Психологическая готовность ребенка к школе: стоит ли о ней беспокоиться

Содержание

Определяем готовность ребёнка к школе

Психологическая готовность ребенка к школе: стоит ли о ней беспокоиться

В жизни любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда пора поступать в школу. Будущий первоклассник еще не знает, что его ждет. Беззаботность, беспечность и погруженность в игру сменятся множеством ограничений, обязанностей и требований. Теперь придется каждый день ходить на занятия, выполнять домашние задания.

Каким же образом можно определить, готов ли малыш к новому жизненному этапу? Существуют специальные критерии готовности к школе: интеллектуальные, мотивационные, психологические, социальные, физические.

Интеллектуальная готовность к школе

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуальной подготовки к поступлению в учебное заведение. Интеллектуальная готовность к школе определяется по мышлению, памяти, вниманию.

До начала обучения в школе ребенку должны быть даны знания об окружающем мире: о других людях и об отношениях между ними, о природе. Малыш должен:

  • знать немного информации о себе (имя, фамилию, место проживания);
  • различать геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат);
  • знать цвета;
  • понимать значения следующих слов: «меньше», «больше», «низкий», «высокий», «узкий», «широкий», «право», «лево», «между», «около», «над», «под»;
  • уметь проводить сравнения различных предметов и находить в них отличия, обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов.

Школьнику намного легче учиться, если у него хорошо развита память. Чтобы определить готовность ребенка к школе, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через пару недель. Также можно подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.

Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников.

Внимание и готовность дошкольников к школе можно проверить простым заданием – прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным.

Если малыш будет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито, и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения.

Мотивационная готовность к школе

Родители, подготавливая ребенка к новому периоду жизни, должны сформировать у него мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху. Мотивационная готовность к школе сформирована, если малыш:

  • хочет посещать занятия;
  • стремится узнать новую и интересную информацию;
  • хочет получать новые знания.

Психологическая готовность к школе

В учебном заведении к ребенку будут предъявляться жесткие требования, отличающиеся от требований, с которыми его познакомили дома и в детском саду, и все их придется выполнять. Психологическая готовность к школе определяется следующими аспектами:

  • наличием таких качеств, как самостоятельность и организованность;
  • умением управлять собственным поведением;
  • готовностью к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми.

Социальная готовность к школе

У ребенка, готового к школе, должно наблюдаться желание общаться со своими сверстниками. Он должен уметь устанавливать взаимоотношения как с другими детьми, так и с взрослыми. Стоит отметить, что взаимоотношения ребенка с окружающими являются зеркалом тех отношений, которые царят дома в семье. Именно со своих родителей малыш берет пример.

Для оценки социальной готовности к школе рекомендуется проверить:

  • легко ли ребенок включается в компанию играющих деток;
  • умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая;
  • соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;
  • умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.

Физическая готовность к школе

Здоровые дети намного быстрее приспосабливаются к тем изменениям в их жизни, которые связаны с началом обучения в школе. Именно физическое развитие и определяет физическую готовность к школе.

Оценить развитие и определить, готов ли ребенок к новому жизненному этапу, можно следующим образом:

  • проверить его слух;
  • проверить зрение;
  • оценить способность ребенка сидеть некоторое время спокойно;
  • проверить, развита ли у него координация моторных навыков (умеет ли он играть с мячиком, прыгать, подниматься и спускаться по лестнице);
  • оценить внешний вид ребенка (выглядит ли он отдохнувшим, бодрым, здоровым).

Тестирование будущего первоклассника

Дети перед поступлением в учебное заведение проходят специальное тестирование. Оно направлено не на то, чтобы взять на обучение только сильных учеников и отказать слабым. В законодательстве указано, что школа не имеет права отказывать родителям в приеме малыша в первый класс, даже если он не сможет пройти собеседование.

Тесты необходимы учителям для определения слабых и сильных сторон ребенка, уровня его интеллектуальной, психологической, социальной и личностной готовности к занятиям.

Для определения интеллектуальной готовности к обучению в школе могут даваться следующие задачи:

  • посчитать от 1 до 10;
  • выполнить простые арифметические действия в задаче;
  • изменить существительные по числу, роду;
  • придумать рассказ к картинке;
  • выложить из спичек фигуры;
  • разложить картинки по порядку;
  • прочитать текст;
  • классифицировать геометрические фигуры;
  • нарисовать что-либо.

Для оценки психологической готовности педагог предлагает пройти тестирование на оценку уровня развития тонкой моторики руки, выявления возможности работать некоторое время, не отвлекаясь, умения подражать конкретному образцу. На тестировании могут даваться следующие задания для определения готовности ребенка к школе:

  • нарисовать человека;
  • срисовать буквы или группу точек.

Также в этом блоке ребенку могут задаваться вопросы, по ответам на которые можно определить, как он ориентируется в действительности.

При оценке социальной готовности педагог предлагает нарисовать рисунок по отражению в зеркале, решить ситуационные задачи, раскрасить фигуры по определенной инструкции, обращая внимание ребенка на то, что продолжать рисунок будут другие дети.

Личностная готовность определяется педагогом в ходе беседы с ребенком.

Диагностика готовности ребенка к школе проводится благодаря вопросам, которые задаются крохам о школе, о том, как бы они поступили в определенных ситуациях, с кем бы хотели оказаться за одной партой, с кем бы хотели дружить.

Кроме этого, педагог попросит малыша высказать мнение о себе, рассказать о своих качествах или выбрать их из предлагаемого списка.

Второй раз в первый класс, или готовность родителей

К школе должны быть готовы не только дети, но и их родители. Важно понимать, что собрать свое чадо в первый класс – довольно затратный процесс. Мама и папа должны быть готовы к крупным расходам.

Ребенку понадобятся канцелярские товары, одежда, обувь, портфель. Возможно, потребуется оказание школе материальной поддержки.

Ежемесячные расходы будут включать в себя затраты на оплату обедов, охранных услуг.

Немаловажное значение играет психологическая готовность родителей к школе. Многие мамы и папы зачастую беспокоятся о своем ребенке, когда на то абсолютно нет никакой причины.

Нужно понимать, что малыш уже повзрослел и поумнел, перешел в новый этап своего жизненного пути. К нему уже не нужно относиться как к маленькому. Пусть он привыкает к самостоятельной жизни.

Если же ребенок столкнется с неудачей или окажется в какой-нибудь неприятной ситуации, то стоит немедленно прийти ему на помощь.

Что делать, если ребенок не соответствует критериям готовности?

Многие родители в настоящее время сталкиваются с проблемой готовности к школе, когда у малыша обнаруживают недостатки и говорят, что ему пока рано учиться. Невнимательность, рассеянность, отсутствие усидчивости проявляются почти у каждого 6-7-летнего ребенка.

Не стоит забывать о занятиях. Родителям желательно до школы научить своего сына или дочь чтению и письму.

Если у чада по показателям готовности к школе выявлено, что есть какие-то проблемы с памятью или мышлением, то существует огромное количество различных задачек и упражнений, которые могут это развить.

Если у малыша замечены какие-то отклонения, то можно обратиться к специалистам, например, психологу или логопеду.

Родители должны знать, что сегодня у ребенка 3 серьезных врага: компьютер, телевизор и еда. Многие дети все свое свободное время проводят за телевизором или компьютером. Родителям стоит обратить на это внимание и ввести жесткий режим, разрешив смотреть телепрограммы или играть в компьютерные игры только 1 час в день.

Остальное время лучше проводить за нескучными занятиями, больше гулять свежем воздухе. Из рациона ребенка нужно исключить все вредные продукты, содержащие химические добавки и канцерогенные вещества. Желательно, чтобы в рационе было больше натуральных продуктов.

В заключение стоит отметить, что неподготовленному ребенку сложно адаптироваться к переменам. Поступление в школу, несомненно, является стрессом, ведь меняется привычный жизненный уклад.

На фоне восторга, радости и удивления возникают чувства тревоги, растерянности. Помощь родителей в это время очень важна.

Их обязанность – подготовить сынишку или дочку и провести диагностику готовности к школе.

Источник — http://mama66.ru

Общая информация о статье

Источник: http://wellness.co.ua/article/opredelyaem-gotovnost-rebyonka-k-shkole/

Психологическая готовность ребенка к школе: теория и практика

 И .А. Галкина (канд.психол.наук)

Поступление в школу – важное событие в жизни каждого. С началом систематического обучения сильно изменяется жизнь ребенка, появляются новые для него обязанности, резко возрастают физическая и нервно-психическая нагрузки, значительно увеличивается объем усваиваемой информации.

Переход в школьный возраст также связан с серьезными изменениями в деятельности, общении, взаимоотношения с другими людьми, самоощущении. На смену игровой деятельности постепенно приходит учебная деятельность, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте.

Школа – символ дальнейшего развития, она способствует приобретению ребенком нового статуса и освоению новых социальных ролей.

Если будущий школьник не готов к принятию обязанностей, связанных с выполнением новой для него социальной роли, не усвоил новых форм общения и поведения, принятых в ситуации школьного обучения (даже при условии высокого общего интеллектуального развития), он будет испытывать определенные трудности в школе. Таким образом, грамотная подготовка к школе дошкольников является одной из основных задач как педагогов, так и родителей.

Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Это не подразумевает того, насколько хорошо умеет он читать и считать, хотя именно такие умения и навыки обычно проверяются при записи в школу.

Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса на уроках, нарушают дисциплину, попадают в конфликтные ситуации с учителем и одноклассниками.

Получается, получив определенное дошкольное образование, что они еще «не дозрели» до школы психологически.

Итак, психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школе включает в себя: личностную, умственную и волевую готовность.

Личностная готовность и ее составляющие:

  • мотивационная готовность — сформированность социальных мотивов (потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование учебных и познавательных мотивов (желание учиться и узнавать новое);
  • сформированность самооценки и Я-концепции — осознание ребенком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность адекватно оценивать свои достижения и личностные качества;
  • коммуникативная готовность — готовность ребенка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;
  • эмоциональная зрелость — освоение ребенком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств — эстетических (чувство прекрасного), интеллектуальных (радость познания), нравственных.

Интеллектуальная готовность и ее составляющие:

  • познавательная готовность — переход к понятийному интеллекту, овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), понимание причинности явлений, наличие определенного набора знаний, представлений и умений;
  • речевая готовность — сформированность лексической, фонематической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи; становление и развитие различных форм речи (монологическая – диалогическая; внешняя – внутренняя);
  • развитость восприятия, памяти, внимания и воображения; развитие сенсомоторной координации и мелкой моторики.

Волевая готовность и ее составляющие:

  • готовность в сфере воли — возможность целеполагания и сохранения целей, способность к осуществлению волевого усилия;
  • развитие произвольности — способность ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществление действий по предлагаемым образцам, их контроль и коррекция.

Процедура определения психологической готовности к школе

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия — это обследование детей в детском саду в апреле – мае. Ребенок должен уметь:

1) воспроизводить образец;

2) работать по правилу;

3) выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;

4) различать отдельные звуки в словах.

Первый этап собеседования включает методику «Домик», проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника»; «Да и Нет»; «Звуковые прятки» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива». Существует и другие методики. Здесь перечислены наиболее популярные. Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта.

Родители часто задают вопрос о возможности определить степень готовности ребенка к школе в домашних условиях. Для этого есть несколько специальных заданий.

Задание 1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек.

Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.

Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Задание 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Задание 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

Задание 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов.

Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев.

Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.

Формирование психологической готовности к школе

К концу дошкольного возраста происходит интенсивное развитие тех психологических качеств и свойств, которые обеспечивают формирование психологической готовности к школе.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в которой формируются и закрепляются важные психологические качества и свойства.

Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей.

Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится.

Поэтому нужно отвечать на многочисленные вопросы малышей, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его.

Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу.

Необходимая и вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку поверить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что у него не сразу получается.

Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое дело до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку просто лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится.

Большое значение для дошкольного развития и формирования психологической готовности к школе имеют продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.

), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль.

Создать положительную установку на учебу также помогают·экскурсии с ребенком в школу; рассказы родителей о своих школьных годах; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей; семейное чтение художественной литературы.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени.

Начинать подготовку к школе лучше таким образом, чтобы ребенок воспринимал это как увлекательную игру и не чувствовал давления.

Если ваш малыш пока не хочет идти в школу, важно помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнять свою работу, что это обязанность каждого человека, а интерес придет со временем.

Дети, которые с ранних лет посещают детские развивающие центры, более привычны к занятиям, и для них вхождение в новую школьную жизнь становится более спокойным. Тем не менее, для любого ребенка — самое важное — это внимание родителей и их активное участие при переходе на новую жизненную ступень.

Источник: http://laetitia.ru/index.php/rekomendatsii-spetsialistov/143-psikhologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole-teoriya-i-praktika

Как узнать, что ребенок готов к обучению в школе

Поступление в школу – волнующий момент не только для ребенка, но и для его родителей.

Будущий первоклашка испытывает некую тревогу перед новым, пока еще неизведанным школьным миром, а мамы и папы беспокоятся о том, как их чадо справится со множеством новых обязанностей, которые на него возложит учеба. Главный вопрос, на который родители хотят получить правдивый ответ – готов ли ребенок к школьному обучению.

Критерии школьной готовности

Существует три типа показателей готовности к школе: социально-психологический, интеллектуальный, психофизиологический. Каждый из них важен для будущего школьника в равной степени.

Социально-психологическая готовность

Социально-психологическая готовность к обучению в школе – это, попросту говоря, наличие у ребенка желания идти в школу. Важно, чтобы он воспринимал предстоящее обучение не только как появление в его жизни школьных атрибутов (ранца, учебников, тетрадей, школьной формы), но и был готов осваивать новые знания.

Если на вопрос взрослого: «Почему тебе хочется идти в школу?» ребенок называет в числе первых причин получение знаний, то можно говорить о том, что психологически он готов стать первоклассником.

Кроме того, готовый к обучению ребенок имеет определенный уровень усидчивости, у него развито произвольное внимание (когда ребенок в течение времени осознанно может запоминать и анализировать новый материал).

Вторая составляющая этого типа показателей – социальные навыки. Мама и папа должны быть уверены, что их малыш умеет общаться со сверстниками, у него есть друзья и товарищи по играм, а на указания и замечания педагога он реагирует адекватно. В поведении старшего дошкольника не преобладают импульсивные поступки, он умеет воспринимать информацию, которую до него доносят взрослые.

О том, что у ребенка должны быть развиты навыки самообслуживания, заботливым и умным родителям говорить не приходится: без умения самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, открывать дверь квартиры, разогревать себе обед, собирать портфель школьнику, да и его родителям, придется сложно, особенно, если рядом нет няни или любящей бабушки.

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность к школе включает в себя несколько аспектов. Это:

  • развитость образного и логического мышления;
  • умение воспринимать и понимать словесную инструкцию взрослого и выполнять ее;
  • достаточно богатый словарный запас и способность ясно и четко, в соответствии с правилами родного языка, формулировать ответы на вопросы, пересказывать, заучивать и рассказывать стихотворения;
  • способность свободно ориентироваться в пространственных понятиях (правый, левый, вверху, внизу, впереди, сзади, больше, меньше) и временных понятиях (часы и минуты, части суток, дни недели, времена и месяцы года, их последовательность);
  • знания, необходимые для социализации (имя, отчество, фамилию свои и ближайших родственников – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, домашний адрес, название города или поселка, в котором он живет, название родной страны и ее столицы);
  • умение обобщать понятия по признакам (овощи, деревья, звери, птицы, игрушки, мебель и т.д.), сравнивать, анализировать, вычленяя особые признаки;
  • развитость воображения и фантазии.

Психофизиологическая готовность

Психофизиологическая готовность к школьному обучению – это умение старшего дошкольника правильно пользоваться карандашом, ручкой, ножницами и другими предметами, выполнять задания в тетради (графические диктанты, срисовывание, закрашивание контуров, рисование волнистых и прямых линий, штриховка по образцу), хорошо ориентируясь на листе бумаги.

Немаловажным аспектом физиологической готовности является развитие основных движений, выносливость и ловкость – эти навыки пригодятся ему на уроках физкультуры и в повседневной жизни.

О чем спрашивают будущего первоклассника на собеседовании

После записи в первый класс все ребятишки проходят собеседование у завуча начальных классов или школьного психолога.

Вопросы не выходят за рамки специально разработанного для будущих школьников теста, а цель этого мероприятия – определить степень готовности ребенка и на основании выводов специалиста (о которых обязательно должны знать родители) выбрать наиболее подходящую программу обучения в первом классе.

Так, кроме обычных вопросов о нем самом, о семье, профессиях родителей, об увлечениях и интересах, малыша могут попросить:

  • прочитать наизусть любимое стихотворение;
  • составить рассказ по сюжетной картинке;
  • назвать элементы обобщенных понятий («Как можно одним словом назвать яблоко, лимон, банан, ананас?» – «Фрукты». «Назови предметы мебели»);
  • проверяется уровень владения математическими знаниями – для этого взрослый просит решить задачу, сосчитать предметы, назвать прямой или обратный порядок чисел.

Умение читать не является обязательным при поступлении в школу, но речевое развитие дошкольника должно иметь определенный уровень.

При проверке знаний по развитию речи ребенок должен различить гласные и согласные звуки, назвать несколько слов на одну букву, определить местоположение звука (в начале, середине, конце слова), назвать слоги, из которых состоит слово, и, если может, прочесть слово или предложение из 4-5 слов.

При собеседовании поступающему в школу ребенку даются несколько заданий, в которых выявляется уровень владения ручкой или карандашом, умение ориентироваться на тетрадном листке, развитость логики, памяти, воображения. Ребенку предлагается скопировать фразу, написанную письменными буквами, закончить фигуру, изображенную по клеткам лишь наполовину, выполнить несложный графический диктант.

Наличие у ребенка перечисленных выше умений является залогом успешного дальнейшего обучения, поэтому готовить ребенка к поступлению в школу стоит, конечно, заранее.

Родителям перед предстоящим собеседованием следует настроить своего малыша на позитивное отношение к этому мероприятию. Мама и папа должны объяснить ребенку, что этот разговор с представителем школы – вовсе не экзамен, а просто беседа, и чем меньше он будет волноваться и переживать, тем лучше.

Обычно на таких собеседованиях обстановка максимально дружественная и эмоционально комфортная, поэтому родителям, уверенным в том, что ребенок физически, психологически и интеллектуально готов к школе, волноваться не о чем.

Ева Штиль специально для www.kinderok.ru.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.

Источник: http://www.kinderok.ru/detskij-sad/budni/kak-uznat-chto-rebenok-gotov-k-obucheniyu-v-shkole.html

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность ребенка к школе -что это и как ее определяют? Родителям будущих первоклассников нелегко, они переживают за своего ребенка, понравится ли ему в школе, хороший ли педагог у него будет. Но помимо этих переживаний они еще недоумевают, что за зверь такой психическая готовность ребенка к обучению.

Перед зачислением ребенка в первый класс, психологи проводят диагностику, которая включает в себя различные тесты, игры и методики. По итогам тестирования ребенка психологи делают вывод, готов ребенок к обучению или ему еще рано идти в школу. Выделяют следующие виды психологической готовности ребенка к обучению:

  • личносто-социальная;
  • эмоционально-волевая;
  • интеллектуальная;
  • мотивационная.

Личностно-социальная готовность ребенка к школе

При поступлении ребенка в школу, он должен уметь общаться и взаимодействовать с окружающими. В настоящее время далеко не все дети способны поддерживать разговор и идти на контакт с другими детьми и взрослыми.

Все это происходит из-за гиперопеки, которой окружают детей их родители. Они пытаются многое делать за своих детей, не осознавая, что тем самым лишают их важного этапа обучения.

К тому же, многие дети сегодня предпочитают компьютеры и смартфоны живому общению.

Ошибочно считается, что не умеют общаться дети, которые не посещали детский сад. На самом деле это не так, все зависит от характера и темперамента малыша. Чтобы подготовить его к жизни в социальной среде, необходимо бывать с ним в людных местах и поощрять его стремление к новым знакомствам.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе

Для успешного обучения в школе ребенок должен уметь делать не только то, что он любит, но и то, что необходимо, то, что задает учитель.

Многие дети могут хорошо заниматься в дошкольных образовательных учреждениях или с педагогом в индивидуальном порядке, но придя в школу, они разочаровываются, им становится не интересно.

Причиной этому может стать неумение педагога вовлечь учеников в учебный процесс, злой преподаватель и так далее. Но все же у ребенка должна быть выработана воля и усидчивость.

До поступления в школу жизнь ребенка текла свободно и была наполнена играми, но все меняется, и теперь вместо игр ему приходится заниматься и посещать уроки.

Для того, чтобы развить в нем усидчивость, необходимо заниматься с ребенком в игровой форме. Физическая активность и подвижные игры необходимо сменять спокойными занятиями. Это поможет привыкнуть к смене видов деятельности. Ребенок будет понимать, что после урока всегда будет время для игры.

Любая игра с четкими правилами поможет научить ребенка слушать, действовать по очереди и достойно принимать поражение.

Интеллектуальная готовность к школе

Интеллектуальная готовность – это не умение читать, писать, складывать и вычитать. Здесь имеется ввиду нервно-психическое развитие ребенка, а точнее, его способность мыслить, систематизировать, анализировать и делать выводы.

Критериев оценки интеллектуальных способностей ребенка очень много. Психологи предлагают ребенку проходить различные лабиринты, сравнивать картинки и находить отличия. Для диагностики перед поступлением в школу для родителей и их детей предлагаются анкеты.

Развивать аналитические способности ребенка необходимо. Уже с младенчества дети анализируют, играя с разными игрушками и прислушиваясь к различным звукам. Ни в коем случае нельзя подавлять интерес ребенка к окружающему миру. Помогайте ему находить ответы на все интересующие его вопросы.

Компоненты, которые включает в себя интеллектуальная готовность:

  1. Внимание.
  2. Память.
  3. Мышление.

Мотивационная готовность ребенка к школе

На пороге школы у ребенка должно быть побуждение к учебе и занятиям. Чтобы ему хотелось идти в школу, необходимо формировать положительный настрой и отношение к самой школе, учителям, учебному процессу и, конечно же, верить в свои силы.

Если ваш ребенок уже успел узнать от старших товарищей о нелегкой школьной жизни, то постарайтесь переубедить его и настроить только на положительный исход. Но не идеализируйте все, потому что, столкнувшись с трудностями, он может негативно отнестись к дальнейшему обучению.

Не захваливайте ребенка, похвала, конечно же, необходима, но ее нужно заслужить. Таким образом, отмечайте только результат. Хвалить и ругать необходимо только за поступки. Никогда не оценивайте личностные качества ребенка, не оскорбляйте его.

Психологическая готовность к школе – это, проще говоря, все те умения и навыки, которые ребенок приобретает в своей дошкольной жизни. Психологами оцениваются все выше перечисленные критерии, а результаты психологической диагностики заносятся в таблицу, после чего они оцениваются, и выносится вердикт, готов ваш ребенок к обучению или нет.

Источник: http://webdiana.ru/deti/detskaya-psihologiya/8347-psihologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.