Планшет для ребенка: польза или вред?

Содержание

Планшет и ребенок – вред или польза

Планшет для ребенка: польза или вред?

Современный мир называют информационным веком. Невозможно представить себе нашу жизнь без смартфонов, планшетов и компьютеров.  Дети не остаются в стороне от современных технологий.

Если раньше для ребенка самой желанной игрушкой была, например, машинка с дистанционным управлением или кукла Барби, то сегодня дети все чаще просят у родителей смартфон или планшет. Планшетный компьютер или просто планшет, подключаемый к интернету.

В наши дни ученые все еще продолжают изучать пользу и вред технических новинок для ребенка. Но не приобрести такой объект желаний своему ребенку на Новый год или день рождение с каждым годом становится все сложнее.

Но прежде чем покупать малышу планшет, подумайте, как сделать так, чтобы этот подарок не нанес вреда. К примеру, дети становится все больше «планшетозависимыми». Если ребенка лишить любимой электронной игрушки, разразится настоящая истерика.

Зависимые от планшетов дети перестают играть настоящими игрушками, теряют интерес к живому общению, им становится скучно на детских праздниках.

По данным исследований, число детей, регулярно пользующихся планшетами, в развитых странах достигает 90%! Наряду с несомненной пользой, они несут детям и колоссальный вред. Но жить нужно интересно.

В современном обществе не обойтись без электронных гаджетов, и ребенок, не умеющий пользоваться, к примеру, мобильным телефоном, с большой долей вероятности будет выглядеть «белой вороной».  Давайте проанализируем все за и против, чтобы каждый родитель мог определиться знакомить малыша с электронной забавой или нет.

Исследования

По данным исследований, число детей, регулярно пользующихся планшетами, в развитых странах достигает 90%! Наряду с несомненной пользой, они несут детям и колоссальный вред.

Проводили  исследования о влиянии планшета на здоровье детей, под названием «Влияние уровня и продолжительности светового воздействия планшетов с подсветкой экрана на процесс выработки мелатонина (гормона сна)». По результатам исследований оказалось, что использование планшета в течении 2 часов в режиме яркой подсветки, снижает концентрацию мелатонина.

Чаще всего, любителииграть,  делают это на ночь глядя и при максимальной яркости экрана, очень большой риск обзавестись бессонницей, головной болью, раздражительностью, повышенной утомляемостью.

«Частое использование планшетных компьютеров и смартфонов отрицательно сказывается на здоровье детей!»

По словам психологов, пользователи смартфонов живут совершенно другой жизнью, что негативно сказывается на общении с людьми. Чтобы избежать ссор, достаточно соблюдать одно простое правило — убирать телефон от себя подальше во время еды и при общении с близкими.

Был проведён эксперимент, в котором участвовали 27 добровольцев. Во время которого они пытались заучивать несуществующие слова — вербальным и визуальным способом. Выяснили, что добровольцы быстрее запоминали слово тогда, когда слышали его и пытались проговорить.

Когда же слово встречалось на экранах электронных устройств, то участники эксперимента его не запоминали.

Но жить нужно интересно. В современном обществе не обойтись без электронных гаджетов, и ребенок, не умеющий пользоваться, к примеру, мобильным телефоном, с большой долей вероятности будет выглядеть «белой вороной». Давайте проанализируем все за и против, чтобы каждый родитель мог определиться знакомить малыша с электронной забавой или нет.

Вред от планшета для детей

  1. Ухудшается зрение ребенка. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз – к их сухости.

  2. Ухудшается осанка, может развиться искривление позвоночника (особенно страдает шейный отдел);
  3. Возможно нарушение координации между сигналами головного мозга и движениями рук;
  4. Ребенок перестает общаться с родителями.

    Когда родители дают в руки ребенка планшет, высвобождая время для других дел, неизбежно сокращается время, проведенное вместе с малышом, страдает общение между ними.

  5. Доступность вызывает зависимость! Планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях.

    Это вызывает зависимость, схожую с наркотической.

  6. Истеричность. Не лучший способ успокоить и отвлечь ребенка планшетом, ведь он не предоставляет ему возможности сформировать внутренние механизмы саморегуляции.
  7. Бессонница.

    Игры на планшете и смартфоне перед сном возбуждают нервную систему малыша, приводя к трудностям засыпания, к беспокойному сну ночью.

  8. Планшет не дает возможности развивать социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия с людьми.

  9. Дети, которые не ограничены в пользовании гаджетами, становятся еще более агрессивными.
  10. Дети начинают испытывать тревожность в ситуациях, требующих живого общения. 

 «Планшеты и смартфоны по своей природе рассеивают внимание человека.

Между тем развитие ребёнка происходит в первую очередь посредством сосредоточенности на конкретном занятии, которое часто требует терпения и приложения больших усилий. Именно такую деятельность обеспечивает рассматривание, а позже чтение книг, раскрашивание картинок, складывание кубиков. Неумение сосредоточиться может стать одним из важнейших элементов дальнейших сложностей с учебой. Чтобы научиться читать и писать, а также считать, ребенок должен полностью сконцентрироваться на этой деятельности. Электронные гаджеты полностью поглощают детское внимание, но не учат концентрации».

Польза планшета

  1. Ребенок, работая с планшетом, развивает логическое и абстрактное мышление, кроме этого, повышается внимание и увеличивается способность в самостоятельном принятии решений;
  2. Если программа планшета содержит головоломки, развивающие логические игры для малыша соответствующего возраста то это благотворительно повлияет на развитие малыша.

  3. Гаджеты очень выручают родителей, когда они с детьми застряли в пробках, в очереди в поликлинике, в магазине, в собесе, да где угодно. Малыш увлечен игрой или просмотром мультика, следовательно, не канючит.
  4. Навыки учебы и работы детьми осваиваются в несколько раз легче и быстрее при помощи планшетов.

Очень интересно, что вот создатели гаджетов воспитывают своих детей совершенно не ярыми фанатми цифровых технологий. Билл Гейтс  ограничивал своих детей в использовании компьютера и игровых приставок. Однажды сын у него спросил, — «так будет всю жизнь?».

На что Гейтс ответил: “Нет, когда ты будешь жить один, ты сможешь установить себе собственные ограничения”. Дети Стива Джобса, основателя компании Apple, не пользовались iPada’м и доступ к цифровым технологиям был ограничен в его доме. Каждый вечер Стив садился с семьей ужинать за большим столом на кухне.

Разговоры шли об истории, книгах и многих других вещах, никто тогда не доставал компьютер. Вообще, казалось, что его дети, мало привязаны ко всем этим гаджетам.

Так стоит ли давать ребенку планшет или смартфон? Решать, конечно же, родителям. Психологи утверждают, что «благодаря» планшетам можно упустить своего ребенка.

Но, если вы все же приняли решение обучить своего малыша пользоваться гаджетом, то обязательно контролируйте время, проведенное за планшетом. Не стоит разрешать использование гаджета перед сном и более получаса в день. Лучше всего чтобы гаджеты были чем-то не обыденным.

Чаще говорите с ребенком, уделяйте ему время. Нередко бывает, что родители, видя как ребенок увлечен игрой или социальными сетями не обращают внимание на это и спокойно занимаются своими делами. Несомненны и плюсы таких устройств.

Они могут помогать в обучении, развивать определенные навыки, обогащать знания ребенка. Но взрослым нужно пользоваться такими помощниками очень осторожно. Потому что очень быстро из доброго друга планшет может стать их злейшим врагом.

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/planshet-i-rebenok-vred-ili-polza/

Вред и польза планшета для детей

Вред и польза планшета для детей Категория: Разное о воспитании детей

«Либо мы прогресс – либо прогресс нас» – можно увидеть на многих логотипах. Идти нужно в ногу со временем. Жить нужно интересно. Жить нужно модно и популярно.

Взрослые так гонятся за этой псевдо популярностью в социальных сетях, выкладывают фотографии только что рожденного малыша, скринят, лайкают, делятся записью, не замечая, как их ребенок, который толком не умеет говорить и только научился ходить также заглядывает в эту волшебную игрушку под названием «гаджет». Многие поспорят, ребенок должен быть современным и постигать необходимые для повседневной жизни технологии. Да, должен. Но не с пеленок же. Намереваясь познакомить малыша с планшетом, следует обратить внимание на возраст ребенка (ему должно быть не меньше 2-3 лет) и также на количество времени, которое рекомендуется проводить деткам за автоматическими игрушками (не более получаса).

Сейчас проанализируем все за и против, чтобы каждый родитель мог определиться знакомить малыша с электронной забавой или нет.

1. Гаджеты удобны… нет, не для ребенка. Для родителей. Пока малыш занят, можно закончить все запланированные дела по дому.

2. Если программа планшета содержит головоломки, развивающие логические игры для малыша соответствующего возраста то это благотворительно повлияет на развитие малыша.

3. Ребенок познает мир технологий, и не будет стесняться в школе, на уроках информатики, садится за компьютер.

4. Гаджеты очень выручают родителей, когда они с детьми застряли в пробках, в очереди в поликлинике, в магазине, в собесе, да где угодно. Малыш увлечен игрой или просмотром мультика, следовательно, не канючит.

Минусы

1. В детском возрасте из-за чрезмерного использования гаджетов страдает зрение. Ребенок может его потерять за полгода!

2. Ребенок не развивает свои коммунистические способности. Плохо воздействует с социальной средой.

3. Если дети (уже старшего возраста) играют в игры, с наличием крови и убийств это негативно влияет на нервную систему и психическое здоровье.

4. За планшетами дети сидят – сутулясь, они не делают всевозможных физкультминуток – как следствие искривление позвоночника и проблемы с осанкой. Также нарушается координация движений.

5. Ребенок становится неусидчивым и у него снижается концентрация внимания.

6. Можно наблюдать, как у ребенка растет раздражительность и агрессивность. Малыш чаще закатывает истерики. Особенно это происходит, если его лишают его любимого гаджета.

7. Детский планшет вредит психическим процессам ребенка. Излучения планшета негативно влияют на нервную систему еще не окрепшего организма.

Если все же приняли решение обучить своего малыша пользоваться гаджетом, то обязательно показывайте-рассказывайте все функции устройства, сидя рядом с ним. Дети подражают во всем взрослым.

Чтобы малыш бережно относился к гаджетом – покажите ему пример. Для того чтобы ребенок социально развивался, вместо мультика позвоните другу/подруге в скайп – пусть поговорит.

Это будет радостно и приятно для малыша в первую очередь.

Не стоит разрешать использование гаджета перед сном и более получаса в день. Лучше всего чтобы гаджеты были чем-то не обыденным. Установите день, время и условия того, что должен выполнить ребенок, чтобы поиграть/посмотреть мультик на планшете. Будьте бдительны. Не дайте своему малышу попасти в виртуальные сети и стать заложником гаджетом, развиться компьютерной зависимости.

Чаще говорите с ребенком, уделяйте ему время. Нередко бывает (уже ближе к подростковому возрасту), что родители, видя как ребенок увлечен игрой или социальными сетями не обращают внимание на это и спокойно занимаются своими делами. Им невдомек, что ребенок за компьютером сидит более 8 часов! Что он иногда ложится спать очень поздно либо не ложится совсем.

Таким образом, виртуальная жизнь заменяет ему реальную жизнь. Он предпочитает пообщаться с друзьями онлайн, чем пойти встретится и погулять на улице. Гаджеты заменяют ему социум и это очень сложно изменить.

Многие зададутся вопросом, когда же стоит волноваться за ребенка и начинать бить тревогу. Первым сигналом становится безразличие дитя. На все вопросы он отвечает быстро и коротко «да, конечно, угу, ага». В этот же момент запрещено кричать на ребенка или грозиться отобрать любимую игрушку – так он еще больше замкнется в себе, и настроиться с вами на необъявленную войну.

Если ребенок в ловушке, следует действовать осторожно – пригласите его в парк или цирк, прогуляйтесь по побережью моря либо реки. Поговорите с ним. Только маленькими шажками, по крупиночки есть возможность вернуть гаджет зависимого в реальный мир.

Подведя итоги, хочется заметить, что абсолютно вычеркивать гаджеты с детской жизни не стоит. Все-таки современный мир потребует в будущем от него знаний нанотехнологии. Просто необходимо контролировать время, которое еще не сформированная до конца личность проводить с гаджетом и замечать, что бы виртуальная жизнь ребенка не затмила реальную.

2017-02-20 20:18:52

Источник: https://medn.ru/s/vred-i-polza-plansheta-dlya-detey.html

Планшет для детей – вредно ли? | Babydaytime Авторский блог Анастасии Романовой

Здравствуйте. Давайте попробуем понять и решить для себя, есть ли такая необходимость в планшетах для детей, я не говорю именно о специальных детских планшетах, про любые. Ведь сейчас не секрет, что планшет может позволить себе и стар и млад, и очень много семей использует планшет для того, что бы успокоить или отвлечь ребенка.

Какую пользу приносит планшет для детей

Сейчас существует очень много различный развивающих приложений для планшетов, которые обучают различать цвета, формы, различные игры. Бесспорно, в этом есть свои плюсы и зачастую планшет помогает отвлечь детей  и родители могут заняться своими делами.

Многие мамы отмечают пользу в планшетах, например при перелете в самолете ребенка можно отвлечь играми или мультфильмами, дома также можно ребенку включить мультфильмы и на какое-то время занять ребенка.  Исходя из этого можно выделить всего 2 плюса – это развивающие приложения и развлечения для вашего ребенка.

Мы изучили одну тему на популярном форуме для мам, и вот что пишут многие мамы в поддержку планшетов:

Но как говорится у монеты две стороны.

Минусы планшетов для детей

Минусов мне кажется больше чем плюсов. Ну во первых уже доказано, что планшеты плохо влияют на развитие, ученые отметили проблемы с поведением и отклонения или задержки в социальном развитии. Особенно подвержены этим проявлениям дети старше 8 лет.

Попробуем разобрать все составляющие. Wi-Fi сейчас установлен почти в каждом планшете. Ученые подтверждают, что нет никаких свидетельств того, что беспроводное интернет-содинение негативно влияет на здоровье людей.

Однако, авторы документальной телепрограммы Би-би-си «Панорама» выяснили, что уровень радиации в зоне беспроводного интернета (сети wi-fi) в одной из британских школ втрое превосходит излучение от вышки сотового оператора.

Но отмечается что даже этот уровень в 600 раз ниже того лимита, который считается безопасным, однако споры о том, влияет ли wi-fi на здоровье, все же ведутся.

«Вряд ли wi-fi представляет собой какой бы то ни было риск для человека, — говорит профессор Лоури Чаллис из Ноттингемского университета, возглавляющий один из комитетов программы исследований мобильных телекоммуникаций и здоровья.

— Обычно облучение в зоне сети wi-fi очень низко: передатчики маломощные и находятся на определенном удалении от тела». Но все равно все подтверждают то, что излучение есть, пусть и маленькое, но сколько ваш ребенок по времени подвержен воздействию этих излучений?

Детский организм по сравнению со взрослым имеет некоторые особенности, например, отличается большим соотношением длины головы и тела, большей проводимостью мозгового вещества.

Из-за меньших размеров и объема головы ребенка удельная поглощенная мощность больше, по сравнению со взрослой и излучение проникает глубже в те отделы мозга, которые у взрослых, как правило, не облучаются.

С ростом головы и утолщением костей черепа уменьшается содержание воды и ионов, а значит и проводимость.

Доказано, что растущие и развивающиеся ткани наиболее подвержены неблагоприятному влиянию электромагнитного поля, а активный рост человека происходит с момента зачатия примерно до 16 лет.

Попробуем разобрать проблему с стороны психического развития ребенка. Самое главное – это конечно привыкание к играм. Ребенок теряет всякий интерес к происходящему вокруг, он становится замкнутым и все его внимание уходит только на планшет. Вот что пишут другие мамы на форумах:

Все же мы тоже не смогли разобраться вредно ли давать детям играть в планшет или нет. Тут должен быть осознаный выбор родителей. Но как мне кажется, что лучше конечно ребенка отвлекать от прелестей 21 века и отвлекать детей на обычные игрушки.

Педагог -психилог советует: чтобы детей повернуть в сторону игрушек, надо их заинтересовать. И желательно проводить как можно больше времени с ребенком.

Если малыш хочет вам что-то рассказать или усаживает рядом с куклой и просит стать для игрушки мамой, не отказывайтесь. Возможно, пять-десять минут, проведенные с ребенком, помогут в дальнейшем решить многие проблемы.

Сейчас вы услышите его — через несколько лет он услышит вас.

Отвлекать ребенка от мультфильмов и компьютера можно не только с помощью игр. Если хотите показать ребенку, что он вам не безразличен, что вы готовы проводить с ним время, слушать и разговаривать, зовите на кухню.

Пусть моет овощи, раскладывает хлеб, помогает готовить ужин, к примеру. Полезный труд даст передышку воспаленным к вечеру глазам и уставшему мозгу. Вечером старайтесь найти для своего сына или дочери спокойное занятие — пусть лепит, рисует.

Ребенок, как и взрослый, за день устает, и ему тоже нужно отдохнуть от насыщенных событий.

А как вы относитесь к использованию планшета ребенком? Если положительно, то сколько времени в день ваш ребенок проводит с планшетом в руках?

Источник: https://babydaytime.ru/planshet-dlya-detey-vredno-li.html

Вред от планшета и смартфона для детей – опасности и риски

Вред от планшета и смартфона для детей – опасности и риски

По отчету Парламентской ассамблеи Совета Европы после семи лет активного использования аппарата мобильной связи существенно повышается риск развития опухолей мозга. При этом под активным использованием подразумевается всего 27 минут в сутки.

Некоторые российские ученые вообще пришли к выводу, что дети до 16 лет не должны ни в коем случае использовать сотовые телефоны и смартфоны, однако с ними согласны далеко не все.

Например, операторы мобильной связи аргументируют безопасность сотовых телефонов тем, что Всемирная организация здоровья не может предъявить конкретных доказательств о вредном воздействии мобильных аппаратов, а сами устройства становятся все безопаснее и год от года снижают уровень электромагнитного воздействия. При этом по статистике каждый десятый пользователь мобильной связи – ребенок. Рассмотрим со всех сторон вред от планшета и смартфона для детского организма.

Вред от планшетов и смартфонов – реальна ли угроза?

 

На данный момент еще прошло недостаточное количество времени, чтобы получить полноценные результаты о вреде современных гаджетов. Первые выводы можно будет делать лишь спустя лет пять-семь. Однако и сейчас уже можно говорить о предварительно информации показывающей, что определенный вред эти цифровые устройства всё же несут.

Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм.

Анализ групп школьников показал, что дети, регулярно использующие планшеты и смартфоны, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта.

Российские санитарные нормы не рекомендуют детям использовать гаджеты с высокочастотным электромагнитным излучением: телефоны, смартфоны, планшеты.

Помимо вреда от непосредственного излучения существуют и дополнительные факторы вреда здоровью от активного применения планшетов и других подобных устройств. Во-первых, у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук.

Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы.

Во-вторых, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию.

В-третьих, регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется. И, в-четвертых, постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению.

Помимо всего вышесказанного вред от планшетов и смартфонов еще и носит социальный и психологический характер, так как они затягивают ребенка своими играми и мультимедийными приложениями, что мешает полноценному общению, а впоследствии делает несовершеннолетнего человека раздражительным и погруженным в виртуальный мир фантазий. Успеваемость детей в школе, увлеченных компьютерами и планшетами, снижается, а круг интересов замыкается на играх и социальных сетях. Подробней об этом вы можете прочесть в нашей статье “Опасность интернета для детей”.

Профессиональное заболевание клерков и швей – болезнь шейных позвонков, в наши дни стало распространенно среди детей, которые теперь не только опускают голову на занятиях в школе и при выполнении домашних заданий, но и при играх на смартфонах и планшетах.

Вред от планшетов и смартфонов – что же делать родителям

 

Родителям стоит строго ограничивать время ребенка, которое он проводит за современными мультимедийными гаджетами. Необходимо больше акцентировать внимание ребят на подвижных играх, на времяпровождении на природе и занятиях спортом. Игры за планшетом лучше сократить до получаса в день. При этом рекомендуется после использования выключать устройство и забирать его из детской комнаты.

Всегда старайтесь предлагать детям те увлечения, которые будут не только заинтересовывать их, но и приносить пользу физическому и психическому здоровью или же развивать детей интеллектуально. Ведь засилье цифровых устройств существенно понизило в глазах многих современных школьников спортивные соревнования, музыку, прогулки на природе, изучение наук и литературы.

Круг интересов «продвинутого» ребенка сокращается до социальных сетей, онлайн и оффлайн игр, просмотра фильмов и мультиков. Поэтому, конечно же, именно родителям надо взять на себя роль арбитра и оградить детей от вредного влияния планшетов и смартфонов.

В особо сложных случая, когда ребенок ведет себя совсем неадекватно при запрете планшета лучше всего обратиться к помощи специалиста – детского психолога.

Вред от частого использования планшетов настолько очевиден, что родителям не стоит игнорировать подобную информацию, рассчитывая на вечный “авось”. Чем раньше вы начнете предпринимать меры по увеличению безопасности своего чада, тем раньше будет положительный эффект и ниже риски.

Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:

Источник: http://bezopasnost-detej.ru/kak-zashchitit-rebenka/226-vred-ot-plansheta-i-smartfona-dlya-detej

Планшет для детей – польза и вред современных гаджетов

Планшет для детей – польза и вред современных гаджетов

Современные технологии и средства связи – компьютеры, смартфоны, планшеты – привлекают не только внимание взрослых, но и детей, поэтому заботливые родители все чаще задаются вопросом, опасен ли планшет для ребенка и в каком возрасте можно начинать знакомство малышей с электронными новшествами.

Все ученые сходятся во мнении, что будущее – за новыми технологиями, поэтому бессмысленно категорически запрещать ребенку знакомство с гаджетами. Планшет может помочь родителям в развитии их чада:

  • В первую очередь, речь идет о тактильном восприятии. Легкие вибрации экрана при нажатии, знакомство с перемещением иконок по движению пальца – все это помогает развивать мелкую моторику
  • Многие игры способствуют становлению логического мышления – с раннего возраста ребенок учится самостоятельно принимать решения и оценивать полученный результат
  • Использование обучающих приложений может способствовать повышению успеваемости в школе – в форме игры проводится изучение иностранных языков, решение математических и логических задач и т.д.

Если в доме растет непоседа, то планшет станет отличной помощью для родителей – он может надолго занять ребенка. Использование гаджета с умом способствует интеллектуальному развитию малыша, поэтому присутствие новейших технологий в жизни современного ребенка просто необходимо.

Соблюдайте осторожность

Несмотря на все свои положительные стороны, планшет может оказывать и отрицательное действие на развитие ребенка:

  • Как правило, человек при использовании планшета принимает неправильную с физиологической точки зрения позу – может сутулиться, заваливаться на один бок и т.д. Если такая поза сохраняется в течение длительного времени, она может стать причиной нарушения правильной осанки. Чтобы этого не произошло, отвлекайте малыша от его занятия на планшете каждые 20-30 минут и устраивайте небольшую разминку
  • Продолжительное использование подобной техники приводит к повышенной утомляемости глаз и возможному снижению зрения – это еще одна причина делать активные перерывы в работе с гаджетом
  • Чрезмерное увлечение техникой негативным образом сказывается на физическом и социальном развитии ребенка – следите за тем, чтобы малыш не засиживался за планшетом или компьютером слишком долго. Помните, что у ребенка должны быть разнообразные интересы, а также друзья-ровесники, с которыми он будет развивать навыки социального взаимодействия.

Иными словами, если время, проводимое за играми на планшете, как и сами игры, не контролируется, то гаджет может стать причиной серьезного отставания физического и социального развития у ребенка.

Правила использования

Очевидно, нельзя отказывать детям в играх с планшетом, однако следует придерживаться свода правил, которые помогут направить занятия с гаджетом на развитие интеллекта ребенка.

Правило 1. Планшет – не главное в жизни человека

Разрешайте игры с устройством только тогда, когда хотя бы частично выполнены иные дела, например, сделаны уроки, проведена уборка комнаты и т.д.

Правило 2. Ограничение по времени

Каждые 20-30 минут игры делайте перерыв на 5-15 минут. Поручите ребенку задание или просто позовите попить вместе с вами чаю. Попросите его рассказать о достижениях – это сильно сблизит вас, ведь малыш поймет, что вам также интересны его увлечения.

Для малышей с 4-6 летнего возраста общее время занятий с гаджетом в сутки должно быть не более 1,5-2 часов. Для детей начальной школы это время можно увеличить до 3-3,5 часов.

Правило 3. Выбирайте приложения вместе с ребенком

Обратите внимание на приложения, в которых необходимо решать логические задачи, находить предметы, изучать языки. Система достижений поможет научить малыша доводить начатое дело до конца. Если выбранное направление вам еще не известно, вы можете играть вместе и вместе радоваться полученным результатам.

Правило 4. Никаких игр перед сном

Доказано, что занятия с техникой перед отходом ко сну вредны и для детей и для взрослых. Свет, излучаемый экраном, снижает выработку мелатонина, из-за чего сбиваются ритмы сна и бодрствования – появляется бессонница и беспокойный сон. Не давайте ребенку планшет за 2-3 часа до сна.

Правило 5. Не забывайте о физической активности

Занятия спортом способствуют правильному физическому развитию и укреплению иммунитета. Чередуйте игры на планшете с активным отдыхом, и тогда с физической точки зрения у малыша не возникнет проблем от занятий с гаджетом.

Впервые показать ребенку планшет можно уже в возрасте одного года – простейшие игры и мультфильмы способствуют быстрой адаптации к современным технологиям.

В это время максимальное время занятий с гаджетом не должно превышать одного часа в сутки.

С первых же игр соблюдайте правила использования планшета для детей, и тогда вам не придется волноваться о том, что новые технологии окажут негативное влияние на развитие ребенка.

Дата создания документа: 2017-09-22

Дата последнего редактирования: 2017-10-17

Источник: http://ja-ledy.ru/planshet-drug-ili-vrag

Ваш ребенок и смартфон: польза, вред и мифы

Длительное и ежедневное «зависание» у экрана планшета снижает физическую активность ребенка. Если речь идет о двухлетке, это может стать настоящей катастрофой как для физического, так и для психического развития.

Ребенок познает мир, активно двигаясь: залезая во все возможные углы, исследуя тактильно, визуально и на вкус все, что попадется на пути. Да, это ужасно вас утомляет.

Поэтому полчаса передышки для родителей в виде мультиков для ребенка не преступление против его развития.

Однако важно контролировать время, проведенное с гаджетами, и вовремя убирать электронные устройства.

Пусть хотя бы иногда ребенок вымазывается грязью, пытается есть песок на детской площадке, творит в доме разрушения, тиранит кота и рыдает, потому что ему не дают разорвать папин паспорт. Увы, это необходимая составляющая развития малыша.

Зато через несколько лет он благодаря этому «исследовательскому опыту» сможет ловко оперировать цифрами, образами и фразами, радуя вас успеваемостью в школе.

Нарушение сна

Всемирная организация здравоохранения сообщает о том, что электронные устройства могут нарушать структуру сна. Это утверждение требует дальнейших исследований.

Однако бессонница от вечернего взаимодействия с гаджетами кажется вполне логичной: свет экрана попадает на сетчатку, и в мозг спешат сообщения: «Спать рано, на улице светло».

Это снижает выработку мелатонина – вещества, без которого не получится крепко заснуть и полноценно отдохнуть в ночные часы.

Кроме того, важно понимать, что в мозге у всех детей пока не очень-то отработаны механизмы торможения. Это значит, что любой, даже самый добрый советский мультик, может произвести на дитя сильное впечатление.

А это неминуемо означает преобладание процессов возбуждения в мозге. Результат – прыжки по кровати, смех, переходящий в слезы, полное нежелание успокоиться и лечь в кровать.

Если за ребенком замечена склонность к перевозбуждению, вечерний мультфильм лучше заменить на чтение книги.

Проблемы с позвоночником

Увы, взаимодействие с электронным устройством у ребенка в большинстве случаев сопровождается не самой физиологичной позой. Для позвоночника, который еще не закончил свое формирование, это может стать дополнительной нагрузкой.

Особенно несладко приходится шейному и поясничному отделам. Это еще одна причина, по которой не стоит разрешать ребенку слишком долго сидеть с гаджетом. Оптимальное время для ребенка от 2 лет – не более получаса.

После просмотра мультфильмов можно поиграть с малышом в подвижную игру – это поможет компенсировать нагрузку на позвоночник.

Очевидно, что с подростками эта задача усложняется. Но и тут можно договориться. Например, ограничить время общения онлайн или просмотр сериала одним-двумя часами, а потом вместе поиграть в игровую приставку с интерактивным приложением, где соревнуются в танцах или прыжках.

Нарушение зрения

Длительное сидение у экрана электронного устройства вызывает спазм аккомодации – разбалансировку системы, которая позволяет видеть одинаково четко и вблизи, и вдали. Ее работу помогает восстановить физическая активность. Например, игра «Кто сделает больше отжиманий» или поход в бассейн. Еще полезно глядеть вдаль, на линию горизонта. Поэтому прогулка тоже не повредит.

Нарушение нормальных отношений с едой

С появлением электронных устройств проблема «накормить ребенка» будто бы стала решена. Смекалистые родители включают любимый мультфильм малыша и под шумок впихивают в него питательные супы, каши, отварные овощи и бог знает что еще.

Подростки не расстаются со своими смартфонами даже за семейным ужином, чередуя поглощение ужина с лайками и комментами.

Результат – «сбитый прицел» ощущения насыщения. Ребенок не успевает почувствовать тот момент, когда он сыт. Еще одна проблема – отсутствие фиксации на вкусовых ощущениях.

В итоге ребенок встает из-за стола вроде бы сытым, но без понимания, что он съел и в каком количестве.

Если не научить его считать каждый прием пищи достаточно важным, чтобы выключить телевизор и отложить в сторону смартфон, переедание станет систематическим.

Электронные устройства и дети: есть ли польза?

И все же гаджеты несут много положительного для ребенка:

Полезная информация

Полвека назад сложно было представить доступность практически любой информации. Сегодня у нас есть возможность задать вопрос поисковику, почему небо голубое, а кровь красная.

Можно показать четырехлетке, как устроен зрительный анализатор: в считаные секунды найти обучающий мультфильм, где понятно и просто объясняется, как луч света попадает через все прозрачные среды глаза на сетчатку. Можно найти полезные статьи для школьного доклада. И наконец, посмотреть «Гарри Поттера» на английском, чтобы заодно подтянуть язык.

Есть и темная сторона этого бесконечного информационного поля: контролировать круг общения и сведения, которые получает ребенок, становится тем сложнее, чем он старше.

Навыки взаимодействия с электронными устройствами

Возможно, через несколько лет необходимость писать от руки исчезнет в большей части профессий. Врачи перейдут на электронные истории болезни, чиновники начнут работать только с электронной документацией.

Деловая переписка уже давно происходит в мессенджерах и электронной почте. Поэтому не столь значимо, насколько у ребенка будет красивый почерк.

Но действительно важно, чтобы ребенок умел пользоваться поисковиком, отделял достоверную информацию от «мусора» и понимал, что существует определенная этика общения в Сети.

Тренировка памяти, внимания, мелкой моторики

Использование развивающих приложений может помочь в развитии ребенка. Главное – не верить описанию и отзывам, а проверять все на практике.

«Они вызывают зависимость»

Электронные устройства дают ребенку информацию в «готовом» виде. Малышу не нужно напрягаться, чтобы прочитать сказку или вообразить себе ее персонажей: группа профессионалов уже сделала все за него.

Поэтому логично, что ребенок предпочтет просмотр мультфильма самостоятельному чтению книги. Отчасти это стоит воспринимать философски, как проявление информационной эволюции.

Мы вряд ли вернемся к бересте и свиткам из папируса в качестве носителей важной информации.

История обмена ценными сведениями движется в сторону максимальной визуализации. Миром будут править понятные с первой секунды образы, а не многотомные романы на абстрактные темы. Поэтому не стоит воспринимать желание ребенка проводить много времени со своим планшетом как проявление зависимости.

Пятилетний малыш хочет познавать мир наиболее легким для себя образом: через понятные картинки. И компромисс здесь можно найти в поиске развивающих программ и ограничении времени взаимодействия с гаджетом (около получаса в день).

Главное правило – это приоритет качеству, а не количеству. И присутствие взрослого с ребенком в моменты просмотра мультфильмов или развивающих игр.

Это в разы повышает эффективность взаимодействия малыша с электронным устройством, потому что взрослый может ответить на вопросы ребенка и объяснить ему происходящее на экране.

Подросток при помощи своего смартфона не только узнает много нового, он еще и осваивает социальные сети, а значит, познает этику общения. И помочь ему можно, сохраняя с ним открытые и доверительные отношения, а также формируя разумные границы дозволенного.

«От мобильных телефонов бывает рак мозга»

Всемирная организация здравоохранения не нашла убедительных данных, которые доказывали бы связь между воздействием мобильных телефонов и возникновением опухолей головного мозга. Официальные сведения от организации гласят: «Проведенные на сегодняшний день исследования не содержат каких-либо указаний на то, что радиочастотные поля повышают риск рака или какого-либо другого заболевания».

Правила взаимодействия ребенка с гаджетами:

  • Определите границы. Договоритесь, сколько времени ребенок может проводить со своим смартфоном или планшетом. Создайте правила, которые соблюдает вся семья. Например, «за ужином мы оставляем смартфоны в другой комнате».
  • Будьте вместе с ребенком. Дошкольникам это поможет совершать важные открытия и избежать нежелательного контента. С подростками сложнее: придется искать разумный баланс между личным пространством ребенка и контролем. Тут очень помогает вовлеченность в его интересы, немного эмпатии и чувства юмора.
  • Не впадайте в крайности. Электронные устройства стали важной частью повседневности. И с каждым годом они будут занимать в нашей жизни все больше места. Однако это не исключает времени, свободного от гаджетов, когда в центре внимания только общение с близкими, вкусная еда и, например, настольные игры.

Источник: https://sunmag.me/column/15-12-2017-vash-rebenok-i-smartfon-polza-vred-i-mify.html

Планшет для малыша – вред или польза?

UPD. Две моих более свежих статьи по теме:

Так как я сама молодая мама, то немало общаюсь с “себе подобными” и могу сказать, что самые холиварные темы в сообществе это — когда отучать от соски и давать ли ее вообще, сколько кормить грудью, когда приучать к горшку и как долго возить ребенка в коляске. Но мы все же сайт о технике, поэтому я затрону еще одну животрепещущую тему — использование малышом гаджетов. Под малышами я имею в виду детей в возрасте примерно до трех лет.

Есть родители, которые принципиально не дают детям планшеты, телефоны, даже телевизор при них не включают. Мотивация разная, от простого “все это вредно и не нужно, мы как-то без этого росли” до более аргументированных утверждений о том, что ребенок должен развиваться, общаясь с реальными предметами, а не с интерактивными экранами.

Но, безусловно, планшет или телефон — это спасение для родителей, особенно если малыш беспокойный, постоянно требует внимания к себе, не хочет играть один. Все же надо иногда и взрослым кушать, заниматься делами. Вне дома — тоже палочка-выручалочка. Если, например, ребенок не желает сидеть спокойно в кафе или орет всю дорогу в машине.

И развеселить заболевшего ребенка — тоже вариант. Гаджет увлекает мгновенно, как наркотик, малыш вряд ли будет обращать внимание на окружающий мир. Никакие другие игрушки, даже яркие интерактивные так не “съедают” внимание.

 Попробуйте дать ребенку игрушечный телефон, с виду такой же, как у мамы, скорее всего он на него и не взглянет.

Личный опыт

Так и лезет в голову вопрос — как же наши родители без этих чудес техники жили и нас растили? Насколько сложнее было? Видели наверное популярный анекдот — “Сейчас 2-летний ребенок может разблокировать телефон, установить на него игру, а что я делал в этом возрасте? Я ел песок…”. Действительно, мозг у детей работает прекрасно, современные малыши быстро разбираются, как пользоваться телефонами и планшетами, как разблокировать, какие кнопки за что отвечают — все это с полутора лет, а порой и раньше.

Представляю, что от некоторой части мам в меня сейчас полетят помидоры, но я стала давать ребенку планшет еще до года. Очень шустрый, уставала с ним сильно.

Конечно, поначалу он вообще не умел пользоваться iPad-ом, а только смотрел на приложения, которые я запускала (это были в основном познавательные карточки с разными предметами).

Со временем освоил кнопку Home для выхода из текущего приложения и начал взаимодействовать с устройством — играл в пианино для малышей и другие простейшие приложения (в AppStore доступны варианты для детей от 6 месяцев).

В районе 1,5-2 лет освоил устройство полноценно — мог сам выбирать и запускать приложения (разложенные мной по тематическим папкам), делать в них почти все, что требуется. Очень любил всякие игры про машинки, паззлы, со звуками животных. Сейчас ему три, перешел уже на более сложные игрушки для своего возраста.

Дети очень наблюдательны, в них силен инстинкт подражания взрослым и если они видят, что мама или папа регулярно пользуются телефоном/планшетом, то и для них это само собой разумеющееся дело.

Аналитическая компания Common Sense Media не так давно провела всемирное исследование и выяснила, что 38% детей в возрасте до двух лет регулярно используют планшеты, смартфоны, игровые консоли и прочие гаджеты. То есть 2 из 5 детей начинают общаться с техникой еще до того, как начинают говорить. К восьми годам гаджетами пользуются уже 72% детей во всем мире.

Многие родители приходят к мысли ограничить использование ребенком планшета, когда появляются проблемы с тем, чтобы переключить внимание малыша, забрать устройство. Бывает так, что дети устраивают истерики или ходят и целый день ноют, чтобы им дали поиграть.

Здесь уже все, конечно, индивидуально. Например, у моего ребенка был период, когда он плакал, если я забирала iPad, но быстро переключался на что-то другое. А большую часть времени он просто играл какое-то время, а потом оставлял планшет и шел заниматься другими игрушками.

А что думают специалисты?

Бытует мнение, что ребенок не должен находиться перед экраном (любым) дольше 30 минут в день. Но оно уже устарело, так как подобные рекомендации специалисты давали в начале 90-х годов. А какие тогда были мониторы — сами помните, современные ЖК-экраны — совершенно другое дело.

Тем не менее большинство специалистов все равно не советуют знакомить с гаджетами детей до двух лет. В частности, такую рекомендацию несколько лет назад выпустила Американская академия педиатрии (AAP). Включать телевизор при детях они тоже не рекомендуют.

Цель этого — максимально продлить период «нецифровой игры». Ученые считают его очень важным, столь же, как и умения сидеть, ходить, говорить и т.п.

Профессор педиатрии из Вашингтонского университета Димитри Кристакис утверждает: “В первые два года жизни ребенка его мозг увеличивается в 3 раза.

А к росту побуждает именно воздействие внешних стимулов, и это должны быть реальные предметы, либо рассказы родителей, а не картинки на дисплее и записанные звуки”. Доктор отмечает, что ребенку важно общаться с родителями, слышать звук из голоса, это формирует навыки речи и коммуникации.

Некоторые психологи также уверены, что использование гаджетов в раннем возрасте ведет к утрате авторитета родителей.

Потому что дети узнают новое от планшета, а мама и папа перестают в итоге восприниматься как источник надежных знаний о мире вокруг.

 “Если уж и давать ребенку младше двух лет планшет, то это не должно выглядеть “мама готовит на кухне, папа на работе, а малыш сам по себе играет. Нужно играть с ним, объяснять”, — говорит детский психолог из Москвы Инна Рождественская.

Ее коллега Виктория Железнякова более категорична: “До двух лет ребенку категорически не рекомендуется показывать никакие мобильные приложения! Лично я считаю, что даже до трех не нужно. В первые три года жизнь на первом месте мама, отношения с ней — это главное.

Чем ближе контакт мамы и ребенка, то лучше у него вырабатывается привязанность, формируется ощущение защищенности, уверенности. Малыши до 2-3 лет познают мир через кинестетику, то есть общение с реальными предметами.

Стимуляция посредством электронных приложений, пусть даже развивающих, не нужна”.

Если вы, как и я, давали ребенку планшет с раннего возраста, то наверное уже начали мучиться чувством вины. Но есть и другие мнения специалистов.

Например, детский психолог и мама двоих детей Ольга Виссер считает, что мир быстро меняется, и если мы с вами росли без интерактивных игрушек, это не значит, что наших детей необходимо ограничивать.

Они живут в другом мире, развиваются иначе, но ничего ужасного в этом нет.

Ольга сама разрабатывает обучающие мобильные приложения для деток от года. Ее программы учат детей названиям предметов, цифрам, знакомят с алфавитом. Продуманы различные мелочи, например, по истечении определенного времени игра заканчивается, но не просто закрывается, а герои-зверушки идут спать. Ребенок это воспринимает как само собой разумеющееся и отдает планшет без плача.

Можно, конечно, постоянно говорить «нельзя», вызывая стресс, а можно познакомить ребенка с гаджетами и разумно их применять, — Говорит Виссер. — Для малышей 1–2 лет мы делаем приложения с акцентом на развитие моторики, пространственного и абстрактного мышления, концентрации внимания и творческих способностей. В основном это различные пазлы и простые раскраски.

Также планшет может помочь в развитии речи. Игры создаются с учетом возрастных особенностей. Только добрые, улыбающиеся персонажи, умеренная анимация, позитивная музыка. Есть опции “родительского контроля”. Ольга добавляет, что, безусловно, не все разработчики софта при создании программ консультируются с педагогами, психологами и офтальмологами.

К выбору приложений надо подходить обдуманно.

Ученые из французской академии наук несколько лет назад опубликовали свое исследование на тему «Ребенок и экраны» (L’enfant et les écrans). Специалисты утверждают, что давать детям планшет/телефон можно хоть с полугода, потому что это интерактивное устройство.

Маленьким детям сложно понять разницу между реальной жизнью и происходящим на экране. Поэтому мультфильмы и телевизор в возрасте до 2-3 лет не рекомендуются. А вот игры на планшете, в которых ребенок может сам взаимодействовать с предметами, — подходящий вариант.

Девайсы и зрение

Есть еще один момент, которого боятся многие родители, — влияние девайсов на зрение. Впрочем, как уже писалось выше, нынешние ЖК-экраны не мерцают, имеют комфортную подсветку и не влияют на зрение негативно. Конечно, надо соблюдать ряд простых правил, чтобы не было излишней нагрузки на глаза:

  • предпочесть устройство с бОльшим экраном — то есть планшет, а не телефон, на котором все мелко и придется вглядываться;
  • ограничить время игры;
  • избегать использования ребенком планшета в дороге, когда есть тряска;
  • играть только при хорошем освещении, в темноте подсветка будет раздражать глаза;
  • следить за тем, чтобы экран был не ближе, чем на 20 см от глаз.

Ну и, конечно, не забывайте ходить к врачам-специалистам для профилактики. Если офтальмолог заметит начинающиеся проблемы со зрением, возможно, общение с гаджетами придется свести к минимуму.

Так сколько в итоге можно играть?

Мнения специалистов разнятся, а вот финальный вывод делать, конечно, родителям. Я бы рекомендовала не более 30-40 минут в день до двух лет и не более часа-полутора до трех лет. Конечно, если в какой-то особой ситуации ваш ребенок поиграет побольше, линчевать себя не стоит, но границы быть должны.

Можно давать ребенку гаджет, если он просит об этом, но если требует, плачет, истерит — то лучше не идти на поводу, иначе он решит, что таким поведением можно всего добиться. Полезно давать ребенку поиграть на планшете/телефоне в качестве поощрения за что-либо. Например, что съел всю порцию за обедом или что сам сходил на горшок, убрал игрушки и т.п.

Также специалисты говорят о необходимости ограничения игр на девайсах перед сном. Лучше вообще не иметь никакой техники в спальне — от нее дети возбуждаются, это может быть чревато неврологическими проблемами.

Фильтруйте контент

Обязательно следите за тем, что ваше чадо делает на планшете, не пускайте на самотек. Ну, собственно, с маленьким ребенком это несложно — он еще не умеет сам устанавливать приложения (да в общем-то и старшему пароль можно не говорить) и играет в то, что установили вы.

Я периодически обшариваю AppStore на предмет новых игр и устанавливаю понравившиеся, ребенок потом запускает те, которые привлекли его внимание. Какие-то вообще ни разу не открывает, какие-то становятся фаворитами. Правда, надоедают тоже быстро, так что приходится регулярно обновлять коллекцию.

Про любимые игры моего сына я уже писала, почитайте, если пропустили.

Ну вы и сами наверняка понимаете — игры должны подходить для возраста вашего ребенка (в эппсторе есть возрастная градация), с симпатичными, позитивными персонажами, без какого-либо насилия. Мой ребенок, например, в его три с лишним не знает слов “стрелять”, “бить”, “убивать” и т.п., и слава богу.

Отличная коллекция приложений для малышей под брендом Laugh & Learn есть у компании Fisher Price

Да, хотела бы сделать предупреждение касаемо . Это приложение сын освоил в районе двух лет и долгое время запускал только его, когда брал в руки iPad.  — как наркотик.

 Да, там есть какой-то процент развивающих мультфильмов, но при этом огромное количество мусора, идиотских роликов, видео с нецензурной лексикой и т.п. Дети “залипают” и, как правило, даже не досматривают ролики до конца.

Приложение предлагает множество “похожих видео”, ребенок кликает на одно, затем сразу на другое, на третье, на десятое… я не эксперт, но это вряд ли полезно.

Одно время мой ребенок обожал ролик, где мужчина разбрасывает по столу конфеты и с дикими воплями это комментирует. Приходилось удалять видео из истории просмотров, но периодически сын все равно умудрялся его находить. Подобного мусора на портале немало.

В идеале доступ к ютубу вообще закрыть, а мультфильмы смотреть, например, на телевизоре, без возможности беспорядочно кликать по различным роликам.

Альтернативный вариант — использование приложения  Kids (есть для iOS и Android), там собраны только лучшие мультфильмы.

Защищаем планшет или телефон

В завершение этого получившегося уже немаленьким материала расскажу еще об одном важном моменте — как обезопасить девайс от поломки. Дети есть дети — от возможной неловкости никто не застрахован.

Ну а малыши по определению неаккуратны и могут уронить гаджет. И не только уронить. Например в возрасте около года мой сын так облизал смартфон, что отказал сенсор экрана.

Дети в этом возрасте все тащат в рот.

Для планшетов (не для всех, но для популярного iPad точно) выпускаются специальные детские чехлы, которые спасут от ударов и даже от того, что ребенок решит погрызть девайс.

Если же таких чехлов для вашей модели планшета не нашлось, лучше не давать ребенку дорогое устройство а купить, например, простейший китайский вариант, который сломать не жалко (есть варианты от 1500 руб, например, Мегафон Логин).

На фото — Fisher-Price Laugh and Learn Apptivity Case, ArmorBox Kido Series, iGuy Freestanding Case

Есть и специальные детские планшеты на Android, но за них придется переплатить (цены стартуют от 5 тысяч).

На фото — Func Happy Pro-01, TurboKids S4, iKids iKids, Qumo Kids Tab 3

С телефонами попроще — достаточно купить любой прочный чехол и наклеить защитное стекло на экран. Именно стекло, не пленку. В последнее время эти аксессуары стали очень популярны, спасут от разбитого экрана в случае неудачного падения.

Итого

Повторюсь, гаджеты могут стать палочкой-выручалочкой. В случае необходимости могут отвлечь ребенка, могут стать инструментом для развития, для обучения новому. Но есть ряд простых правил, которые нужно соблюдать, если вы даете малышу планшет или телефон. Основное — это ограничение времени игры и фильтрация контента.

Как мама, я могу понять, что порой от усталости нет сил (а уж если детей больше одного…). Но все же никто не обещал, что будет легко. Все, что мы вкладываем в ребенка с первых дней, нам “аукнется”. Не забывайте почаще играть вместе с вашим малышом.

Даже если у вас нет никаких идей, кроме катания машинок или переодевания кукол, откройте Гугл, напишите, например, “чем занять ребенка в 2 года” и увидите кучу советов, воплощение в жизнь которых подарит немало восторга не только ребенку, но и вам!

P.S. Эта статья тоже была подготовлена мной для сайта Thatsmart и впервые опубликована именно там.

Источник: https://olyapka.ru/2015/11/planshet-dlya-malysha-vred-ili-polza/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.