Психическое здоровье детей: факторы влияния на детскую психику

Содержание

Психическое здоровье детей

Психическое здоровье детей: факторы влияния на детскую психику / Статьи о детях / Психическое здоровье детей

Довольно часто можно встретить ситуацию, когда при видимом отсутствии наследственной предрасположенности ребенок начинает вести себя неадекватно. Это говорит о том, что возможности его психики не справляются с внешними факторами.

Само понятие психического здоровья в научной среде появилось не так давно. С одной стороны, оно подразумевает адекватное выполнение человеком своих социальных, возрастных и культурных ролей, а с другой – должно позволять человеку непрерывно развиваться в течение всей его жизни.

Психическое здоровье детей зависит от различных факторов, поэтому родители должны внимательно следить за эмоциональным фоном ребенка и не подвергать его чрезмерным нагрузкам. Стрессоустойчивость зависит от типа нервной системы, а отдельные свойства темперамента могут быть если не источниками психических нарушений, то одними из существенных факторов риска.

Основные факторы, влияющие на психическое здоровье детей

Сама проблема сохранения психического здоровья детей связана в первую очередь с современным темпом жизни и резко возросшими информационными нагрузками. Кроме того, еще одним фактором, влияющим на психику, является стресс. Нестабильность политики, экономики и ценностных ориентаций находит свое отражение не только в нервозной обстановке дома, но и во многих телепередачах.

Психологический климат в семье является важным фактором формирования здоровой психики у ребенка. В большинстве случаев в дружной, наполненной любовью и вниманием, семье растут воспитанные, уверенные в себе и общительные дети.

Кроме того, на психическое здоровье детей влияет и среда – сверстники в саду и школе, друзья во дворе и спортивных секциях.

По мере взросления нагрузка на ребенка постепенно возрастает, и он нуждается в поддержке и понимании семьи даже больше, чем в раннем детстве.

Кроме того, к дисбалансу приводят и современные тенденции раннего обучения, и школьные перегрузки, так как при растущем рационализме и других внешних признаках взрослости сохраняется внутренняя социальная незрелость и инфантилизм.

Связь физического и психического здоровья детей

Психически здорового человека определяют, прежде всего, как человека веселого и жизнерадостного, спонтанного и творческого, открытого и познающего окружающий мир и себя не только разумом, но интуицией и чувствами. В основе такого отношения к себе и окружающему миру лежит гармония.

Согласно некоторым исследованиям психических характеристик долгожителей, они все обладают эмоциональным спокойствием и оптимизмом, самодостаточностью и умением адаптироваться к даже достаточно сложным жизненным обстоятельствам.

Таким образом, воспитывая ребенка необходимо понимать, что физическое и психическое здоровье детей нераздельно связаны между собой. И зачастую, невзирая на наследственные предпосылки и множество других негативных факторов, психическое здоровье является необходимым условием и для физического здоровья.

Специфика психического здоровья ребенка

По мнению И.В. Дубровиной, достаточно долго изучавшей этот вопрос, в основе психического здоровья лежит полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Таким образом, психическое здоровье ребенка отличается неразвитостью некоторых личностных новообразований, которые формируются в процессе взросления.

Именно поэтому ранний возраст особо значим для становления личности и психического здоровья детей.

Поскольку в раннем детстве именно мать играет самую важную роль в жизни ребенка, необходимо понимать, что дефицит общения и внимания, вызванный любыми причинами (выход на работу, рождение второго ребенка), негативно скажется впоследствии на психическом здоровье малыша.

С другой стороны, психологи отмечают, что слишком продолжительная опека также негативно сказывается на развитии и формировании необходимых для дальнейшей жизни знаний и навыков.

Также для психического здоровья детей и подростков немаловажную роль играет и отец, который является прообразом внешнего мира. Это особенно важно в моменты, когда по мере взросления уменьшается психологическая зависимость от матери.

Одним из факторов риска для психического здоровья детей и подростков являются конфликтные отношения между родителями или неполная семья. Психологи отмечают, что в этом случае у ребенка могут возникнуть различные нарушениям половой идентификации, а также возможны изменения в поведении – от боязливости, покорности и робости до агрессивности и конфликтности.

В дошкольном периоде важную роль играют детские учреждения, в которых закладываются навыки общения со взрослыми людьми.

К выбору детского дошкольного учреждения нужно подходить с особым вниманием, поскольку в зависимости от того, насколько хороший контакт будет между ребенком и воспитателями, зависит и состояние его психического здоровья.

С одной стороны, работа с большим количеством детей способствует тому, что ребенок становится более самостоятельным, с другой – если ребенок не будет чувствовать себя защищенным, это может вызвать развитие тревожности и психосоматизации.

Психическое здоровье ребенка также зависит и от того, как у него складываются отношения со сверстниками. В случаях, если ему не удается установить дружеские отношения, это может привести к внутреннему конфликту, что вызовет эмоциональный дискомфорт и торможение в формировании личности.

Психологи советуют придерживаться некоторых простых рекомендаций, которые сохранят не только психическое здоровье ребенка, но и помогут избежать сложностей семейной жизни:

  • Не следует ставить перед ребенком невыполнимых задач. Завышенные требования в учебе или достижении спортивных успехов могут привести к тому, что вместо удовольствия и радости от учебы он будет испытывать постоянный стресс и тревогу;
  • При возникновении трудностей с усвоением нового материала в школе вместо скандалов и острой критики, предпочтительнее искать совместные решения. Это может быть помощь, как репетитора, так и психолога;
  • Для психического здоровья ребенка очень важно беседовать с ним на темы, которые ему интересны. Кроме того, нужно, невзирая на занятость, ежедневно проявлять интерес к отношениям с друзьями, событиям в детском саду или школе;
  • Родителям необходимо стараться избегать выяснения отношений в присутствии ребенка, а во время общения с ним – соблюдать спокойствие и равновесие;
  • В зависимости от возраста нужно ограничивать время проведения ребенком перед телевизором и компьютером. Бесконтрольный просмотр многих передач и фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию, негативно сказывается на эмоциональном фоне и может спровоцировать развитие усталости и неадекватного поведения.

Без сомнения, даже самые комфортные условия не гарантируют того, что состояние физического и психического здоровья детей будет идеальным. Каждый ребенок по своему уникален, как и строение его психики, поэтому иногда даже в полной и дружной семье вырастают неуверенные в себе и нуждающиеся в психологической помощи дети.

Слайд-шоу

Как повысить качество жизни

Как заставит мир вокруг себя засиять новыми красками? Воспользуйтесь следующими советами и повысьте качество своей жизни….

Читать далееКак избавиться от ревности

Ревность – разрушительное чувство и поэтому, если она присутствует в отношениях двух любящих людей, от нее нужно избавляться. …

Читать далее О пользе и вреде солнечного загара

В преддверии пляжного сезона редко какая женщина не задумывалась о пользе и вреде солнечного загара. Эта тема волнует даже муж…

Читать далее10 правил здорового питания

Здоровое питание – основа нормальной жизнедеятельности человека. Правила здорового питания помогут составить рацион, с учето…

Читать далее

Статьи о здоровье

О пользе мяса для организма

О том, вредно или полезно мясо для организма человека, ведутся постоянные споры. Сторонники вегетарианства и приверженцы сочных…

Читать далее

При быстрой ходьбе, калории сжигаются в большом количестве. Поэтому, если вы хотите сбросить лишние килограммы, необходимо мног…

Читать далее Детские инфекционные болезни

Детские инфекционные болезни это та патология, с которой родители сталкиваются чаще всего. Отчасти виной тому не до конца сформ…

Читать далее

Изучение техники массажа спины поможет освоить классические массажные движения, которые помогут снять боль, напряжение в мышца…

Читать далее Как принимать контрастный душ

Контрастный душ это душ с попеременным использованием то горячей, то холодной воды. Такой душ имеет сильный оздоровительный эфф…

Читать далееОпасные свойства безобидных продуктов

О полезных свойствах многих продуктов нам известно не понаслышке. Несомненно, употреблять в пищу зелень, фрукты и овощи, рыбу и м…

Читать далее

Источник: http://pigulko.ru/stati-o-detjah/6965-psihicheskoe-zdorove-detej.php

Факторы влияющие на детскую психику

С первых дней жизни развитие ребенка определяется не только общением с мамой, но и множеством других внешних факторов.

На психологическом состоянии вашего крохи могут сказаться неправильная организация пространства в детской, шум, несбалансированное питание и нехватка общения со взрослыми и сверстниками.

Мы расскажем о ключевых факторах, влияющих на психологическое здоровье вашего малыша.

Как физиологические факторы влияют на детскую психику?

Пища является одной из базовых потребностей плода в материнской утробе, потому врачи так строго контролируют питание беременных женщин.

Неправильное питание во время беременности, невозможность грудного вскармливания и отсутствие сбалансированного питания могут привести к негативным последствиям для психики вашего чада.

Нехватка питательных веществ, в особенности белка, нарушает правильный ход формирования мозга, что, в свою очередь, замедляет интеллектуальное и психологическое созревание крохи.

Здоровый микроклимат в детской также играет огромную роль в становлении детского интеллекта и психики. Комната должна быть светлой и чистой со свежим, прохладным и влажным воздухом. Если в собственной детской крохе будет тяжело дышать, все ресурсы организма будут расходоваться не на развитие, а на поддержание жизнедеятельности и сохранение здоровья.

Негативно сказывается на детской психике и избыток шума. Постоянный шумовой фон большого города и оживленных дорог вызывает перевозбуждение головного мозга, препятствуя его нормальному созреванию.

Поэтому важно оборудовать детскую комнату звукоизолирующими окнами и дверьми, чтобы свести уровень шума к минимуму.

С другой стороны, постоянная гробовая тишина также нежелательна, иногда можно баловать малютку мелодичной музыкой или записями звуков природы.

Роль семьи в развитии ребенка

Каждый малыш рождается на свет с огромным потенциалом и заложенными предыдущими поколениями способностями. Однако далеко не каждый ребенок становится гениальным художником или выдающимся инженером, поскольку для выявления и развития врожденных способностей требуется благоприятная внешняя среда, которая включает не только физиологические, но и социальные факторы.

В младенчестве и младшем возрасте ключевое значение в жизни малютки имеет семья: мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Теплая семейная атмосфера помогает крохе быстро и гармонично развиваться не только физически, но и эмоционально, интеллектуально и психологически.

Малышу важно получать достаточно внимания и заботы от мамы и других взрослых. Ведь именно благодаря общению у ребенка формируется желание познавать окружающий мир, набираться знаний и опыта.

Детишки, испытывающие нехватку общения со взрослыми, безразличны к своему окружению, апатичны и малоподвижны.

Из-за нехватки внимания их психологическое развитие замедляется, а способности остаются на зачаточном уровне, не получая стимулов для укрепления.

Сегодня многим малюткам общение с папой и мамой заменяет телевизор, из-за чего в детском характере усиливается раздражительность, нервозность и агрессивность.

Помните, что живое общение с близкими гораздо благоприятнее влияет на психику ребятни, чем просмотр мультфильмов.

Даже если вы разрешаете своему крошке смотреть телевизор, ограничивайте время перед экраном и тщательно отбирайте материал для просмотра, чтобы исключить зрелища жестокости и агрессии.

Именно в семье ребенок примеряет на себя первые социальные роли. Он чувствует себя сыном, братом или внуком, осваивает допустимое поведение для каждой из этих ролей, благодаря чему повышается его способность к адаптации.

Важно, чтобы у малыша было как можно больше положительных примеров социальных ролей, и как можно меньше — отрицательных.

В попытке имитировать поведение взрослых кроха может невольно перенять дурные привычки, от которых вам будет тяжело его избавить.

Родители могут влиять на психологическое развитие ребенка и его социальную адаптацию при помощи всевозможных воспитательных приемов.

Важно помнить, что с возрастом ваш отпрыск становится все более самостоятельным, потому возможности родительского воспитания снижаются.

На его место приходит внутреннее стремление маленького человечка к развитию и совершенствованию собственной личности — самовоспитание.

Социальная адаптация в коллективе

Становясь старше, кроха расширяет круг своих знакомств, особенно заметными перемены становятся после поступления в детский сад. На этом этапе у него появляется новый авторитет среди взрослых — воспитатель. От манеры обращения воспитателя с детьми во многом зависит психологическое развитие вашего дошкольника, потому подходите к выбору группы детского сада особенно аккуратно.

Одновременно, ваше чадо становится частью своего первого коллектива и осваивает новые социальные роли: друга, партнера по игре, лидера. С возрастом навыки, приобретенные дошкольником будут эволюционировать, помогая ему адаптироваться к школьному классу, университетской группе и рабочему коллективу.

Если малыш легко влился в группу, он будет расти счастливым и уверенным в своих силах. Если же коллектив плохо воспринял ваше чадо, появляется риск заниженной самооценки, неуверенности и безынициативности. Негативизм, агрессивность и повышенное самомнение могут развиваться у малыша, который сильно отличается от других членов коллектива и испытывает отторжение со стороны сверстников.

В комплексе внешние факторы среды, отношения в семье, воспитание, самовоспитание и социальная адаптация формируют личность ребенка. Задача родителей заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для роста своего малыша, выявления его способностей и их развития.

Источник: https://viline.tv/deti/article/vlianie-vnesnih-faktorov-na-psihologiceskoe-razvitie-rebenka

Психика ребенка: особенности формирования. Как укрепить нервную систему и психику ребенка? Влияние мультфильмов и компьютеров на психику ребенка

Дети в семье – это «губки», которые впитывают в себя все, что видят и слышат. Именно эти факторы и влияют на развитие психики ребенка. Поведение малыша отражает то, что происходит у него дома между мамой и папой или другими родственниками. Конечно, это не единственный показатель, стоит учитывать также еще генетические предрасположенности.

Большое влияние на психоэмоциональное состояние вашего чада оказывает и его окружение, а также электронные гаджеты, которые дети берут в руки уже с первого года своей жизни. В этой статье мы поговорим подробно на эту тему, чтобы выяснить, что же именно влияет на формирование психики ребенка, и что делать, чтобы ее укрепить, если это необходимо.

Особенности психики ребенка в год

Детская психика – это важная составляющего общего здоровья ребенка. На нее все родители должны обращать должное внимание, чтобы воспитать личность с нормальным восприятием мира, характером и амбициями.

Как показывают результаты исследований психики ребенка, она начинает у него формироваться еще тогда, когда он развивается в утробе матери.

На этот процесс влияет исключительно образ жизни будущей мамы, а также генетика. Малыш появляется на свет уже со своим характером и с первых дней начинает его проявлять.

Сначала поведение ребенка обуславливается только его рефлексами, которые вырабатываются у него постепенно по мере роста:

  • В первые несколько дней у него есть только один рефлекс – сосательный. Характерными движениями губами он показывает маме, что голоден.
  • У него гораздо быстрее формируются чувственные рефлексы, чем двигательные. Сначала он начинает видеть, слышать, тактильно ощущать, а только потом учиться контролировать свои движения.
  • Когда период новорожденности заканчивается (это обычно происходит на 2 месяце жизни ребенка), он уже узнает, где его мама, папа. Проявляется активно рефлекс «оживления».
  • В период жизни ребенка до года на его психику сильнее всего влияют родители, которые должны правильно реагировать на его потребности. Малыш все повторяет за ними, подражает им. Ему очень важно внимание родственников на этом этапе жизни, чтобы он рос, полноценно развиваясь.
  • Ближе к году кроха уже пытается что-то говорить, потому что у него хорошо развиты связи между предметами, которые он чаще всего видит и держит в руках, и их названиями.

Когда крохе исполняется 2 года, то он уже не может восприниматься родителями просто, как ребенок. Это уже личность, которая активно заявляет о себе. Малыш требует, проявляет амбиции и характер. Все, что он видит вокруг. Воспринимается им близко к сердцу и откладывается в виде отпечатка на его психоэмоциональном развитии. Он во всем подражает своим родителям и познает мир посредством игры.

Именно в возрасте 2-4 лет у ребенка формируется социальная позиция. Если родители будут отталкивать от себя малыша, когда ему нужна помощь или внимание, то он просто станет замкнутым и не захочет общаться со сверстниками.

В этом возрасте начинает активно себя проявлять у детей «Кризис 3 лет», когда он хочет во всем проявлять самостоятельность. Именно так малыш доказывает, что он самостоятельный, взрослый.

Родителям на это нужно правильно реагировать – не ругать, не наказывать, а проявлять исключительное спокойствие и поддержку. Даже если что-то ломается в процессе познания мира ребенка – это нормально.

Если вы позволите ему все это, то он вырастет полноценным, раскрепощенным и любознательным человеком.

Особенности психики ребенка 5-7 лет

Ребенок, достигший дошкольного возраста – это человек с ярким темпераментом. Дети в возрасте 5 лет очень любознательны и активны. Им хочется общаться, именно поэтому они начинают задавать очень много вопросов, на которые им обязательно нужно давать ответы. В этом возрасте родителям нужно обеспечить своему ребенку нормальную среду для развития:

  1. Они должны позволять ему общаться со сверстниками столько, сколько хочется ребенку. Не надо его заставлять делать это, если он не хочет, но и ограничивать его нельзя. Крохе обязательно нужно научиться, как вести себя в детском коллективе. В этом ему помогает общение с одногодками в детском саду. Если вы хотите, чтобы малыш быстро адаптировался к школе, то его обязательно нужно отдать в детский садик.
  2. Кроме того, родители должны именно в этот период развития своего чада обратить внимание, к чему у него имеются склонности, какие у него таланты. Ребенку нужно ходить на разные развивающие занятия, чтобы расти эмоционально удовлетворенным человеком.

В дошкольном возрасте ребенку требуется повышенное внимание со стороны родителей. Если он будет испытывать дефицит общения с ними, то у него разовьется нездоровый дух соперничества. Он начнет привлекать к себе внимание любым способом. Вы должны всеми возможными способами проявлять по отношению к своему крохе любовь, если хотите, чтобы он вырос милосердным, добрым и отзывчивым человеком.

Что оказывает влияние на психику ребенка?

Исходя из всего вышесказанного, получается, что на психику ребенка влияет несколько основных факторов:

  1. Семья. Если в ней царит гармония, любовь и взаимопонимание, то никаких проблем со здоровьем у ребенка не будет. Он вырастет спокойным, уравновешенным и любознательным человеком. Но если дома постоянные скандалы, или родители разводятся, то все это травмируем психику малыша. Он начинает думать, что никому не нужен, что его жизнь ничего не значит. Особенно сильно это понимание отражается на его поведении, если у сверстников хорошие семьи, в которых мама и папа любят друг друга. Вы обязаны контролировать все, что произносите вслух. Психологи выделили несколько фраз, разрушительных для психики ребенка. Их вы должны вообще исключить из своей лексики:
  • «Даже не плачь, потому что это ни для кого значения не имеет» — услышав такое, ребенок испытает страшное разочарование.
  • «Плохо, что ты совсем не похож на своего брата! Вот он молодец» — эта фраза просто убьет в ребенке все человеческое, он будет ненавидеть и вас, и брата, с которым вы его сравниваете. Под эту же категорию детей попадают и те, чьи родители все время пытаются сравнить своих чад с соседскими детьми.
  • «Ты постоянно все делаешь неправильно!» — если вы хотите, чтобы у ребенка развился комплекс неполноценности, и никогда не возникало желания исправлять свои ошибки, то можете, безусловно, говорить ему такие обидные вещи. Но вы поставьте себя на место ребенка. Как бы вы отнеслись к подобного рода словам.
  • «Мне из-за тебя стыдно!» — казалось бы, безобидная фраза, которая должна заставить вашего малыша задуматься о своем поведении. Но на самом деле, когда малыш слышит в свой адрес такие слова, он думает, что мама его не любит, потому что не воспринимает таким, какой он есть.
  • «Ты итак толстый/глупый/некрасивый» — если даже ваш ребенок имеет какой-то изъян, вы не должны акцентировать на этом внимание. Наоборот, предпринимайте всевозможные меры, чтобы он думал, что для вас он самый красивый, умный и лучший. Если вы этого делать не будете, то неуверенность в себе по жизни будет сопровождать вашего ребенка, он станет несчастным человеком.
  • «Зачем я только тебя родила!» — в порыве гнева многие родители могут сказать такую ужасную фразу. Особенно часто такие слова звучат в неблагополучных семьях, в которых изначально были сомнения – рожать ребенка или нет. Если ваш малыш когда-либо услышит подобное, он может просто свести счеты с жизнью или вырасти злым, мстительным и плохим человеком.
  • «Ты мне надоел! Я сдам тебя в детский дом!» — ребенку вообще не будет понятно, как он мог надоесть собственной матери или отцу! Это ненормально, родительский труд предполагает, что на пути воспитания ребенка будут возникать множественные трудности, но это не позволяет ни маме, ни папе говорить обидные слова своему ребенку.
  1. Окружение. Если малыш постоянно пребывает в одиночестве, ему не позволяется общение с другими детками, он не видит ничего, кроме своих игрушек, бабушек и дедушек, то развиваться полноценно он не может. Он однозначно замкнется в себе и будет расти в какой-то мере аутсайдером, потому что никто не будет его воспринимать нормально.
  2. Интернет и электронные гаджеты. Чаще всего у детей нарушается психика, потому что они подолгу проводят время у экранов телевизора, с телефоном или планшетом в руках. Это очень удобно, конечно, для родителей, которые заняты работой – включить мультфильм ребенку и оставить его в своей комнате. Но ученые свидетельствуют от обратном. Они утверждают, что влияние компьютера на психику детей пагубное. Ему можно позволить всего несколько минут в день просидеть за игрой или за просмотром мультфильма. Даже если вам кажется, что то, что смотрит ваш ребенок, никак не повлияет на его мировоззрение, вы должны осознавать, что влияние мультфильмов на психику детей огромное. Они начинают подражать героям, на которых смотрят, повторять их поступки. А ведь современные мультипликационные передачи не всегда построены на основах морали и духовных ценностей.

Если вы заметили какие-либо расстройства психики ребенка, незамедлительно обращайтесь к детскому психологу, чтобы исправить ситуацию, пока не поздно.

Если явных нарушений в поведении своего малыша вы не наблюдаете, это не значит, что повода для беспокойства нет.

Периодически проводите несложный тест, который поможет вам понять, в каком состоянии находится психика вашего ребенка. Что нужно делать:

  1. Попросите своего ребенка нарисовать портрет семьи. Дайте ему карандаши, фломастеры и чистый лист. Потом проанализируйте, что у него получилось. Обращайте внимание на все детали – какого размера человечки, что вокруг них, какие цвета малыш использовал. Все это отображает, как он воспринимает свою семью и себя в ней. Если вы увидите, что он себя нарисовал очень маленьким, почти незаметным, при этом использовал темный цвет фломастера, а вокруг себя нарисовал странные значки, то срочно обращайтесь к специалистам. Если вы не можете расшифровать, что значит изображение, которое сотворило ваше чадо, тоже обратитесь к психологу. Он точно вам скажет, стоит ли вам переживать, или все с вашим крохой хорошо.
  2. Попросите своего малыша нарисовать на листе бумаге дом, дерево и человека. Обратите внимание на все детали каждого рисунка:
  • Дом – это отображение того, как ребенок воспринимает себя в этом мире. Если малыш нарисовал старый дом, это значит, что ему некомфортно жить. Если дом вдали, значит, малыш не знает, какое место в семье ему отводят родители. Если дом красивый, новый и расположен на переднем плане рисунка, это говорит о том, что ему все нравится, и он счастлив.
  • Дерево – отображение того, что тревожит ребенка. Если он нарисовал голое дерево без листьев с тонким стволом, который разукрасил в темный цвет или небрежно заштриховал, это говорит о том, что в душе у вашего малыша живет страшная тревога, которая не дает ему полноценно развиваться.
  • Человек – отображение того, как он относится к своей семье. Обратите внимание, красивый ли получился человечек, какие у него руки, ноги, волосы, выражение лица. Эти детали вам подскажут, любит ли ребенок своих родителей, или он испытывает уже по отношению к ним какой-то негатив.

Есть еще много разных методик, но их лучше проводить в кабинете профессионального психолога, который сразу же проведет анализ психоэмоционального состояния малыша и поможет вам найти ответы на многие интересующие вас вопросы.

Как укрепить нервную систему и психику ребенка?

Если имеются какие-то проблемы с психикой ребенка, то вы должны, прежде всего, исключить все факторы, которые могут негативно отражаться на психоэмоциональном здоровье малыша. Психологи советуют современным родителям придерживаться таких рекомендаций:

  • Не решайте никаких проблем в присутствии ребенка – чего бы они не касались.
  • Не разговаривайте громко и не проявляйте агрессию ни к кому. Даже если ваша кошка или собака дома нагадили, не кричите, а ведите себя спокойно и уравновешенно.
  • Показывайте на личном примере своему малышу, каким должен быть у него режим дня и рацион. Ешьте все то же самое, что даете ему, спите с ним в одном режиме, гуляйте, занимайтесь, ведите активный образ жизни, но не в одиночку, а вместе со своим ребенком.
  • Давайте ему народные успокоительные отвары – это валериана, мята, пустырник. Не используйте седативных средств, потому что они, кроме привыкания, ничего хорошего вашему ребенку не принесут.

Окружите свое чадо любовью, заботой и вниманием. Разговаривайте с ним, ведите себя так, как будто он уже взрослый человек, с которым можно пообщаться на равных. Благодаря нашим советам вы сможете вырастить полноценного и жизнерадостного человека, который по жизни будет творить добро и дарить другим людям радость.

Источник: http://TheWom.ru/dom-semya/psihika-rebenka-osobennosti-formirovaniya-kak-ukrepit-nervnuyu-sistemu-i-psihiku-rebenka-vliyanie-multfilmov-i-kompyuterov-na-psihiku-rebenka/

Психологическое здоровье ребенка

У многих людей такое словосочетание ассоциируется с гармонией, спокойствием и уверенностью в себе. И это действительно так.

Простыми словами, психологическое здоровье — это сочетание душевного равновесия и физического комфорта.

А психологи под этим термином понимают совокупность способностей и качеств ребенка, которые позволяют безболезненно адаптироваться в социуме. Итак, узнаем об этой составляющей развития мальчиков и девочек подробно.

Психологическое здоровье детей на разных возрастных этапах

Как понять, что у ребенка в данной сфере развития все в порядке? Для этого существуют критерии оценки — уровнисостояния психологического здоровья. Вот они:

  1. Креативный. Его еще называют высоким. Такой уровень характерен детям с устойчивой адаптацией к социальной среде. У них присутствует резерв сил для преодоления стрессов, активное отношение к действительности. Представители данной категории не нуждаются в психологической помощи.
  2. Адаптивный (или средний). В целом такие мальчики и девочки к социуму адаптированы, но они имеют повышенную тревожность.
  3. Дезаптивный (или низкий). Это дети, чей стиль поведения характеризуется стремлением приспосабливаться к окружающим в ущерб своим возможностям и желаниям. Может быть и наоборот. Мальчики и девочки с дезаптивным уровнем психологического здоровья подчиняют окружение своим потребностям, используя наступательную позицию, бескомпромиссность. Эти дети нуждаются в помощи психолога. 

Заботиться о душевном спокойствии малыша необходимо с раннего детства. И у родителей для этого есть самый сильный инструмент — любовь. Именно она создает в душе маленького человечка чувство защищенности, собственной значимости. У педагогов, которые занимаются с воспитанниками в детском саду и школе, такими инструментами являются их профессиональные умения, навыки, стиль воспитания.

На разных возрастных этапах развития детей семья и педагоги должны действовать совместно. Не стоит родителям перекладывать обязанности морального воспитания своих чад на школу и детсад.

В какие бы воспитательные или учебные учреждения ни попал ребенок (будь это даже самый престижный центр развития), основа душевного здоровья и гармонии его личности закладывается в семье. Задача мамы и папы — устранять факторы, которые оказывают неблагоприятное воздействие на развитие их малыша.

Это эмоциональные перегрузки, компьютерные игры агрессивного содержания и даже друзья из неблагополучных семей.

Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи

Здоровая психика ребенка — это, прежде всего, благоприятный психологический климат в его семье. Если в ней нет места скандалам, обидам, ссорам, то кроха вырастет воспитанным, свободным и раскрепощенным.

Психологически здоровый ребенок в социуме ведет себя свободно. Он не страдает стеснением, может задать любой интересующий его вопрос.

Такой малыш четко излагает свою точку зрения и мысли, может всегда обратиться к папе и маме за помощью, потому что уверен в их поддержке.

Мудрые родители беседуют со своим малышом на все темы, у них не звучит фраза «вырастешь — узнаешь» или «ты еще маленький, чтобы задавать такие вопросы».

Все темы, которые волнуют ваше дитя, нужно обсуждать, объяснять непонятные явления в доступной форме.

Ведь он в любом случае узнает то, что его интересует (но из других источников), и, скорее всего, получит неверное представление о проблеме.

Психологи рекомендуют родителям всегда ставить перед своими детьми выполнимые требования. Не нужно заставлять их учиться лучше всех, если учеба дается с трудом. Сверхзадачи отягощают душевное состояние боязнью не соответствовать требованиям родителей.

Не ругайте сына или дочь за неудачи, ошибки, промахи, не унижайте их! Психологи советуют не сравнивать своего ребенка с другими, если это сравнение не на его пользу.

Так с раннего детства у детей формируется комплекс неполноценности, неуверенность в себе, подсознательная необходимость избегать трудностей, обходить их, чтобы не услышать очередной упрек от папы и мамы. А для этого в ход начинает идти вранье.  

Не стоит также насильно отправлять ребенка в спортивную секцию или музыкальную школу, если у него нет способностей или желания их посещать. Считайтесь с его возрастными возможностями, учитывайте его интересы, выстраивайте с ним партнерские отношения.

Ребенок должен полноценно отдыхать. А для этого нужно выбирать те занятия, которые приносят ему удовольствие. Например, если малыш любит природу, то совместные семейные походы в лес, на речку, на дачу надо организовывать чаще.

Когда у него есть явные конструкторские способности, позвольте ему творить из подручного материала и не ругайте за то, что он взял папины запчасти, инструменты. Любимое занятие — лучший отдых для малыша. Постарайтесь не прерывать его резко, если малыш увлечен, даже если уже пора обедать, возвращаться домой.

Всегда хвалите дитя за успехи и творчество. Это формирует у него уверенность в собственной значимости, своих силах.

В любой ситуации необходимо сохранять спокойствие в общении с детьми, потому что комфортная среда обеспечивает им эмоциональное и психологическое здоровье как результат семейного воспитания.

Психологическое здоровье ребенка в детском саду

Итак, в дошкольном учреждении есть критерии, которые определяют, насколько малыш хорошо в нем адаптирован. Вот они:

  1. Нет крайностей в поведении, то есть пассивности или гиперактивности. 
  2. Отсутствие привычек из прошлого, когда, скажем, ребенок требует маму, засыпая в спальне. 
  3. Отставания в развитии от сверстников не наблюдается. 
  4. Есть проявления самостоятельности и даже самокритичности.

Папа и мама должны понимать, что низкий уровень адаптации детей-дошкольников может негативно сказаться на дальнейшем развитии малыша, повлиять на его психическое здоровье. Поддержать его помогают в детском саду такие технологии:

  1. Сказкотерапия. Метод предполагает ценностное развитие, ведь в ходе новой сказки педагог может предлагать детям самостоятельно искать путь решения проблем, с которыми сталкиваются главные герои. Так у детей формируется умение находить выход из критической ситуации, помогать близким. 
  2. Проведение бесед и тестов. Воспитатель в их ходе замечает спад эмоционального напряжения, диагностирует личностные качества ребенка, находит с ним общий язык. 
  3. Игры-драматизации. Они позволяют обогатить эмоциональную сферу, учат выражать эмоции.  
  4. Совместные подвижные игры, формирующие командный дух, умение действовать в коллективе. Они воспитывают волю, стремление к победе.   

Сегодня в детских садах воспитателям помогают психологи. Они индивидуально работают с детьми, которые нуждаются в помощи, с их родителями. Порой ценные советы таких специалистов помогают родителям устранять проблемы воспитания, конфликты, восстанавливать душевное равновесие своих чад. 

Психологическое здоровье ребенка в школе

Очень часто проблемы с психологическим здоровьем у детей начинаются именно в школьном возрасте. А способствуют этому перегрузки, несоответствие между требованиями и возможностями ребенка, слабая готовность к школе, отсутствие мотивации.

Все вышеперечисленное для учеников становится постоянным источником стресса. Это касается детей младшего школьного возраста, которые пребывают на этапе адаптации к школе после детского сада.

В этот период важно взаимодействовать классному руководителю и родителям, корректируя, помогая, поддерживая первоклашек.

Еще известный педагог Василий Сухомлинский говорил о том, что в 85% случаях неуспеваемости школьников виной является неуверенность ребенка, которая порождается регулярными упреками дома и в школе. Педагогика, построенная на принуждении, порождает у детей тревожность, страх подвергнуться осмеянию, осуждению, публичным санкциям.

Последствием авторитарных методов педагогики является то, что многие дети не хотят идти в школу. Агрессивность, подавленность тревожность — черты психологического портрета многих младших школьников.

Это как раз и есть проблемы психологического здоровья, которые порождаются невротизацией.

Переживания детей, вызванные унизительными эпитетами взрослых, на фоне низких функциональных возможностей способствуют формированию нарушений психики, детских неврозов.

Поэтому родителям важно готовить своих детей к школе, выбирать хорошего учителя, который не применяет авторитарный подход к учебному процессу, а умеет найти «ключик» к каждому ученику. Папа и мама, дедушки и бабушки должны всячески поддерживать новую, сложную для малыша учебную деятельность, давать ему возможность отдыхать, правильно организовывая режим дня.

Очень важно сделать так, чтобы сын или дочь не утратили интерес к учебе, делились с родителями своими переживаниями, трудностями. Облегчить психологическое состояние, поддержать, похвалить — задача родителей юного ученика. Если самостоятельно проблемы детей решать не удается, то стоит обратиться к психологу, прислушаться к его рекомендациям.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: http://NashiDetki.net/zdorove-rebenka/psikhologicheskoe-zdorove-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.