  • ребенку интересней хобби, спортивная секция,
  • равнодушие родителей, совершенно не интересующихся жизнью в школе и не помогающих с домашним заданием.

Желание и осознанность родителей поможет разобраться с этими внешними факторами.

В случае несправедливого отношения со стороны учителя необходимо поговорить с ним или обратиться к школьной администрации.

Конфликты с одноклассниками или другими детьми в школе необходимо решать совместными усилиями педагогического состава, родителей и администрации школы.

Родителям, чересчур опекающим ребенка, необходимо перестроить свое поведение и дать сыну или дочери больше свободы.  А безразличным – больше внимания уделять ребенку, активно участвовать в его жизни.

Если учеба заброшена из-за увлечений, то необходимо научить ребенка грамотно распределять время.

Причины «отбивающие» желание учиться могут быть и внутренними. Это:

  • страхи,
  • психологическая травма,
  • заниженная самооценка и комплексы,
  • ошибки мышления и негативные установки.

Для выявления таких причин поможет доверительный разговор с ребенком и при необходимости обращение к специалисту.

Что же советуют психологи?

Вопрос мотивации ребенка к учебе не теряет свою актуальность, психологи могут порекомендовать уделить внимание следующим аспектам:

  • поддерживать интересы и увлечения ребенка,
  • учить школьника азам целеполагания,
  • поддерживать адекватную самооценку у сына или дочери,
  • уделить внимание атмосфере в классе и школе,
  • наладить благоприятную атмосферу в семье,
  • позаботиться об адекватном окружении ребенка.

Поддержка увлечений

Как уже упоминалось, лучше всего мотивирует школьника к учебе любовь к изучению нового.

Именно поэтому еще с дошкольного возраста не нужно игнорировать интерес ребенка к окружающему миру, его вопросы.

Даже если родители не знают ответ, они могут посмотреть его вместе с ребенком в интернете или энциклопедиях. Главное чтобы сын или дочь чувствовали, что их любопытство не вызывает негатива у родителей.

Наблюдая за ребенком важно обратить внимание на то, что интересно ему и поддерживать этот интерес. Специальные детские наборы для экспериментов, книги, в которых интересно и доступно рассказано об интересующей теме.

Если ребенку нравятся компьютерные игры, не беда, можно предложить ему пойти в кружок связанный с программированием или 3D моделированием, или компьютерной графикой, подобрать обучающие игры.

Целеполагание

Важно пояснить ребенку, что именно внутренний интерес поможет добиться успеха. Ребенок вполне может проследить эту взаимосвязь.

Любовь к обучению как процессу залог успеха в современном быстроменяющемся мире. Как же мотивировать к учебе через целеполагание:

  • личный опыт, на котором родители могут продемонстрировать, как осознанность помогает добиться результата,
  • учить ребенка формулировать цели и вместе находить пути достижения, составить список ежедневных действий,
  • объяснение причинно-следственных связей. Например, ребенок хочет стать разработчиком компьютерных игр и считает историю не интересным предметом. Родителям стоит пояснить, что в жизни могут пригодиться любые знания. Да и разрабатывая игру, основанную на историческом сюжете, без знаний по теме не обойтись.
  • адекватная обратная связь. Замечая успехи даже небольшие, родителям стоит хвалить ребенка таким образом, чтобы он сам «изнутри » осознал свой успех. Не: «Молодец решил трудную задачу». А : «Этот пример был трудным, но ты отлично с ним справился». После этих слов ребенок сам поймет, что он молодец и у него получилось.

Поддержание адекватной самооценки

Мотивируя ребенка к учебе, никогда не сравнивайте его с другими детьми, принижая его достоинство. Не нужно ругать за неуспехи привычными «болван» или «тупица». Все это лишь занизит самооценку ребенка, и это приведет к страху неудачи и отсутствию желания что-либо делать. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, и, чувствуя родительскую поддержку, он будет верить в свои силы.

В случае захваленного и избалованного ребенка с завышенной самооценкой проблема состоит в том, что он не видит и не признает свои ошибки, поэтому любая «плохая» отметка становится трагедией. Это может привести к тому, что у ребенка «опустятся руки» и он забросит учебу.

Атмосфера в школе и классе

Еще одним важным фактором, влияющим на мотивацию к обучению, является атмосфера в школе и классе. Родителям стоит посещать классные собрания и общаться с учителями, родителями других детей. Имея представление о том, как педагог относиться к детям, можно понять причину неуспеваемости. Если учитель груб и не вежлив это «отобьет» желание учиться.

Отношения с одноклассниками тоже важны. Класс, где высмеиваются прилежные ученики, лишит мотивации самого старательного ребенка.

Еще одним моментом, связанным со школой является психологическая готовность к ней. Ребенок может быть развит и много знать, самоконтроль еще плохо сформировался и ему сложно усидеть за одним монотонным занятием, лучше подождать со школой.

Атмосфера в семье

Возможно многие родители не придают значение обстановке в семье и ее влиянию на учебу. Но ребенок, переживающий из-за вечных сор и скандалов взрослых, тратит все свои эмоциональные силы на них, и на учебу ничего не остается.  Еще хуже если ребенок становится участником конфликтов или ругань обрушивается на него.

Даже простая холодность в общении взрослых в семье не ускользает от детей, и они начинают винить себя, считать себя недостаточно хорошими и причиной разлада.

Окружение ребенка

Для детей 10-12 лет очень важно мнение окружающих, важно быть частью группы.  Именно поэтому стоит перевести ребенка из «слабого» класса или школы. Среди не желающих учиться одноклассников ребенок не будет стремиться к успеху.

Так же важно подобрать секцию или кружок, где дети заинтересованы в результате. Стремление окружающих к достижениям мотивирует ребенка быть с ними на одном уровне.

Родителям не стоит делать культ из оценок и зацикливаться на них. Лучше отнестись к неуспеваемости спокойно и помочь ребенку найти причину неудачи.  Ведь любовь к процессу изучения нового пригодиться на всю жизнь и точно важнее пресловутых пятерок.

Источник: https://psihter.ru/detskaya-psihologiya/motivacija-rebenka-k-uchebe/

Как заинтересовать ребенка учебой: совет психолога

Многие родители сталкиваются с проблемой нежелания детей учиться в школе — вот почему каждому будет полезно узнать, как заинтересовать ребенка учебой (совет психолога в этом вопросе поможет справиться со сложившейся ситуацией).

Каждый ребёнок – индивидуальность

Нередко проблемы в школе начинаются с того, что сами родители возлагают на своё чадо чрезмерно большие надежды, перенося на наследников свои собственные мечты и желания. Например, папа с первого класса получал образование в престижной англоязычной школе с углублённым изучением математических наук, но его сын – это другая личность.

Он может не справляться с серьёзной нагрузкой просто потому, что не имеет необходимых для этого склонностей и навыков.

До упрёков и наказаний разберитесь, не предъявляете ли вы к детям повышенных требований? А для этого стоит изучить таланты чада и узнать о его собственных желаниях и стремлениях.

Также важно учитывать темперамент ребёнка (психология трактует этот термин как тип нервной системы, напрямую влияющий на скорость и силу возникновения и протекания нервных процессов).

Нельзя требовать от флегматика быстрого выполнения уроков: нервная система этого типа инертна и просто не умеет мгновенно «включаться» в ту или иную деятельность.

Зато сангвиник справится с высоким темпом деятельности, но закончить её до конца, ни на что, не отвлекаясь, будет для него сложно. У холерика трудности возникают из-за избытка энергии, крайней неусидчивости и невнимательности.

До его учебной деятельности необходимо выпустить накопившуюся энергию (подойдут активные виды спорта). Таким детям постоянно приходится объяснять, что важно не количество проделанной работы, а качество выполнения.

Меланхолик особенно нуждается в родительской поддержке. Из-за малейшей неудачи (и без наказания) он впадает в уныние.

Ваша задача – научить его видеть положительный опыт даже в ошибках, убедить в собственных силах и вашей вере в него.

Главные ошибки родителей

К сожалению, в образовательной системе нашей страны нет предмета о семейной жизни и основах воспитания детей — поэтому взрослые из поколения в поколение совершают во взаимоотношениях с ними типичные ошибки:

  • чрезмерный контроль детей;
  • отсутствие похвалы за успехи;
  • жестокие моральные, физические и материальные наказания за промахи и оплошности;
  • важность отметок, а не знаний;
  • пускание процесса обучения на самотёк (доверие этой функции школе).

Цель родителя — не заставить ребёнка учиться, а создать условия для появления стремления к освоению новых знаний.

Не важно, какого возраста ребёнок, 7 или 14 лет, его учебная деятельность должна проходить с участием родителей, но без тотального контроля с их стороны.

Умение принимать самостоятельные решения и отвечать за свои поступки – то, чему учатся ребята на протяжении многих лет. Покажите, что доверяете им, позвольте самим выбирать и совершать ошибки, но не забывайте демонстрировать интерес к учёбе сына или дочери, радость от их успехов, желание помочь подростку или первокласснику в трудную минуту.

Подбор правильной мотивации для учёбы

Успешное усвоение учебного материала и оценка «5» требуют правильной мотивации. Именно она является той побуждающей энергией, с помощью которой возникает желание хорошо учиться и достигать конкретных целей.

Однако, прежде чем подбирать стимул, важно помнить такие правила:

  1. Перед наказанием ребёнка за низкие баллы выясните причину их появления.
  2. Убедитесь, что нагрузка на школьника соответствует его возможностям, склонностям и способностями.
  3. Мотивация в 8 и 13 лет имеет отличия: учитывайте возраст ребёнка.
  4. Начиная со средней школы, общайтесь с детьми, как с друзьями. Стали бы вы унижать или бить друзей за двойки? А ведь так зачастую относятся к подросткам родители.
  5. Помогите чаду раскрыть личные способности и талант, особенно те, что будут актуальными в будущей профессии.
  6. Хорошо, когда дети понимают, кем мечтают стать, — вот и цель, к которой необходимо двигаться.
  7. Иногда причиной плохих оценок становится педагог: он может недостаточно интересно преподавать дисциплину или быть в конфликте с учащимся. Это нужно выяснить.

В качестве мотивации учащихся начальных классов можно избрать одобрение близких и родных людей (для малышей похвала очень важна).

В 15 лет, для старшеклассника этого уже может быть недостаточно – и тогда стоит подумать над разработкой приёмов поощрения (не обязательно в материальном эквиваленте).

Вы должны достичь того, чтобы ребёнок в любом возрасте хотел ходить в школу, изучать новое и делать уроки.

Почему ребёнок не хочет учиться?

Причинами нежелания посещать школу могут быть:

  • большая занятость ребёнка вне школы (от увлечения спортом до зависимости от компьютерных игр);
  • неурядицы или проблемы в отношениях с одним одноклассником или целой группой;
  • конфликты и разногласия с учителем;
  • отсутствие интереса и мотивации;
  • желание привлечь внимание взрослых.

Чтобы приучить к учёбе, придётся запастись терпением. Помогайте сыну или дочери с выполнением домашнего задания, но не решайте всё сами. Постепенно роль родителя должна свестись к выборочной проверке работы.

При конфликте со сверстниками можно грамотно организовать их общий досуг, который способен не только сблизить, но и превратить вчерашних «врагов» в друзей. Предвзятое отношение учителя решается спокойной беседой с ним (о важности его предмета для вашего ребёнка).

Советы от психолога родителям

  1. Будьте образцом для подражания ребёнку. Если взялись его учить чему-то, у вас должен быть собственный положительный опыт в этом деле. Расскажите юному поколению о своих годах обучения, успехах и победах, выступлениях на олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.

    Вспомните о любимых предметах и почему они были таковыми. Это поможет сформировать у ребёнка позитивное отношение к школе.

  2. Поймите, что главная ваша задача – научить ребёнка думать и выработать желание быть самостоятельным и ответственным.

    Всегда откликайтесь на просьбы о помощи, но последняя не должна стать «медвежьей услугой» (давайте не готовое решение, а лишь подсказу или намёк на него).

  3. Уделяйте ребёнку больше времени. Многие дети чувствуют себя одинокими.

    Не наказывайте их за жажду любви, даже если она проявляется не так, как вам бы хотелось. И в 2 года, и в 12 лет ребёнку нужны тепло и забота.

  4. Не пытайтесь заставить ребёнка учиться: прямое принуждение вызывает негативную реакцию. Используйте обходные манёвры. Домашние задания – это личное дело учащегося, но за двойку он будет лишён каких-то важных для него благ. Такой способ «уговорить» действует гораздо эффективнее.

Надо ли заставлять школьника учиться? Нет, но каждый родитель должен знать, что сделать, чтобы у ребёнка возникло желание стать умнее и образованнее.

Источник: http://nivin.ru/kak-zainteresovat-rebenka-ucheboj/

Как мотивировать ребенка к учебе — советы психолога

Мотивация к учёбе: способы заинтересовать ребёнка в получении знаний

Подходит время года, когда школьники подводят итоги своей учебы и их успеваемость оценивается с помощью контрольных и экзаменов. Прекрасно, если ваш ребенок увлечен учебой и получением знаний, и это подтверждается высокой успеваемостью и хорошими оценками в табеле.

Но что делать, если у него низкая успеваемость или нет интереса к занятиям? Часто бывает так, что родители, не подозревая о возможных проблемах своего чада, на родительских собраниях удивляются заявленными учителем замечаниями и это ставит их в неловкое положение и замешательство.

Как быть в этом случае? Учителя могут дать следующие советы: «Он должен взять дополнительные занятия по этому предмету» или «Она должна внимательнее и усерднее выполнять домашнюю работу».

К сожалению, для многих родителей недостаточно просто узнать об области, в которой возникли сложности у их ребенка, чтобы понять что предпринимать в этом случае.

Способы мотивации ребенка

Есть разные способы «мотивировать» ребенка, чтобы достичь успехов в учебе. Исследования показывают, что наиболее удачным способом организовать проактивную деятельность является само-мотивация. Для этого необходимо отыскать личную искру, которая будет разжигать интерес к познанию конкретно у вашего ребенка.

Некоторые родители в качестве мотивации применяют тактику запугивания и страха. Это может сработать в краткосрочной перспективе, но, конечно же, не будет поддерживать мотивацию в ребенке, что, в конце концов, создает чувство обиды.

Выполнение в «приказном порядке» и «делай как я сказал!» не всегда применимо и многие волевые дети восстают против такого подхода.

Попытка сильной рукой добиться от дитя ожидаемых результатов создает отношения борьбы за власть, которая отразится на связи родитель-ребенок и не приведет к желаемому результату.

Другой подход заключается в подкупе детей, чтобы улучшить эффективность учебы путем поощрений и наград. Данный метод предлагает родителям платить детям, чтобы заработать лучшие оценки.

Это также может привести к желаемому результату в краткосрочной перспективе, но что произойдет если награды прекратятся? В итоге такие дети вырастут и будут ожидать приз за их деятельность, вместо получения внутренних выгод и чувства самоценности от проделанной работы и последующих положительных результатов.

Наиболее эффективный способ, чтобы помочь детям быть мотивированными и успешными в жизни является целеполагание.

Человек по своей природе любопытен и, следовательно, можно отследить связь между внутренним интересом к получению знаний и побуждением иметь высокие оценки, если они адекватно соизмеримы с возможностями ребенка.

Помогая детям стать активнее в школьной жизни и повысить успеваемость за счет осознания личных перспектив в будущем, родители формируют у них понимание ценности обучения как конечной цели.

Хотя поначалу это может показаться сложным, так как решение долгосрочное и требует последовательных действий и терпения. Однако гармоничное становление личности ребенка и его дальнейшие успехи не заставят ждать результата.

Данный подход учит брать на себя ответственность за свой выбор и поведение. Вам следует продумать стратегию и конкретные действия по внедрению жизненной философии.

С этой целью психологи сформулировали конкретные действия, которые перечислены ниже.

1. Ролевая модель назначения

Родители, которые хотят мотивировать ребенка через внутренние цели могут продемонстрировать это на личном примере. Проще говоря, жить осознанно, где упорный труд и результат усилий в любом случае воспринимается как положительный опыт, даже если эти цели не всегда достигаются с первого раза или быстро.

2. Сформулируйте цель

Попросите ребенка определить кем он хочет стать и как он хочет жить. После этого помогите ему определить как он может достичь цели благодаря ежедневным действиям и какие навыки ему следует освоить для воплощения его мечты.

3. Объясните причинно-следственные связи

Некоторым детям не всегда легко установить связь между выполнением домашних заданий и достижением своих целей.

Ребенок не понимает для чего ему геометрия, если он решил стать писателем или, к примеру, зачем ему всемирная история в разработке компьютерных игр.

Родителям следует заполнить эти пробелы объяснив, почему эти дисциплины необходимы в образовании и как они могут пригодиться в будущем.

4. Обратная связь

Когда ваш ребенок прилагает усилия, трудится, выполняет сложные задания, даже если они являются легкими — замечайте их старания и покажите ваше личное к этому отношение.

Вы можете сказать что-то вроде: «Эти сумки с продуктами такие тяжелые — я удивлен, что ты смог донести их и не выглядишь измученным при этом».

Это позволяет ребенку ощутить себя физически крепким, он делает заключение в виде мысли: «Я очень сильный» и этот вывод он получает изнутри, самостоятельно осмыслив, а не услышав извне. В этом случае у него формируется связь между его действиями и, как результат, физической силой.

Не стоит унывать, если у вашего ребенка проблемы с успеваемостью. Обратите внимание на его внутренний мир, позвольте ему разобраться в себе и реализовать свой потенциал через целеполагание. Помогите ему развить внутреннюю мотивацию, которая послужит ему далеко за пределами школы и принесет успех во всех сферах жизни!

Источник: http://blaggos.com/success/motivation/kak-motivirovat-rebenka-k-uchebe-sovety-psikhologa.html

Мотивация к учёбе для подростка

Почему ребенок не хочет учиться? Мы же купили ему обещанный велосипед, отдали в частную школу, делаем с ним уроки! Разберемся, в чем причина, и что нужно сделать, чтобы получение среднего образования не стало мучением для всей семьи, а мотивация к учебе у подростков и младших школьников усиливалась.

Мотивация ребенка и ее виды

Мотивация – это то, что двигает человеком для достижения определенного результата. В основе любого мотива лежит потребность, которая требует удовлетворения. Мы рождаемся и испытываем потребности с момента появления на свет.

С течением времени, мотивы, движущие нами, становятся разнообразнее. Мотивация ребенка меняется в процессе его взросления.

Если родитель хорошо понимает, как именно происходят эти изменения, ему проще установить контакт с ребенком, и помогать ему достигать результатов.

Для мотивации к учебе, важны два вида содержательных мотивов:

  • стремление к познанию, которое ребенок начинает проявлять в раннем детстве;
  • потребность в общении с людьми и получении одобрения ими своих действий.

Сама мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:

  • внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
  • внешнюю — стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).

Если смотреть на мотивацию, с точки зрения эмоционального восприятия ребенком, то определяют 2 ее вида:

  • положительная, создающая приятные эмоции от достигнутого результата, подкрепленная поощрением ребенка;
  • отрицательная, связанная с наказанием или лишением награды за то, что ребенок не выполнил какие-либо действия так, как это требовалось.

По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:

  • достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
  • исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.

Как повысить мотивацию к учёбе: советуют профессионалы

Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:

  1. Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
  2. Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
  3. Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
  4. Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
  5. Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
  6. Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
  7. Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.

Как сформировать правильную мотивацию к обучению у младших школьников?

Важно развивать интерес к учебе еще с ранних лет. Формировать его в 6-7 лет уже поздно. Он должна быть сформирован еще в дошкольном возрасте. Если этого не произошло, придется потрудиться. Но в любом случае, у большинства детей 1-й класс и школа воспринимаются как новая ступенька, которая интересна им своей новизной.

Атмосфера для учебы

Дома необходимо организовать правильную учебную среду. Ребенку должно нравится его домашнее рабочее место: удобный стол и стул, яркие канцелярские принадлежности, красивый портфель, удобные полки дня книг. Нежелателен в комнате работающий телевизор или постоянно включенный компьютер. Освещение должно быть достаточным, а лампа привлекательного вида.

Внимание! Многим ребятам нравится, когда родители перед отправкой в первый класс, меняют стиль детской. Тем самым, они подчеркивают ответственность нового этапа в жизни ребенка.

Распорядок дня

Важно учить ребенка планировать свой день: создавать расписание, объяснять, сколько времени у него должно оставаться на отдых, и контролировать, как именно он расходует свое время.

Это особенно важно в тех случаях, когда школьник допоздна учит уроки и не высыпается.

В итоге снижаются показатели по учебе, и при отсутствии положительного результата начнет падать интерес к учебным занятиям.

Плохие оценки, как реагировать?

Точно не ругать с утра до вечера за принесенную двойку или тройку. Отобьете напрочь желание учиться, либо привьете привычку учиться ради хорошей оценки, а не ради знаний.

Чтобы понять, как помочь ребенку, важно знать почему ребенок получил плохую отметку. Попробуйте поговорить со своим малышом и решить проблему вместе.

Хвалите за любое позитивное изменение в оценках. И вместе анализируйте, благодаря чему у него получилось добиться улучшения результата.

Поощряем разумно

Не стоит за каждую полученную пятерку обещать купить игрушку или самокат. По результатам года, можно поощрить за хорошие достижения.

А вот хвалить нужно часто, и обсуждать дома достижения. Иногда для ребенка важнее конфеты совместное рассматривание пятерки в дневнике или похвала за рисунок, который был сделан в школе на уроке.

Постоянное общение

Разговаривать, обсуждать и анализировать школьные ситуации, рассказывать о своей работе – это важно. Но из общения нужно исключить рассказы о том, какой у вас непрофессиональный руководитель, или обсуждение, правильно ли поступил учитель.

Контроль или свобода?

И беспредельная свобода и тотальный контроль – обе эти тенденции недопустимы. Хороша золотая середина. Нужно ли проверять уроки? Зависит от общей ситуации в успеваемости, но даже если она вполне благополучна, интересоваться уроками нужно: смотреть дневник, рабочие тетради, чтобы хотя бы быть в курсе, как идет процесс обучения.

Приучать ребенка к тому, что уроки нужно учить вместе с родителем, или самому решать за него задачи – это путь снижения мотивации к учебе. Старайтесь подключаться тогда, когда для этого есть весомая причина. А помогая выполнить упражнение, не делайте все за ребенка, а показывайте направления для раздумий и поиска решения.

Младший школьный возраст – это период, когда нужно не мешать развиваться, а создавать для этого условия. Мотивация к учебе должна формироваться в сторону внутреннего стремления ребенка учиться и получать удовольствие от этого процесса. Внешняя мотивация должна лишь помогать развивать внутреннюю.

Как повысить мотивацию к обучению у подростков?

Если удалось спокойно пережить младшие классы, расслабляться рано. В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы.

Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями.

Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.

Увлечения и хобби

Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.

Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент. Успешно по всей школьной программе учатся единицы. Подавляющее большинство подростков выбирают предметы, которые в большей степени им интересны в контексте продолжения образования и выбора профессионального будущего.

Класс и его влияние

Если класс слабый, и ребенок получает хорошие оценки, это не является гарантом объективности его высоких результатов. На фоне остальных он лучший. Но на самом деле в сильном классе его результаты могут резко снизиться.

В такой ситуации, следует отправить ребенка на дополнительное обучение к репетиторам, или поговорить с учителями, чтобы они не снижали планку при выставлении оценок.

Ситуацию необходимо исправлять сейчас, а не когда придет время поступать в университет.

Повышение мотивации к учебе – непростой процесс. Пусть не все рекомендации могут быть выполнены родителями в силу разных причин, но если даже некоторые их них будут приняты к сведению, это поможет и взрослым и их детям учиться с удовольствием, достигая необходимых результатов.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/rebenok.html

Мотивация к учебе

Учебные мотивы имеют свойства запускать, направлять и поддерживать те старания, которые устремлены на исполнение учебной работы. Это довольно сложная система, которую образуют мотивы, цели, реакции на успех и отсутствие успеха, настойчивость и собственные установки учащегося.

Уже в младшей школе учебная мотивация становится огромной проблемой — дети начинают шуметь, отвлекаться, перестают слушать учителей, не делают упражнения, которые учителя задают домой. Позже, уже в старших классах, желание учиться начинает колебаться. Те причины, которые ясны для взрослого человека, не ясны для младших школьников.

Взрослые понимают, для чего им нужно учиться.

Мотивация детей к учебе

Для того, чтобы ребенок хотел учиться, нужно его правильно мотивировать. Ученики в младшей школе могут учиться вполне удачно, если будут ориентироваться на оценку учителя и (или) одобрение родителей. Ученики начальной школы не осознают ценность полученных знаний.

К любимым урокам они чаще всего относят предметы, содержащие элементы игр, развлечений, такие как: рисование, труд, физкультура. В таком возрасте многие ученики хотят принести удовольствие близкому человеку своими хорошими результатами в учебе.

Стоит учитывать, что первоклассники под словом «учиться» понимают не только получение знаний, но и общение с друзьями в школе.

У учащихся в средней школе интерес к урокам во многом зависит от личности и характера преподавания учителя; они хотят стать лучше и превзойти своих одноклассников практически во всем.

В таком случае существует опасность, что при неудачах у школьника может развиться комплекс неполноценности, это может привести к нежеланию получать знания.

Поэтому важно объяснить ребенку что не нужно становиться лучше кого-то, нужно превосходить себя.

Когда ребенок идет в старшую школу, он начинает осознавать важность полученных знаний.

Мотивы учения

Познавательный – ярко выражающийся интерес к новым знаниям, получению новой информации, удовольствия от открытия нового для самого себя. Такие мотивы выражают стремления учеников самообразованию.

Социальный – желание получать знания для своего будущего, стремление стать полезным для общества. Такие мотивы включают в себя желание занять лидерскую позицию. Данный мотив – важная основа для самовоспитания и самообразования, но не воспринимается младшими школьниками.

У детей с наклонностями лидера часто бывает престижная мотивация. Она заставляет быть первым среди одноклассников, но она вызывает игнорирование одноклассников. У учеников, которые плохо успевают в учебе, присутствует компенсаторная мотивация.

Благодаря данной мотивации такие ученики реализуют себя в другой сфере: спорт, музыка, рисование и так далее.

Мотив общения – только те предметы, которые включают в себя общение с одноклассниками, вызывают интерес у школьников.

Мотив социального одобрения – учащийся жаждет одобрения родителей и учителей.

Мотивация достижения успеха – стремление делать все упражнения правильно, осознать себя талантливым и умным. У детей с таким мотивом проявляется наслаждение учебой и получением знаний.

Мотивация избегания неудачи – школьники пытаются избегать плохих оценок и наказания за них. Такие ученики все свои результаты объясняют обычной удачей и (или) простотой задачи.

Внеучебная мотивация – ребенок в школе интересуется только в мероприятиях, которые не связаны с учебной деятельностью (концерты, выставки, соревнования и так далее)

Виды мотивации

Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация создается за счет мнения родителей и учителей, которые могут как наказывать, так и поощрять за результаты ребенка. Внутренняя мотивация исходит от самого ученика. Ему должно быть интересно получение знаний.

Ко всем вышеперечисленным мотивам следует стремиться, ибо вся эта совокупность устанавливает большой уровень формирования учебной мотивации учеников.

Очевидно, что мотивированная учеба намного лучше, чем принужденная.

Ученик, который имеет внутренние мотивы к учебе, получает оценки выше, чем его одноклассники, материал, который он прошел надолго останется у него в памяти.

И при всем этом родителям не нужно постоянно контролировать ребенка. Мотивация – это внутренний процесс, его нельзя образовать извне. Но взрослые в состоянии помочь ребенку преодолеть эту проблему.

Учителя не всегда выделяют время, чтобы сформировать мотивацию учеников. Такие учителя считают, что если ребенок пришел в школу, он должен делать все что говорят ему учителя.

Также некоторые учителя пользуются отрицательной мотивацией для достижения успеха. От отрицательной мотивации рождаются отрицательные эмоции и нежелание учиться и выполнять задания учителя.

Без появления интереса ученика не будет результата, и материал не будет усвоен, будет только видимость учебного процесса.

В младшей школе родителям и ученикам не обойтись без внешней мотивации. Но стоит понимать и дать понять это ребенку, что важно не награда за результат, а сам результат.

Большинство родителей мотивируют детей убеждением, при чем основными аргументами в пользу учебы становятся угрозы бедности, низкого статуса в обществе. Такие примеры не действенны на детей.

Ученики младшей школы не могут ценить будущие выгоды образования.

Мотивация имеет свойство меняться в зависимости от расположения духа человека, определенного предмета изучения и так далее.

Изначально ученики приходят в школу с положительной мотивацией. Взрослым нужно приложить все усилия, чтобы сохранить эту мотивацию.

Как повысить мотивацию к учебе

Самый действенный способ развития внутренней мотивации у ребенка – это делать это с помощью любознательности ребенка. Стоит учесть к чему именно лежит душа ребенка, и чем он хочет заниматься.

Учеными доказано, что к обучению детей мотивируют отцы. Нужно прививать ребенку добиваться чего-то в жизни, добиваться чего-то.

Отец на своем примере может показывать своему ребенку, как важно чего-то добиться в жизни.

Одна из главных задач учителей в школе – преподать материал в такой форме, чтобы ученикам стало интересно, и они захотели его изучать. Устойчивый интерес у ребенка можно развить разными уроками-играми, уроками-путешествиями и тому подобным.

Для того чтобы развить у ребенка внутреннюю мотивацию нужно поддерживать то состояние, при котором ребенок доволен своими результатами. Нужно хвалить ребенка даже за незначительные победы, ставить ребенку те задачи, который он в состоянии выполнить.

Нужно предлагать свою помощь, только если задание действительно сложное для ребенка. Задания для ребенка должны быть понятны ему, должны приобрести какое-то значение для него. Нужно объяснить ребенку и дать ему понять, что поражения случается если приложить мало усилий.

Формировать мотивацию нужно всегда, будь то благополучные или не благополучные семьи.

Однако так или иначе мотивация закладывается еще в дошкольном возрасте. И именно родители закладывают ее детям. Многие родители считают, что заложить мотивацию детям это не их забота и перекладывают это на учителей и воспитателей.

Остальные предпочитают наказывать ребенка за плохую успеваемость: лишают компьютера, запрещают гулять или общаться с кем-то, некоторые берут в руки ремни. Многие родители отдают своих детей в школу довольно рано, когда ребенок еще не готов психологически. Он не может быть спокойным и делать то, что ему говорят.

Нужно развивать в ребенке способность самостоятельно принимать решения. Некоторые идут на поводу у детей и нарушают режим дня. Каждый взрослый человек, будь то родитель или учитель, должен понять эту систему и вырабатывать у ребенка ту или иную мотивацию.

Если у ребенка нет способностей к каким-то предметам, стоит обратить внимание на то, чтобы ребенок разбирался хотя бы в одной области. Он должен побеждать над собой, над трудностями, которые стоят у него на пути.

Нужно учить ребенка самостоятельности, давать ему самостоятельно ставить цели в учебе. Следует помнить, что запоминание у детей происходит в процессе игры и (или) развлечения.

Всегда нужно хвалить своих детей, не игнорировать их, их проблемы, переживания. Любить детей нужно вне зависимости от того, с какими оценками они приходят домой.

Ученики младших классов должны понимать, что нехватка способностей к какому-либо предмету должна быть компенсирована усердием.

Ребенок – это личность и он всегда нуждается в поддержке.

детиобразованиепсихологиясоветыучебашкола

Источник: http://bambinostory.com/motivatsiya-k-uchebe/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.