Ребёнку 1 год: основные навыки и способности крохи в этом возрасте

Содержание

Все навыки крохи в 1 год

Ребёнку 1 год: основные навыки и способности крохи в этом возрасте

Не расстраивайтесь, если ваш малыш не умеет что-либо из перечисленного ниже. Некоторые дети развиваются быстрее, другие медленнее. Это среднестатистические показатели того, что должен уметь годовалый ребенок. Это нормально, если ребенок немного отстает от норм для своего возраста.

Что должен уметь ребенок в 1 год? Запомните, ребенок никому ничего не должен. Он развивается так, как заложено его природой.

Попробуйте позаниматься с ним, больше уделяйте времени познавательным и развивающим полезным занятиям. И не делайте поспешных выводов.

Альберт Эйнштейн заговорил в три года, и в своем детстве далеко не был похож на вундеркинда. Так что предоставленная информация ниже никак не должна повлиять на ваше мнение о ребенке.

Что может уметь дитя в двенадцать месяцев?

  • говорить около пятнадцати легких слов и их имитаций;
  • ходить без посторонней помощи;
  • менять поведение при разных людях;
  • делать самостоятельные поступки;
  • ярко выражать отрицательные эмоции;
  • складывать пирамидки, делать башню из нескольких фигур;
  • делать из пластилина колбаски или лепешки;
  • проявлять интерес к определенным занятиям, выражать любовь или неприятие к ним;
  • комментировать происходящее при рисовании;
  • откусывать и пережевывать твердую еду;
  • самостоятельно пользоваться ложкой с чашкой;
  • приседать, вставать самостоятельно на ноги;
  • залезать на диван и слазить с него;
  • открывать и закрывать крышечки банок, складывать и доставать оттуда предметы;
  • имитировать поведение взрослых — кормить, ругать, ухаживать за своими игрушками;
  • открывать и закрывать шкафчики, доставать и складывать оттуда вещи;
  • эмоционально показывать различные чувства;
  • реагировать на музыку;
  • имитировать речь взрослых;
  • махать ручками по типу прощания, делать ладушки;
  • различать и указывать на предметы;
  • делать гримасы.

Первый годик самый знаменательный. Малюсенький, мало ориентирующийся в происходящем человечек стал увереннее, самостоятельным, теперь кроха знает, чего хочет и требует этого от других. Сейчас вы уже общаетесь с ним с помощью слов, у него их целых десять или пятнадцать.

В большинстве своем произношение ребенка эмоционально, не поддается законам грамматики и больше похоже на сплошные междометия. Малыш чаще говорит сам себе, но обращаясь к остальным — ждет понимания со своевременной реакцией. Он может жестикулировать, чтобы вы понимали, что ему нужно. Он с удовольствием делает все, что вы ему поручите.

Ребенок воспринимает слова запрета и поощрения, понимает, когда его бранят, а когда дают свободу действий. Он уже знает название занятий. Например, гулять, кушать, отдыхать, и дает реакцию на них соответственно. Может радоваться либо сопротивляться.

Проявление упрямства

Ребенок чаще действует самостоятельно, он становится гордым и настаивает на своем. Если на него не реагируют, он может падать на пол, топать ножками, пищать.

Следует простить малышу такую истерию и помочь научиться справляться со своими эмоциями. Если он этому не научится с вашей помощью, в дальнейшем у него могут появиться проблемы со здоровьем.

Когда ребенок себя ведет таким образом, попытайтесь ему объяснить, что поняли чего он хотел, постарайтесь успокоить, покачать. Когда у малыша снова появиться настроение, вернитесь к произошедшей ситуации и проясните что не так и почему его поведение было неприемлемым. Так вы сможете научиться преодолеть с ребенком его эмоциональные кризисы и переходные периоды.

Старайтесь давать малышу возможность проявлять самостоятельность, делать выбор.

Например, вы знаете, что оденете ребенка быстрее или спешите, но позвольте ему хотя бы натянуть шапочку или носок. Предоставляйте возможность чаду выбирать одежду, которую он сегодня хочет одеть.

Спрашивайте, куда ему хочется пойти или как поиграть. Предложите выбрать обед. Эти простенькие самостоятельные решения помогут ему понять, что он важен и с ним считаются.

Он будет развиваться в своей самостоятельности.

Не нужно принуждать малыша делать то, что он не хочет делать. В рамках разумного.

Например, не нужно заставлять рисовать, складывать кубики, если он этим заниматься сейчас не хочет. Пользы от подобного принуждения нет, а ребенок может психологически пострадать от насилия родителей.

В годик дети ходят без посторонней помощи. Они очень любят вещи, которые можно катать перед собой. Это может быть коляска, например.

Если чадо не ходит вообще, не нужно огорчаться. Стоит уделить больше времени для гимнастики с массажем. Довольно скоро он начнет ходить.

Испытание на выносливость для мамы

Одним из его прогрессов является умение проявлять себя по-разному при разных людях. И чем ближе к нему человек, тем он больше капризничает и балуется. С чужими людьми он самый воспитанный и скромный ребенок.

Когда рядом мама, крошечка дерется, балуется, топает ножками, выплевывает еду. Маме может показаться, что он испытывает ее любовь на прочность.

Действительно, ребенку важно убедиться, что мама его будет любить всяким.

И чем раньше он это поймет, тем меньше будет вредничать. Если мама неадекватно реагирует на такое баловство — поведение чада только усугубиться.

В годик в рацион крохи уже могут быть введены почты все продукты.

Но необходим запрет на сладкое, острое, приправы, помидоры, обычный творог, колбасные изделия.

Радует то, что ребенок с ловкостью держит ложку с вилкой, умеет ими орудовать. Привычные бутылочки с соской можно сменить на чашечки или поильники. Хотя бы дома.

Игры для годовалых

Толкание

В годик деткам нравится умение толкать предметы. Они любят следить за движением, им по нраву, что это они заставляют эти вещи двигаться. Игровое толкание дает детям ощущение власти и собственную силы. Это прекрасный метод воспитания уверенности и развитие детской координации.

Можно взять пару вещей, которые легко толкаются. Это могут быть всякие игрушки, машинки. На счет три толкайте ее и мотивируйте сделать то же самое ребенка. Когда малыш будет постоянно повторять этот счет, значит ему понравилось так играть.

Проявляйте заботу

Чтобы ребенок рос ласковым, поиграйте в такую игру. Сев на пол, разложите вокруг малыша его мягенькие игрушки. Из них возьмите одну, приласкайте, покачайте, поговорите с ней ласково, сделайте ей парочку комплиментов.

Потом также нежно поласкайте ребенка. Потом какую-нибудь из игрушек отдайте ребенку и попросите ее погладить. Продолжайте так играть, пока ему не надоест. Потом вы увидите как ребенок начнет в нее играть сам.

Так вы прививаете умение проявлять любовь к остальным.

Пищалки

Попробуйте тонким голосом перепеть любимые песни. Возьмите его на руки, спойте песенку обычным тоном, затем тонким голосом. Внимание ребенка будет выше во второй раз. Если тонким голосом говорить слова, ребенок больше концентрируется на них.

Бум!

Посадите чадо на коленки к себе личиком. На счет: один…-три-бум осторожно прислоните его лобиком к себе. После на тот же счет прислоните его носик, и с каждым таким разом прижимайте новую часть тела.

Пожалеть

Возьмите кроху на ручки и, укачивая, напойте колыбельную либо другую успокаивающую песенку по типу «Баюшки». Подобные движения кроху будут успокаивать и укрепят доверительные связи между вами. В конце песенки обязательно прижмите его к себе крепко и поцелуйте.

Попасть в отверстие

Нужен сосуд с большой горловиной, либо даже кастрюля. Дайте ребенку предметы засовывать туда. И каждый раз выбирайте посудину с более узким горлышком, пока не дойдете до пластиковой бутылки.

Привязываете предмет на ниточку длиной двадцать сантиметров, и показывайте ребенку как можно засовывать и высовывать предмет в бутылку и из нее. В таком упражнении вы развиваете мелкую моторику рук ребенка, а также ловкость, зоркость. Можно купить что-нибудь наподобие в магазине.

К примеру, настольную рыбалку, где с помощью магнита можно ловить рыбок на удочку. Но если сделать самим, есть какое-то разнообразие, и ребенку игрушка не наскучит.

Все дети индивидуальны, не забывайте об этом! Не подстраивайте дитя под общие шаблоны, воспитывайте личность.

Источник: http://rebenokrazvit.ru/rebenok-do-goda/razvitie-navykov/vse-navyki-kroxi-v-1-god.html

Что должен уметь делать годовалый ребенок: набор навыков в 1 год

Что должен уметь делать годовалый ребенок: набор навыков в 1 год

Что должен уметь делать годовалый ребенок: набор навыков в 1 год

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

Обычно это те годовасики, которые рано встали на ножки и научились ходить – они выбирают для себя сразу «взрослый» способ передвижения. Чаще всего такие детки очень активны, быстро развиваются физически. Узнайте, когда ребенок начинает ходить>>>

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

В физическом развитии крохи большую роль играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы малыш скорее научился ходить, не берите его на руки по первому требованию, позвольте ему самому добраться туда, куда надо.

Если кроха пытается самостоятельно забраться в песочницу или на горку, не стоит сажать его туда. Просто подстрахуйте малыша, но основную «работу» ребенок должен выполнить сам.

Узнайте также, что делать, если ребенок боится ходить?

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;

Источник: https://uroki4mam.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god

Что должен уметь ребенок в 1 год: навыки и общее развитие

Для каждого возраста существуют свои параметры психического, физического, эмоционального, интеллектуального развития. И если годовалый малыш по каким-то пунктам не дотягивает, не стоит тут же волноваться.

Также психологи не рекомендуют сравнивать способности и умения вашего малыша с другими детьми. Двигательная активность, слуховые, зрительные, тактильные реакции, эмоции, мышление могут быть связаны с индивидуальными особенностями: темпераментом, типом телосложения, весом.

Если кроха не спешит ходить или произносить первые слова — это также может быть наследственной предрасположенностью.

Двигательные навыки

Что должен уметь малыш в 1 год? Насколько развиты его физическая сила, ловкость, координация движения, равновесие?

  • Ползание на четвереньках. В год уже развивается внутренний стимул двигаться, познавать окружающее пространство. Теперь не нужны никакие уловки и хитрости взрослых, чтобы подталкивать малыша к ползанию. Он охотно и свободно делает это сам. При этом кроха отлично держит равновесие, балансирует, может держаться на двух коленях и одной руке, а вторую поднимать и брать ею игрушку.
  • «Медвежья походка». Так называется перемещение годовалого ребенка при помощи рук и ног одновременно, с оттопыренной вверх попой. Такое движение малыш выбирает, когда преодолевает какие-либо препятствия. Из этого же положения он может попытаться встать и удержаться на ногах несколько секунд без поддержки. Грудничку этого возраста можно устраивать безопасные трассы с препятствиями, чтобы развивать координацию движения, задействовать различные группы мышц.
  • Свободно перемещается вдоль мебели. Что умеет ребенок в год? Грудничок держится уверенно, его шаги быстрые и ловкие, когда он двигается вдоль кровати или дивана. Но без опоры он пока не может перемещаться. Также у малыша может появиться чувство страха, когда он оказывается посреди комнаты без опоры. И вместо того чтобы пойти, может плюхнуться на попу.
  • Ходит, держась за руку взрослого. Если в 11 месяцев грудничок ходил, держась за обе руки, то теперь он может перемещаться при поддержке одной руки. В этой позиции малыш может чувствовать неуверенность, шагать осторожно, делать слишком широкие и неуклюжие шаги.
  • Свободно перемещается без поддержки. В годовалом возрасте малыш уже может пойти самостоятельно. Но согласно нормам ребенок также может освоить этот навык и после года. Если ребенок не пошел после 16 месяцев, это уже нарушения нормы. Требуется консультация ортопеда и невропатолога. Есть дети, которые начинают поздно ходить по причине лишнего веса, без каких-либо неврологических отклонений. Также позже начинают ходить малыши, которые появились на свет недоношенными или с малым весом.
  • Тренировка равновесия. Узнать, хорошо ли грудничок держит равновесие, можно при помощи такого упражнения. Нужно усадить ребенка на твердую поверхность и приподнять его ножки под небольшим углом. Грудничок не будет наклоняться набок или заваливаться назад. Всем телом и ручками он будет тянуться вперед, таким способом балансируя и сохраняя равновесие. Если удержать равновесие трудно, кроха может опираться рукой о поверхность.
  • Пробует тянуть игрушку за шнурок. Можно поставить игрушку с колесиками на столе так, чтобы малыш не мог ее достать, но мог бы дотянуться до шнурка, к которому привязана игрушка. Важно не демонстрировать, что нужно делать со шнурком, можно только показать, как двигается игрушка. Малыш в этом возрасте уже может отследить взаимосвязь шнурка и игрушки. Это открытие его впечатлит, и он будет долго возиться с новой забавой.
  • Мелкая моторика. В 1 год дети умеют совершать тонкие движения пальчиками, что подтверждает развитие мелкой моторики. Грудничок в этом возрасте с легкостью удерживает небольшой предмет указательным и большим пальцем. Этот навык развивался на протяжении нескольких месяцев. Он будет усовершенствоваться, подготавливать руку к рисованию и письму.
  • Бросает мелкие предметы в коробку, банку. Можно предложить грудничку игру — бросать в коробку небольшие шарики или кубики. Сначала малыш будет наблюдать, затем захочет повторить движения. Кубики он может не бросать, а по одному подносить к коробке и класть в нее.

Принципиальных различий в психомоторном развитии девочки и мальчика в годовалом возрасте нет. Телосложение девочки может быть таким же крепким, как у мальчика. А мелкая моторика мальчиков может быть так же хорошо развита, как у девочек. Различия в физиологическом и психоэмоциональном развитии могут появиться позже, особенно в подростковом периоде.

В год ребенок делает первые шаги и отлично ползает. Перед ним открывается широкое поле для исследования и деятельности. Важно давать малышу свободу, но также необходимо подумать о безопасности.

Если в доме годовалый ребенок, все потенциальные опасности нужно устранить и спрятать: поставить заглушки на розетки, заблокировать шкафы, убрать провода, тяжелые, острые предметы, бытовую химию, лекарственные, косметические средства и т.п.

Психоэмоциональное развитие малыша в 1 год

Наступает переломный момент в жизни ребенка. В этом возрасте кроха проявляет характер: может и соседа по песочнице лопаткой ударить, и маму укусить, и банановым пюре плеваться, и кошку за хвост таскать.

  • Первый психологический кризис. В 12 месяцев можно наблюдать приметы психологического кризиса. В чем он проявляется? Грудничок бурно выражает негативные эмоции, нарушает табу, выступает против всех «нельзя». Также малыш пытается все делать самостоятельно. Учащаются капризы, часто дети закатывают истерики. В этом возрасте уже можно говорить о так называемом манипуляторном плаче, когда малыш осознает, что истерикой можно (или нельзя) чего-то добиться. Период первого психологического кризиса длится примерно полгода. В полтора года снова наступает затишье, ребенок становится «шелковым». Но в 3 года грядет новый кризис. Так что мамам и папам нужно запасаться терпением.
  • Самостоятельность и безопасность. Запреты в жизни годовалого малыша должны быть, чтобы формировать у него чувство безопасности. Также табу показывают личностные границы родителей, ребенок должен их знать. Но запретов не должно быть слишком много. Лучше предлагать безопасную альтернативу, чтобы малыш имел право выбора. Например, если он находится на кухне, то лучше не запрещать что-то брать, а дать ему задание или такие вещи, которые нельзя разбить (пластмассовая посуда). Ребенок этого возраста охотно берется за домашнюю работу и любит копировать действия взрослых.
  • Общение. Ребенок с большим желанием выполняет просьбы взрослых и приносит игрушку, о которой его попросят. Уже нет такой отчужденности, страха перед незнакомыми людьми, но эмоциональная привязанность к маме остается. Да и со сверстниками потихоньку налаживается коммуникация. Конечно, в этом возрасте еще рано говорить о симпатии и дружбе. Общение происходит во время игры, которую организовывают взрослые. Нередко на детской площадке возникают конфликты из-за дележа игрушек. Психологи рекомендуют учить малышей делать обмен. Тогда у крохи не будет ощущения, что его лишают частной собственности.

Для гармоничного формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации в этом возрасте можно посещать школу раннего развития.

Что нового в развитии речи

Грудничок прошел стадию доречевого развития, и детский лепет остался позади. Но именно этот этап создал базу для усвоения родного языка. Речевые навыки ребенка в 1 год совершенствуются. Малыш переходит на новый этап — говорение, освоение пассивной и активной лексики. Какие у него успехи?

  • Осмысленное произнесение слогов. В 1 год малыш умеет называть предметы, действия и ситуации слогами-словами: «бай-бай» (спать), «ав-ав» (собака), «ам-ам» (есть), «ля-ля» (кукла, маленький ребенок) и другие. Появляется специфическая детская лексика, которая не всегда понятна даже маме. Ребенок одним словом может называть группу объектов и признаков.
  • Коммуникативная функция речи. Теперь при помощи звуков, слогов и коротких слов малыш выражает не только свои пожелания и требования, но и пытается рассказать о своих переживаниях. Например, если малыш увидит машину и восторженно крикнет «би-би» или «брр», в этом слове будет заключено целое предложение. Оно будет эмоционально окрашенным, грудничок стремится поделиться своим впечатлением. В этом возрасте кроха хорошо владеет интонациями и ритмикой родной речи.

Чтобы годовалый малыш хорошо усваивал навыки родной речи, логопеды рекомендуют:

  • много говорить с малышом и комментировать действия и ситуации;
  • произносить слова правильно, не сюсюкая, медленно, с четкой артикуляцией;
  • разговаривать с разной силой (тихо, громко, шепотом, тонким, грубым голосом);
  • говорить эмоционально и с разными интонациями;
  • читать книги;
  • слушать песни, аудиосказки;
  • развивать мелкую моторику.

Что должен уметь годовалый ребенок? Он может совершать много действий: поднимается в вертикальное положение при помощи опоры; делает первые шаги вдоль дивана; ходит, держась за руку; карабкается по ступеням; держит в руках мяч и бросает его. Также умеет держать чашку и пить из нее; катает машинку; рисует линии и точки на бумаге; вставляет меньший предмет в больший; указывает пальцем на нужный объект; выполняет просьбы; осознает запреты; говорит первые осмысленные слова.

Источник: http://kids365.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god/

Особенности развития малыша в 3 года – что должен уметь кроха?

/ 1 – 3 года / Особенности развития малыша в 3 года – что должен уметь кроха?

Вашему малышу исполнилось 3 года. Он уже многому научился и продолжает развиваться и познавать окружающий мир. Каких успехов должен добиться ребенок к трехлетнему возрасту и чему ему еще необходимо научиться? Как вести себя с маленьким человечком, который уже считает себя совсем взрослым?

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Физиологические параметры ребенка 3-х лет

МАЛЬЧИКИДЕВОЧКИ
Средний рост, см94-9993,5 – 98
Средний вес, кг13,8-16,313,6 – 16,1
Окружность груди, см50,5- 5549,7 – 54

Данные таблицы имеют усредненные значения, поэтому не стоит расстраиваться, если у вашего крохи другие параметры.

Продукты, необходимые для нормального развития малыша в 3 года

Ежедневно в рацион трехлетнего ребенка должен состоять из таких продуктов, как:

  1. Нежирное мясо животных или птиц — от 80 до 100 грамм.
  2. Молочные и кисломолочные продукты – до 550 мл.
  3. В качестве жиров животного происхождения – сметану и сливочное масло по 15 и 20 грамм.
  4. Растительное (подсолнечное, оливковое либо кукурузное) масло до 6-7 г.
  5. Рыбные продукты должны составлять 20-25 грамм.
  6. Крупяные изделия в виде молочных каш или гарниров — по 200-220 грамм через сутки.
  7. Сладости (с учетом чая, сока или компота) не должны превышать 40-45 грамм.
  8. Мучные изделия – до 100-110 грамм.
  9. Суточный рацион должен содержать не менее 250 грамм овощей и столько же фруктов.

В общей сложности за сутки ребенок должен употребить не менее 1550 Ккал, которые желательно распределить в такой пропорции:

  • 25% — завтрак
  • 35% — обед
  • 15% — полдник
  • 25% — ужин.

Как развивается малыш в 3 года – способности и навыки крохи

Исследования ученых-психологов доказали, что трехлетний возраст является ключевым этапом развития ребенка и предопределяет его дальнейшие успехи.

Трехлетний ребенок должен получать многостороннее развитие, этапы которого как нельзя лучше охарактеризовала известный педагог Мария Мантессори:

Практическое развитиеВ 3 года кроха должен освоить основные практические навыки самообслуживания. В этом возрасте это особенно актуально, так как большинство детей начинают посещать детский сад.Поэтому малыш должен:

  • Самостоятельно умываться, чистить зубки, мыть руки и причесываться
  • Уметь пользоваться столовыми приборами и самостоятельно кушать
  • Убирать за собой игрушки и вещи
  • Одеваться и надевать обувь с простой застежкой без посторонней помощи
  • Пользоваться носовым платком и салфеткой
  • Вытирать ножки при входе в помещение.
Сенсорное развитиеОсязание, слух, обоняние, вкус и зрение у детей 3-х лет развиваются особенно быстро. Сенсорное развитие способствует формированию у детей собственного представления о свойствах предметов – их форме, размере и других качествах, а также месте расположения. Оно закладывает основу умственного развития ребенка и помогает полноценному восприятию окружающего мира.Важность сенсорного восприятия состоит в том, что:

  • Оно служит фундаментом интеллектуального развития
  • Наводит порядок в хаотичных знаниях малыша при контакте с окружающей средой
  • Развивает наблюдательность и воображение
  • Расширяет словарный запас
  • Развивает все виды памяти — зрительную, слуховую, моторную и образную.

Для развития сенсорного восприятия позволяйте карапузу исследовать разные предметы, при этом обращайте внимание на их свойства (лед – холодный, конфета – сладкая, трава – зеленая и т.п.).

Развитие математических способностейК трем годам делают акцент на развитии навыков счета и ознакомлении с цифрами. Это развивает у ребенка любознательность, активность и самостоятельность.В 3 года ребенок должен учиться:

  • Делить предметы на группы, раскладывая их, к примеру, по размеру, цвету или форме
  • Находить в окружающем пространстве один или несколько одинаковых предметов
  • Различать фигуры по форме (круг, квадрат, треугольник)
  • Понимать количественное соотношение предметов – где больше, где меньше
  • Различать понятия короткий – длинный, широкий – узкий.
Развитие мелкой моторики и речиУмение хорошо манипулировать своими руками важно для развития малыша. Чем лучше развита моторика, тем увереннее ребенок себя чувствует – рисует, лепит, листает страницы книжки или пользуется столовыми приборами. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи.К 3-м годам словарный запас малыша увеличивается, как снежный ком. Он начинает задавать бесконечные вопросы, при этом ожидает получить на них полноценные ответы. Карапуз использует в речи местоимения «я» и «ты», при построении предложения употребляет глаголы, прилагательные и существительные, правильно использует предлоги.
Физическое, творческое и духовное развитиеТрехлетний карапуз учится управлять своими чувствами и познает себя через осмысление происходящего вокруг. У него проявляются такие качества, как усидчивость, внимание, настойчивость в достижении цели, развивается образное мышление.Для развития многогранной личности, родители должны:

  • Показывать малышу красоту и разнообразие окружающего мира, обогащая его красочными образами и новыми знаниями
  • Объяснять процессы, которые происходят вокруг крохи
  • Прививать эстетический вкус
  • Приобрести игрушки для ролевых игр – фигурки животных и людей, набор парикмахера, врача и т.п.
  • Оборудовать малышу спортивный уголок, где бы он мог прыгать, лазать, качаться или бегать. Приобрести ребенку ролики, лыжи, коньки, самокат или велосипед. Если есть возможность, посещайте с ребенком бассейн
  • Рассказывать малышу о традициях нашего народа и его моральных ценностях.

Развивающие занятия с ребенком трех лет

Чтобы ребенок благополучно миновал кризис трехлетнего возраста, не мучая взрослых бесконечными капризами, нужно занимать его развивающими играми. Они отвлекут кроху от проявлений его собственного «Я» и помогут вырастить полноценную личность..

Совет!

Если вы занимаетесь с малышом изучением цветов, используйте предметы одинаковой формы и размера. При изучении формы берите предметы одного цвета и размера с различной конфигурацией.

1. Цвет

Чтобы карапуз легче ориентировался в цветовой палитре, придумайте для него ассоциативные эталоны, к примеру, клубника – красная, травка – зеленая. Если ваша просьба принести красный шарик ставит малыша в тупик, попросите его взять шарик такого же цвета, как и клубника.

Несколько заданий для малыша:

  • Раскладка игрушек по цветам.
  • Выбор из нескольких предметов игрушки, отличающейся по цвету.
  • Сборка из конструктора, к примеру, желтого домика с зеленой крышей, строительство для синей машинки гаража того же цвета и т.д.
  • В бытовой сфере можно попросить подобрать шнурки под цвет ботинок, накрыть стол, подбирая по цвету тарелки и чашки.

Если малыш незнаком с конфигурацией предметов, начните занятия с простейших фигур – квадрата, круга или треугольника. Как правило, к трем годам дети уже знакомы с основными формами.

Объясняйте крохе свойства фигур. У шарика нет углов, поэтому он может катиться. У пирамидки острая вершина, на которой она не может устоять, кубику мешают катиться углы и грани. Подкрепляйте свои объяснения наглядными примерами.

Важно! При разборе форм не путайте такие понятия, как круг и шар, квадрат и кубик. В одном случае фигуры плоские, в другом – объемные.

Изучая формы, используйте наборы из детского конструктора, в которых много разных форм – конусов, пирамидок, цилиндров. Закрепляя полученные знания, спрашивайте малыша, какую форму имеет тот или иной предмет в квартире.

Изучая понятия «большой» и «маленький», помните об относительности предметов. По сравнению с мамой – ребенок маленький, а по сравнению с котенком – большой. Чтобы не запутать кроху, оперируйте такими понятиями, как «больше, чем» или «меньше чем».

Поэтому как на прогулке, так и дома, нужно больше времени уделять активным играм:

Источник: http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/osobennosti-razvitiya-malysha-v-3-goda-chto-dolzhen-umet-kroxa.html

Что должен уметь ребенок в 1 год, умения и навыки ребенка в 1 год, режим годовалого ребенка

Развитие ребенка, особенно первенца — это не только огромная радость, но и тяжелое испытание для нервов родителей. В наш век развитых технологий и распространяющейся гиперопеки любое отклонение от идеальной нормы может вызывать у новоиспеченных мамы и папы чуть ли не панику.

Чаще всего такой настрой ничем не обоснован и не подкреплен, так как разные дети относятся к разным психотипам, рождаются с разным весом, ростом, имеют различное физическое здоровье, разный обмен веществ и массу других особенностей организма.

Такая разность и обуславливает тот факт, что все дети развиваются по-разному: кто-то начинает рано ползать, а кто-то не ползает вообще, кто-то чуть ли не с рождения хватает все попадающееся под руку, а кто-то любит долго и задумчиво рассматривать предметы.

Не бывает двух одинаковых детей, однако определенные нормы развития детей все-таки существуют. Именно о том, как развивается ребенок до 1 года, и что он должен уметь к своему первому дню рождения, и пойдет речь в этой статье.

Развитие малыша в раннем возрасте Трудности, с которыми сталкиваются родители годовалого ребенка Основные и обязательные навыки детей по достижении года: на что обратить внимание – Ходьба — один из критериев умений ребенка в 1 год – Основные навыки обслуживания себя при питании – Моторика: что должен уметь делать ребенок в 1 год – Навыки общения годовалых детей – Реакция на окружающий мир 4. Что не должен, но может делать ребенок в 1 год 5. Раннее развитие детей в 1 год – Развивающие игрушки, которые помогут развить навыки ребенка в 1 год и старше – Как совершенствовать навыки общения у ребенка в 1 год

Развитие малыша в раннем возрасте

Чем младше ребенок, тем стремительнее происходит его развитие. Оно включает в себя социализацию, получение представлений об определенных навыках, узнавание родителей, изучение мира. До года происходит самое быстрое изменение разума и поведения малыша.

В наиболее раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. У него еще нет представления о собственном «я», но его крайне интересует все происходящее вокруг.

Годовалый ребенок — это исследователь, которому необходимо давать возможность активно изучать окружающий мир, залезать в интересные места, трогать интересные вещи — но при этом оберегать от опасностей, которые могу подстерегать его: горячих кастрюль и чайников, падений, острых предметов. И тогда малыш довольно быстро обучится всему тому, что должен уметь ребенок в 1 год.

Наиболее эффективной в данный период развития ребенка большинство психологов признает методику умеренного невмешательства. Позвольте ребенку исследовать окружение настолько, насколько он считает нужным. Очень хорошо, если у родителей есть возможность регулярно менять друг друга на посту своеобразного «охранника» ребенка.

Как правило, до трех лет женщины единолично занимаются воспитанием малыша, однако такая круглосуточная работа крайне тяжела и требует постоянной концентрации, достичь которой во время регулярного недосыпания очень сложно.

Поэтому, чтобы одновременно не ограничивать свободу ребенка в исследовании мира, родителям стоит договориться между собой либо найти хорошую няню.

Конечно, больше всех повезет тем, у кого есть заботливые тетушки или бабушки, готовые посвящать время малышу.

Трудности, с которыми сталкиваются родители годовалого ребенка

Какие трудности могут поджидать родителей на этом этапе развития? Конечно, в первую очередь необходимо подготовиться к тому, что младенец — это существо, которое пока еще не вполне осознает причинно-следственную связь между многими явлениями.

Он пока не понимает, что от прикосновения к горячему может быть больно, а от проглатывания мелких твердых игрушек можно задохнуться. Именно поэтому малышу необходим практически постоянный контроль.

В этом возрасте будет неплохо объяснять ребенку на шутливом примере, что некоторые вещи могут причинять боль и быть опасными.

Итак, пройден огромный путь от рождения до достижения годовалого возраста. Родителям пора свериться со списком вещей и навыков, что должен уметь ребенок в 1 год.

Основные и обязательные навыки детей по достижении года: на что обратить внимание

Оценивая развитие своего ребенка, обязательно оценивайте его достижения в овладении такими навыками, как умение ходить, обслуживать себя при еде,  концентрировать внимание, общаться и взаимодействовать с окружающим миром. Не забудьте обратить внимание и на мелкую моторику рук.

Ходьба — один из критериев умений ребенка в 1 год

Пожалуй, один из самых волнительных моментов в жизни родителей — это первый шаг их ребенка. Однако именно из-за огромной ценности этого момента многие пугаются, когда он не приходит слишком долго; или наоборот, ребенок начинает делать шажки слишком рано.

В среднем дети делают первые относительно самостоятельные шаги, держась за какую-нибудь опору, именно к 12 месяцам. Однако из этого правила могут быть исключения.

Средние показатели указывают, что начало самостоятельной ходьбы может быть положено и в 9 месяцев, и в 15.

Поэтому, если вашему малышу уже 14 месяцев, а он по-прежнему не может сделать самостоятельный шажок — не следует паниковать и срочно вести его по всем врачам. Будьте терпеливы к своему ребенку, дайте ему время. 

Основные навыки обслуживания себя при питании

До одного года необходимо научить ребенка питаться с ложечки. Врачи (особенно стоматологи) рекомендуют отучать малыша от бутылочек и сосок-пустышек как можно раньше. Дело в том, что злоупотребление сосками может привести к неправильному прикусу и другим проблемам с зубками в дальнейшем.

Моторика: что должен уметь делать ребенок в 1 год

До года ребенок активно изучает окружающий мир, а также его реакцию на собственные действия. Малыш должен научиться достаточно крепко держать в руках различные предметы, носить их, возможно, вертеть в руках и рассматривать.

Некоторые проблемы с моторикой в таком возрасте могут быть в пределах нормы, однако если ваш ребенок плохо контролирует свои пальчики и не может держать предмет в 12 месяцев, лучше обратиться к педиатру, который поможет разобраться с проблемой. Впоследствии задержки в развитии моторики могут стать более заметными и вылиться в патологическую неуклюжесть и неловкость.

Однако, как правило, период активного рукоделия (когда малыши собирают оригами и лепят из пластилина) выравнивает эти задержки и помогает активно развивать мелкую моторику.

Для оценки мелкой моторики ребенка в возрасте 1 года также используют такие простые игры, как:

  • постройка пирамидок из колечек;
  • постройка «башенок» из кубиков;
  • укладывание предметов в коробку.

Навыки общения годовалых детей

Годовалый ребенок должен знать значение хотя бы 10 слов. Обратите внимание на такие важные слова, как «нельзя», «горячо», «опасно», «вкусно» и тому подобные. Через эти слова можно воспитать в ребенке различные реакции на взаимодействие с окружающим миром и привить понимание простейших причинно-следственных связей.

Также ребенок в 1 год должен понимать значение таких слов, как «дай», «стой», «возьми», «покажи», и уметь правильно на них реагировать (брать предмет, когда говорят «возьми», останавливаться по просьбе).

К двенадцати месяцам у ребенка должно развиться понимание эмоций человека. Он должен понимать, когда мама или папа хвалят его или, наоборот, ругают.

Очень ярким показателем эмоционального развития малыша является плач «за компанию» — когда ребенок слышит, как его ровесник плачет, он может присоединиться без особой причины.

Ругать его за это ни в коем случае не стоит — это может привести к снижению эмпатии в будущем. Нужно мягко убедить малыша, что с ним ничего плохого не случилось, и успокоить его.

Малыш должен уметь общаться со сверстниками. Как правило, общение годовалых детей ограничивается играми, но и это уже яркий показатель хорошего эмоционального и социального воспитания.

Годовалый ребенок должен хорошо знать, как называть своих родственников и ближайших людей: мама, папа, баба, деда; в случае с братьями или сестрами — упрощенная форма имени. Также ребенок в 1 год должен знать свое имя — уметь называть его другим людям и откликаться на него.

Обратите внимание: очень важный элемент социального воспитания — умение выразить согласие или несогласие. Ребенок должен знать слова «да» и «нет», кивать или мотать головой в ответ на односложные вопросы.

Реакция на окружающий мир

В таком возрасте зачастую очень тяжело определить наличие или отсутствие каких-либо заболеваний, вызывающих инвалидность или потерю тех или иных органов чувств, например, частичную глухоту.

Именно поэтому важно определять реакцию малыша на окружающий мир. На какие факторы следует обратить внимание:

  • узнает ли ребенок голоса родителей и близких;
  • узнает ли ребенок лица родителей и близких;
  • чувствует ли ребенок боль, когда ударяется, обжигается или ранится;
  • не теряет ли ребенок ориентацию в пространстве, когда ползает или ходит.

Важно: при нарушении любого из вышеперечисленных факторов следует обратиться к педиатру и провести обследование. Если вовремя заметить неправильное развитие слуховой системы, зрительных органов, осязания и других систем организма, то можно их исправить.

Умение ребенка в возрасте 1 года концентрировать внимание

Очень важный момент в развитии маленького ребенка —  умение концентрировать свое внимание на чем-то одном (мультике, игре, общении) хотя бы в течение пары минут.

Дети до года зачастую неспособны на такое относительно спокойное поведение — их внимание практически невозможно удержать, поскольку они еще не умеют справляться с определенной силой воли, которая для этого необходима.

Однако в год у ребенка уже должно быть представление о продолжительности действий.

Обратите внимание: если ваш малыш в годовалом возрасте не может сосредоточиться на каком-либо занятии хотя бы на минуту, вам следует посетить педиатра. Причиной такого состояния может быть синдром дефицита внимания.

В таком маленьком возрасте он не играет большой роли в жизни ребенка, однако с поступлением в детский сад, а затем школу он может сыграть злую шутку и обернуть беспечность и неусидчивость против самого ребенка. Последствия могут быть самые неприятные — от неуспеваемости до невозможности освоить какие-либо навыки из-за низкой концентрации внимания.

Что не должен, но может делать ребенок в 1 год

Помимо вышеперечисленных навыков, у детей к году часто развиваются следующие умения:

  1. Ребенок умеет выражать свои естественные потребности (голод, горшок, неудобство) любыми средствами, кроме плача. Например, это могут быть специфические звуки (кряхтение, сопение, характерное гуканье), по которому родитель может понять, что необходимо малышу.
  2. Малыш учится или уже умеет играть в простые игры с мячом. Умеет толкать, бросать, хватать мяч, передавать его другим.
  3. Попытки воспроизводить взрослую речь — это отличный признак, который может указывать на быстрое развитие ребенка в 1 год и его хороший потенциал. Иногда из-за особенностей детского произношения получаются особенные слова, которые лишь отдаленно напоминают настоящие (например, «собака» — «бабака») и прочно входят в речь малыша именно в таком, «детском» виде.
  4. Обобщение предметов по общему признаку — это яркий признак того, что ваш ребенок в 1 год обладает незаурядным складом ума и способен к абстрактному мышлению. Если малыш называет свою куклу «лялей» и, увидев на улице у другого дитя  другую куклу, показывает пальчиком и говорит «ляля» — это хороший знак. Попробуйте развить ребенка в этом направлении.
  5. Рисование с помощью подручных средств, пальцев и ладошек часто развивается еще до года, однако этот навык не является обязательным и необходимым, а его отсутствие не указывает на проблемы в развитии.

Раннее развитие детей в 1 год

Рекомендуем прочитать: Чем накормить годовалого ребенка: рацион ребенка в год

Родителям следует понимать, что полное предоставление малыша самому себе так же губительно для его навыков, как и чрезмерное увлечение дорогими «развивалками» и постоянные нагрузки различными занятиями. Чтобы продолжить развивать имеющиеся навыки ребенка в 1 год, необходимо уловить середину — играться с малышом в развивающие игры, но не давить на него, когда он устал и хочет просто побаловаться, поползать или посмотреть мультики.

Развивающие игрушки, которые помогут развить навыки ребенка в 1 год и старше

Сейчас магазины пестрят самыми разными игрушками-развивайками на любой вкус и цвет. У всех них есть кое-что общее — они чрезвычайно переоценены. Некоторые родители убеждены, что если они потратят состояние на покупку развивающих игрушек всех мастей, то ребенок вырастет гением. Это не так.

Важно не количество игрушек, а умение взрослого подать их интересно и понятно для ребенка. Необязательно закупать дорогие игрушки в детских магазинах, чтобы научить ребенка различать цвета (используйте карточки из цветной бумаги), формы (опять-таки — вырежьте треугольники и квадраты из бумаги).

Развивающая игрушка «своими руками»:

Обратите внимание: стоит также упомянуть, что без определенных игрушек у малыша будет задержка в развитии моторики. Самые эффективные и недорогие игрушки для этой цели — кубики, пирамидки из колечек, шарики.

Как совершенствовать навыки общения у ребенка в 1 год

Безусловно, общение с родителями играет ключевую роль в развитии малыша. Главный принцип — не забывайте, что он еще не знает большинства элементарных вещей. Старайтесь не просто рассказывать причины и последствия, а показывать их визуально, собственными действиями.

Стимулируйте ребенка в 1 год сообщать о своих нуждах. Например, сажая его на горшок, произносите «условный знак», например, «пссс». Малыш запомнит звук и сможет его повторить. Здесь дело за прививанием понимания связи — горшок и звук. Как только малыш это усвоит, он сможет сообщать вам о своем желании в туалет, даже не умея толком говорить.

Старайтесь использовать как можно более простую речь. Общайтесь с ребенком, употребляя отдельные слова, а не целые конструкции. Активно применяйте жесты, мимику, интонацию. Это все поможет малышу научиться понимать не только вербальное, но и невербальное общение.

Более подробно о методиках раннего развития детей рассказывает педиатр – доктор Комаровский:

Чумаченко Ольга, педиатр

3,774  5 

(168 голос., 4,55 из 5)
Загрузка…

Источник: https://okeydoc.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.