Ребёнок не хочет учиться: советы психолога, что делать

Содержание

Ребенок не хочет учиться: советы психолога. Что делать, если ребенок не хочет учиться

Ребёнок не хочет учиться: советы психолога, что делать

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если ребенок не хочет учиться еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства.

Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться.

Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим – рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место – это не только источник получения доходов, но и возможность повысить самооценку, добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо.

Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек.

Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития.

Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе.

В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились доверительные отношения, подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу – стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой стиль общения, результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психолога

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в начальных классах, вступая в пору переходного возраста, становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода.

Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление.

Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Общие рекомендации

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда – родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В подростковом периоде родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот – родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях.

Обучение в современной школе – достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания.

А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Источник: http://fb.ru/article/188766/rebenok-ne-hochet-uchitsya-sovetyi-psihologa-chto-delat-esli-rebenok-ne-hochet-uchitsya

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога

Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания. Невыученные уроки, постоянный жёсткий контроль, плохие оценки, недовольство учителей и как результат всего этого — нервный срыв у школьника и его родителей.

Хватаясь за голову, мать с отцом приходят в отчаяние, не представляя, что делать, если ребёнок не хочет учиться, читать, выполнять домашние задания и вообще ходить в школу. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.

Не получается

Все дети обладают разными интеллектуальными способностями и талантами.

Если дитя в душе — романтик и мечтает стать художником или музыкантом, а в реальности ему приходится ходить в школу с математическим или естественнонаучным уклоном, нечего ждать от него рвения в учёбе.

И если ребёнок не хочет учиться в школе именно по данной причине, это вина родителей, которые не раскрыли в нём талант в своё время.

Выход один — выявить у чада профориентацию, склонности и таланты и направить его развитие в нужное русло: записать в художественную школу, подобрать соответствующие кружки и студии.

А может быть, он элементарно не справляется со школьной программой, так как у него не хватает на это умственных способностей.

Стоит задуматься о коррекционных классах и специализированных школах, которые окажутся по плечу маленькому ученику.

Тотальный контроль

Приходя домой, любому школьнику требуется 1–1,5 часа отдыха, причём такого, чтобы не было никакого напоминания об учёбе. На самом же деле кто-то из домашних (мать, отец, бабушка, старшие братья и сёстры) начинают тут же засаживать его за уроки, требовать дневник, ругаться за плохие оценки.

Рассеянность и усталость не дают ему делать домашние задания качественно и полноценно, он начинает раздражаться, частенько срывается и остаётся без отдыха. После таких ежедневных истязаний понятно, почему ребёнок не хочет учиться, читать, делать что-то к школе.

Выход один: просто давать ему отдохнуть после школы, позаниматься любимым делом.

Бесконтрольность

Есть кардинально противоположная ситуация: родители работают допоздна или сменами, у них нет возможности проконтролировать выполнение домашних заданий их чадом.

А у ребёнка ещё и самоконтроль и самоорганизованность не развиты с самого раннего детства (они должны быть привиты ему уже к школьному возрасту). Конечно, он не будет сам себя насильно заставлять делать уроки, когда вместо этого можно посидеть за компьютером или погулять с друзьями.

Привычку учиться и ответственность за выполненные уроки должны быть привиты малышу уже к 5–6 годам, перед его отправкой в школу. Потом это сделать будет гораздо сложнее.

Личностные отношения в школе

На самом деле родители очень мало знают о жизни своего ребёнка в школе: только с его слов (он может и нафантазировать) и со слов учителей (которые порой могут не замечать проблем личного характера своих учеников).

На самом же деле нежелание учиться обостряется ближе к переходному периоду, в 10–12 лет, когда дети хотят признания среди сверстников, но не получают его.

Несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликтные ситуации с учителями, дедовщина, которая не является редкостью во многих школах, — вот те 70% причин, по которым дети ни в какую не хотят идти каждое утро в школу.

И многие другие причины

Это далеко не все причины нежелания ребёнка учиться. Иногда родителям бывает сложно разобраться в них самостоятельно и даже с участием классного руководителя и учителей.

В таком случае могут помочь только советы психолога, специализирующегося на школьных детских проблемах.

Не нужно считать консультации такого специалиста чем-то постыдным: моральное и психическое здоровье детей гораздо важнее каких-то социальных предрассудков. Ведь причин детского нежелания учиться на практике — огромное количество:

  1. Неблагоприятная атмосфера внутри семьи: постоянные конфликты и ссоры родителей способствуют замкнутости и нервозности школьника, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его интеллектуальные процессы.
  2. Неблагополучные друзья: если ребёнок находится в одной компании с детьми, которые по каким-то своим причинам не желают учиться, он поддержит их в этом.
  3. Комплексы: если у школьника есть дефекты внешности или речи, он будет комплексовать, не будет отвечать на уроках, будет постоянно бояться насмешек со стороны других детей или учителей.
  4. Гиперактивность: чадо отличается лишней энергией, которую ему некуда девать. Результат — плохое поведение, сорванные уроки, испортившиеся отношения с учителем и отсутствие смысла продолжать обучение в столь тесных и сжатых условиях. Спортивные кружки и секции — вот единственное для него спасение. Еще несколько советов можете прочесть в нашей статье о воспитании гиперактивных детей.
  5. Зависимость: в начальных классах — от прогулок с друзьями, в 10–12 лет — от компьютера, в подростковом возрасте — от уличной компании и вредных привычек. Всё это отвлекает от учёбы и ни к чему хорошему не приводит, если вовремя не спохватиться.

Рекомендация врачей

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % детских шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги.

Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны – самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов.

Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки.

Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

Если родителям удастся выяснить, почему ребёнок не хочет учиться, на 50% проблема уже решена. Дальнейшая судьба школьника будет во многом зависеть от родителей, их правильной, адекватной реакции на сложившуюся ситуацию.

Ругань, скандалы, истерики, наказания вплоть до ремня никогда не являлись удачным решением проблемы.

Понять малыша и помочь ему преодолеть имеющиеся трудности — вот основная задача родителей школьника, у которого не всё ладится с учёбой.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/rebenok-ne-xochet-uchitsya/

Ребенок не хочет учиться: советы психолога и что делать родителям

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Этот вопрос себе обычно задают родители чада от 7 до 14 лет. В старших классах у детей возникает сознательность и определенная ориентированность на будущее. Появляется больше дополнительных стимулов для учебы: не просто хорошо окончить школу, но и суметь поступить в институт.

В младших классах и среднем звене у ребенка еще в достаточной мере не развиты такие качества как сознательность и ответственность. Научить сына или дочь эффективным методам восприятия и запоминания информации, которая преподносится в школе – прямая задача родителей.

Младший школьник оказывается еще не в состоянии самостоятельно руководить процессом обучения, его этому необходимо учить, так же как и буквам. Подросток слишком сильно сконцентрирован на собственных переживаниях, чтобы помочь самому себе в нужный момент. Когда ребенок начинает что-то новое, он становится особенно уязвимым и восприимчивым к внешним факторам.

Любая обида, насмешка, конфликт с учителем или одноклассниками, недружелюбный настрой в классе могут повлиять на его эмоциональный фон и сформировать негативное отношение к учебе.

Помощь родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочери разобраться с трудным материалом, преодолеть комплексы и имеющиеся страхи, и такая поддержка является бесценным даром. Мало только научить его или ее различать буквы.

Ребенок 10-11 лет жизни тратит на то, чтобы научиться понимать предметы, изучать окружающий мир и все, что происходит вокруг него. Советы психолога обязательно пригодятся тем, кто воспитывает сына или дочь, у кого дети учатся в школе.

Причины

Любой психолог знает, что под нежеланием ходить в школу у детей 10,11, 12,13,14 лет скрываются глубокие проблемы, связанные с адаптацией в коллективе и самооценкой. Во многом проблемы в школе обусловлены плохой успеваемостью и конфликтами с одноклассниками.

Если родители задались вопросом, почему ребенок не хочет учиться, прежде всего, нужно отказаться от мысли обвинять своего сына или дочь. Вместо того, чтобы сердиться и ругаться, помогите маленькому человечку разобраться в себе, осознать важные для его восприятия мысли.

Когда ребенок поймет, что самые близкие люди на свете не собираются в чем-то его упрекать, станет легче. Вполне может быть, что он поделится с вами своими страхами и трудностями.

Учителя и одноклассники являются теми лицами, с которыми ребенок много часов контактирует в течение дня. Разумеется, взаимодействие не может обходиться без непониманий и конфликтов.

Когда происходят ссоры со сверстниками, они могут глубоко ранить вашего сына или дочь, заставлять чувствовать себя несчастным. Родители в любом случае должны оказать поддержку, научить чадо бороться с трудностями.

Пусть он обратится к вам 12-13 раз на дню за советом, вы должны быть готовыми. Это не то же самое, что учить первоклассника буквам.

Что делать

Советы психолога особенно пригодятся тем, кто основательно решил действовать, а не пускать процесс научения ребенка на самотек. Это очень серьезный вопрос.

Научить любимого отпрыска буквам вряд ли у кого-то вызовет особенные затруднения, зато, когда он прогуливает школу, устраивает там скандалы или систематически получает плохие отметки, возникает серьезный повод задуматься о воспитании.

Значит, где-то вы неправильно воздействуете на ребенка, потакаете его слабостям. Первым признаком, что в школе что-то идет неблагополучно, является то обстоятельство, когда сын или дочь перестают делиться с вами происходящими событиями.

Говоря иными словами, ребенок скрывает от родителей свое участие в школьной жизни. И сколько бы ему ни было лет – 12 или 14 – он все равно нуждается в родительской поддержке.

Младший школьник

Ребенок 7-8 лет еще не может полностью отвечать за свои поступки. Его необходимо учить принимать на себя ответственность, а не только буквам. С такого малыша нельзя спрашивать так же, как с 12-летнего.

Сам процесс обучения в школе для него сродни времяпрепровождению в детском саду, от которого он еще, вполне вероятно, не успел отвыкнуть.

12 лет- это возраст, когда можно спрашивать и требовать, в 7 лет сын или дочка еще не обладают достаточной социальной зрелостью.

Как ему можно помочь? Делайте уроки вместе с ребенком. Стоит проконтролировать его домашние задания, степень подготовки к каждому уроку. Обязательно просмотрите тетради, отследите, насколько правильно он пишет буквы.

Само по себе знание букв не гарантирует, что сын или дочь будут получать хорошие отметки. С младшим школьником родители обязательно должны заниматься, тогда в последующих классах он выйдет на отличный уровень.

Не ленитесь повторять одни и те же правила правописания с малышом по 12 раз. Все усердия в итоге будут вознаграждены.

Подростковый период

12-14 лет – самый сложный возраст. Это время, когда меняются приоритеты, формируется собственное мировоззрение, растет и развивается индивидуальность. В районе 13-ой годовщины очередного дня рождения ребенок перестает ощущать себя маленьким человечком, от которого ничего не зависит.

Он теперь все решения хочет принимать самостоятельно. Сын или дочь обязательно проявят благодарность, если вы будете интересоваться не только, как идут дела в школе, но и их личными достижениями. Поверьте, для подростка это крайне важно.

Если вы заметили, что сын совсем запустил учебу, витает где-то в облаках и постоянно о чем-то думает, поддержите его. Он не должен прийти к выводу, что родителей интересуют только оценки. Во всем подчеркивайте его достижения, давайте дельные советы.

Крайне важно суметь сохранить контакт и доверие с подрастающим ребенком, чтобы вы всегда могли знать, что с ним происходит. Иначе родители просто не смогут помочь своему чаду в нужный момент.

Урегулирование конфликтов

Без ссор и обид не бывает настоящей школьной жизни. Если ребенок не хочет учиться, необходимо первым делом поинтересоваться, что с ним происходит. Обязательно выясните, нет ли серьезных конфликтов с одноклассниками или учителями. И в первом, и во втором случае можно поговорить с ним по душам и разобраться в ситуации, которая привела к непониманию.

Ребенку очень важно научиться отстаивать свои интересы перед сверстниками, поэтому не стоит препятствовать. В отношении учителей проследите, чтобы к вашему ребенку относились с уважением и должным вниманием. Известно, что педагоги тоже иногда ошибаются. К сожалению, не всегда учитель бывает деликатным, тактичным и справедливым.

Не позволяйте, чтобы ваш ребенок страдал из-за чьего-то дурного характера или даже настроения.

Если конфликт все же произошел и он серьезный, обговорите дома все спокойно, как следует поступить. С младшим школьником можно вместе отправиться в класс и попытаться решить проблему на месте. С подростком сложнее. Взрослый ребенок не захочет показывать сверстникам свою слабость, поэтому действовать необходимо тоньше. Здесь помогут советы и личный опыт.

Доверительные отношения

Ребенок только тогда станет рассказывать родителям о своих имеющихся проблемах в школьном коллективе, когда знает, что близкие люди не станут его судить за что-то. Не нужно предъявлять ребенку пусть даже заслуженные обвинения за совершенные ошибки.

На самом деле находиться долгое время ребенку среди сверстников очень нелегко. Он может испытывать усталость уже то того, что его ежедневно окружают одни и те же лица, с которыми, возможно, сложились не самые теплые отношения.

Безграничное доверие поможет выяснить причину имеющихся разногласий в школе и эффективно ее устранить. Согласитесь, когда можно поговорить обо всем на свете, не составляет труда вместе справиться с любой мелочью.

Ребенок должен во всем чувствовать поддержку родителей, что они помогут ему преодолеть любые препятствия.

Посещайте с ребенком различные мероприятия, водите в театр на спектакли, в кино, больше гуляйте на свежем воздухе. Все это способствует сближению. Можно совместно играть в различные игры, смотреть интересные мультфильмы. Любому мальчику и девочке это придется по душе.

Таким образом, проблема отсутствия желания у ребенка ходить в школу вполне решаема. Для этого не нужно изобретать чего-то сверхъестественного, необходимо просто лучше узнать свое чадо, постоянно находиться с ним в тесном контакте.

Источник: http://apatii.net/otnosheniya/roditeli-i-deti/chto-delat-esli-rebenok-ne-xochet-uchitsya

Ребенок не хочет учиться – что делать?

Дорогие читатели, в сентябре наши дети пошли в школу, и уже сейчас у многих появились трудности – ребенок не хочет учиться. И этот вопрос нельзя оставлять открытым, ведь проблема нарастает, как снежный ком.

Как правильно объяснить детям необходимость школьного обучения? Почему ребенок не хочет учиться, в чем истинная причина? И как помочь сыну или дочери справиться с этой ситуаций, не скатываясь к назиданиям и эмоциональному насилию?

В нашей рубрике Счастливый ребенок мы предлагаем несколько проверенных советов родителям, чей ребенок не хочет учиться в школе. Выбирайте то, что подойдет вам и вашей семье, пробуйте, практикуйте, и приятной вам учебы! Ведь школьные годы – чудесное время, и оно ни в коем случае не должно стать пыткой для ваших детей и вас самих. Передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Многие из нас вспоминают школу с теплом. Веселое время, тетрадки и учебники, уроки и долгожданные каникулы, дружные одноклассники, совместные походы, экскурсии, олимпиады и экзамены.

Сейчас кажется, что все это было просто как дважды два по сравнению с теми задачами, которые порой ставит перед нами взрослая жизнь. И в ней уже не так легко, как прежде, получить пятерку и уж совсем невозможно пересдать неуд.

Поэтому нам часто непонятно и даже досадно сталкиваться с ситуацией, когда наш ребенок совсем не хочет учиться. Ведь вроде вкладываешь в него много времени и сил, стараешься, а он все равно за свое: «Не хочу учиться!» Сразу возникает чувство вины – видно, плохо воспитывали, раз он так себя ведет. Или желание резко все исправить с помощью собственного авторитета: «Вот я сейчас тебе покажу!»

Но, увы, такие методы не помогут и не дадут нужного результата. Ведь сначала надо разобраться с причинами отказа от учебы, а потом уже решать что предпринять.

Разберемся в причинах

Почему ребенок не хочет учиться? Важно понимать, что причина подобного поведения зависит во многом от возраста. Одно дело, когда ребенок 6 лет не хочет учиться, и совсем другое – когда не хочет учиться ребенок 10 лет. Мотивы будут совсем разными.

Сначала рассмотрим основные причины нежелания учиться самых маленьких школьников. Честно и беспристрастно оцените ситуацию и найдите похожие признаки в вашей семье. А дальше можно будет выбрать для себя подходящий вариант решения проблемы.

Избыточный контроль, гиперопека и большие надежды

В последнее время эта причина нежелания ребенка учиться очень часто встречается. Мама с папой контролируют каждый шаг малыша, опекают его, следят за любым словом и действием. И автоматически берут на себя ответственность за учебу.

Ребенок идет в первый класс, потом во второй и в более старшие, а мама все время делает с ним уроки. А по сути, за него. Мама сама собирает портфель сына или дочери, знает обо всех его школьных делах. Сам ребенок от такой гиперопеки перестает думать и что-то делать самостоятельно. Иногда его лишают даже права голоса: мама сказала, что так правильно, значит, так и есть.

Для чего родители так себя ведут? Конечно, не из желания навредить ребенку. Наоборот, они хотят как лучше, пытаются помочь несмышленышу, ведь для них он так и остается маленьким. Отдельный пунктик в жизни современных мам и пап – сделать для детей все, обеспечить их наилучшим.

Также бывают ситуации, когда мама или папа сами не делают за ребенка уроки, но в приказном тоне контролируют его поведение. Тщательно проверяют уроки, усаживают детей за домашнее задание под неусыпным контролем и не в желаемое для них самих время, а когда прикажут. Да еще и приговаривают, каким большим человеком они хотят видеть ребенка в будущем, как они для этого стараются.

Что делает ребенок, когда попадает под такую опеку и контроль? Перестает учиться. Ему становится неинтересно и скучно. Родители, в свою очередь, усиливают давление, начинают ломать волю ребенка. Тот сопротивляется, начинаются конфликты и скандалы. А поскольку возникает ситуация из-за школьных занятий, появляется неприязнь к самой школе.

Сложности в общении с ровесниками

Вторая важная причина нежелания учиться и вообще ходить в школу – конфликт с одноклассниками. Возможно, ребенка обижают или дразнят в школе, с ним не хотят дружить, не принимают в компанию. Или он слишком стеснителен, не умеет общаться и устанавливать контакты с детьми. И из-за этого он страдает, отказывается учиться.

Негативные эмоции, связанные с режимом

Порой дети бунтуют против необходимости соблюдать строгую дисциплину: рано вставать утром, долго сидеть за партой, делать уроки каждый день. А ему хочется, как и раньше, бегать и прыгать, проводить время в игре.

Банальная скука

Нередко дети, которые с раннего детства показывают хорошие результаты в развитии и обучении, приходят в школу и начинают скучать. Родители недоумевают: почему ребенок не хочет учиться? Они так мечтали о его выдающемся будущем!

А ребенок ходит на уроки из-под палки, его успеваемость страдает. И он продолжает лениться делать скучные задания, особенно те, что были пройдены им до школы.

Сложные отношения с учителем

Увы, от ситуации, когда у преподавателя есть любимчики и изгои, никто не застрахован. В итоге ребенок тратит много сил на эту проблему, а на обучение внимания просто не хватает.

Проблемы со здоровьем

Если у ребенка есть какое-то заболевание, чаще всего он получает много внимания и поблажек со стороны родителей, а затем и учителей. Все их жалеют, относятся к ним снисходительно. Увы, дети нередко этим пользуются и симулируют недомогания. Ведь за прогулы никто не наругает, а хорошую оценку поставят и из жалости. Спрашивается, зачем тогда учиться и ходить в школу?

Неумение сосредотачиваться

Взросление – долгий и поэтапный процесс. Нет смысла ругать ученика младших классов за то, что он не хочет учиться.

Важно понимать, в этом возрасте дети просто не умеют долго удерживать внимание на чем-либо, кроме игры. Сидеть за партой и слушать учителя – задача не из легких для шестилетки.

По утверждению ученых, полноценно учиться и воспринимать всю нужную информацию на уроке ребенок сможет лишь к 10-12 годам.

Проблемы у подростков

Родители подростков часто жалуются, что подросшие дети просто перестают учиться и стремиться к знаниям. Даже если в начальных классах учеба шла на ура, в переходный период у сыновей и дочек падает успеваемость, они перестают делать домашние задания, а нередко и просто прогуливают уроки.

Кроме названных выше причин нежелания ходить в школу, в подростковом возрасте появляются новые факторы. Ребенок 12 лет не хочет учиться – почему? Рассмотрим возможные причины подробнее.

Становление личности

Это очень важный период в развитии человека, но он не всегда проходит гладко. В 12-13 лет у детей начинается половое созревание, а с ним и период несогласия с правилами, бунтарства. Также это отражается и на учебе.

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ

Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря

Узнать больше …

Непосильная физическая и эмоциональная нагрузка

Часто бывает, что родители в стремлении дать ребенку лучшее забывают о пределах возможностей. В итоге ребенок ходит на десятки внешкольных занятий и просто не успевает отдыхать и восстанавливаться. Ситуация усугубляется, если в семье напряженные отношения, и даже дома ребенок не может расслабиться.

Отсутствие интереса к какому-то предмету или проблемы с его освоением

Кому-то не дается математика, другим – иностранный язык, третьим – биология с химией. Все мы индивидуальны, и невозможно одинаково любить все предметы и успевать в них.

Перемена условий учебы

Переход ребенка в другой класс или школу, перемена места жительства, смена режима обучения тоже может стать причиной потери интереса к школе. Ведь ребенку приходится подстраиваться под не всегда удобные условия, терять контакты с одноклассниками и привыкать к новому коллективу. А это непростые задачи.

Потеря мотивации, недостаток потребности в познании нового

Бывает, что дети в какой-то момент перестают видеть смысл в учебе. Особенно если видят примеры, когда более образованные взрослые добиваются меньших успехов, чем бывшие двоечники. Возникает закономерный вопрос: а зачем учиться?

Ребенок не хочет учиться – советы психолога

Довольно сложно давать какие-то советы, не видя конкретной ситуации. Но в целом можно предложить следующие рекомендации.

В случае чрезмерного контроля

Если имеет место чрезмерный контроль и опека, лучше дать ребенку больше свободы.

Да, сначала, скорее всего, успеваемость еще больше упадет, ведь ребенок почувствует волю и станет делать то, что раньше было под запретом.

Но потом он поймет, что быть в числе отстающих тоже невесело, и начнет делать шаги к повышению успеваемости. А когда он почувствует вкус успеха, то вряд ли уже сможет от него отказаться.

Скука

Если ребенок явно опережает одноклассников по уровню развития и скучает на уроках, нужно выбрать для него школу с усложненной программой. Так ребенок получит новые знания и перестанет скучать.

Конфликты с одноклассниками и учителями

В случае конфликтов с одноклассниками или учителем мама с папой должны мягко разъяснить ситуацию и продумать варианты решения. Если не получается сделать это самостоятельно, можно обратиться к психологу.

Общие рекомендации

Лучше избегать сравнений ребенка с ровесниками, не нужно приводить ему в пример успехи одноклассников и других ребят.

Важно научиться находить компромиссы. Позволяйте ребенку самому решать, в каком порядке выполнять задания, отводите время для отдыха и приятных ребенку занятий. Ведь школа – не каторга, и жизнь ребенка не должна состоять только из учебы.

Если сын или дочь переживают переходный возраст, важно в это время не наседать на них, а помочь справиться с трудностями. задача родителей – не сделать из детей отличников, а сохранить теплые с ними отношения. При необходимости можно нанять репетитора.

Важно помнить, что дети любого возраста нуждаются в родительской поддержке, внимании и любви.

Успехов вам и вашим детям!

Предлагаю посмотреть видео на тему, как помочь ребенку учиться в школе, если он не хочет.

Анна Кутявина,
психолог, сказочница,
хозяйка сайта Сказочный мир,
автор книги-тренинга для взрослых Копилка желаний

Я благодарю Аню за такую важную для многих тему. Почти у всех бывают периоды, когда дети с меньшей охотой начинают ходить в школу. И пусть вопрос при этом будет стоять не слишком остро, но конечно, стоит разобраться, из-за чего возникает это нежелание. Все рекомендации Ани прекрасно помогут в этом случае.

А сейчас я предлагаю послушать вам песню Школа. Клип группы Любовные истории.

Как заморозить черную смородину на зиму в стаканчикахКак применять касторовое масло для ресницНежность, Надежда и Любовь Анны ГерманДля мамы любимой волшебные строкиМаленький Принц Грегори ЛемаршальИмбирь с лимоном и медом. Трио для иммунитета

Источник: https://irinazaytseva.ru/rebenok-ne-xochet-uchitsya.html

Что делать, если ребенок не хочет учиться — советы психолога

Начало учебного года – время ожиданий и надежд. Отдохнувшие и вдохновленные близкой встречей с друзьями дети охотно идут в школу, и даже заядлые двоечники обещают себе, что будут прилежными учениками.

После угасания первой эйфории все становится на свои места, и родители с грустью констатируют, что с мечтами об отличных оценках придется распрощаться.

Журнал «Вдвоем с тобой» расскажет, что делать, если ребенок не хочет учиться, сохранив при этом родительские нервы и человеческие взаимоотношения в семье.

Почему ребенок не хочет учиться: ищите причины

Дети по природе своей страшно любознательны и падки на усвоение новой, интересной информации. Ключевое слово здесь «интересной», и именно этот момент совершенно игнорируется в нашей системе образования. Захватывающими уроки делают старания учителей, горящих своей профессией, а стандартная программа рассчитана на активное поглощение сознательными учениками знаний.

На практике детская сознательность не всегда оправдывает ожидания, что плачевно отражается на успеваемости. Причины, почему дети не хотят учиться в школе, отличаются в зависимости от возраста, но основными из них являются следующие факторы:

  • Неправильный уклон образования. Выявить типичного гуманитария или математика в 6 лет не просто, и родители отдают ребенка в школу с направленностью по своему усмотрению. С легкостью щелкая примеры и задачи, ребенок откровенно мается на 10 часах в неделю разных языков. На первых порах падает успеваемость по конкретным предметам, но со временем теряется интерес к учебе в целом.
  • Сложные отношения с педагогом. Учителя – тоже люди, склонные к формированию симпатий и антипатий, не всегда обоснованных. Необъективность в оценивании нелюбимых учеников встречается повсеместно, и самостоятельно изменить отношение педагога к себе ребенок не в силах. Это полностью убивает мотивацию и старания на этих уроках, зачастую провоцируя бунт против учебы в целом.
  • Высокая нагрузка. В стремлении дать чаду мощный старт в жизни, родители стараются объять необъятное, и определяют его на максимальное количество дополнительных занятий. Языковая школа, что-то с физмат уклоном и парочка спортивных секций делают свое дело, полностью выбивая ребенка из сил, в результате единственным желанием становится отдых.
  • Взаимоотношения с одноклассниками. Традиционным возрастом распределения социальных ролей в коллективе считается средняя школа, но на деле даже младшеклассник рискует стать изгоем, который подвергается ежедневным насмешкам. В таком случае нет ничего удивительного, если ребенок не хочет учиться в школе, ведь каждый поход туда – это серьезный стресс.
  • Режимные ограничения. За время каникул режим дня зачастую успевает кардинально перестроиться. Родители жалеют своего ученика, давая ему высыпаться до обеда, и необходимость ранних подъемов вызывает настоящий утренний бунт. По тем же причинам никогда не ходивший в садик ребенок в первом классе не хочет учиться, ведь для него просыпание в 7 часов утра совершенно непривычно.
  • Потеря мотивации. Бум отказа от учебы приходится на 6-8 классы, когда ребенок выходит из-под тотального родительского контроля, и уже не так остро нуждается в одобрении взрослых. Подростки отказываются учиться, апеллируя к тому, что эти знания не имеют практического приложения, и в жизни не пригодятся. Как правило, такой бунт самостоятельно проходит уже к 10-11 классу, когда ребенок осознает, что оценки – это не просто цифры, это еще и ЕГЭ, и хороший ВУЗ, и прибыльная профессия на всю жизнь.
  • Гиперактивность. Кипящий энергией карапуз, после начала школьного обучения вынужден обуздать свою активность, и смиренно сидеть на одном месте целый урок. Если ребенок еще и умненький, то схватив все на лету, он начинает откровенно скучать и шалить в оставшееся время. Такая проблема – частая причина того, что ребенок в 1 классе не хочет учиться, но по мере возрастания нагрузки к 3-4 классу, энергия направляется в мирное русло.
  • Стрессовые ситуации. В состоянии стресса способность к усвоению материала резко падает, и ребенок может просидеть над учебником несколько часов, так и не поняв ни фразы. Психологи отмечают, что сильное негативное влияние на психику детей оказывают напряженные отношения в семье, развод родителей, смерть близких или знакомых, переезд или смена места обучения.
  • Поблажливость учителей. На особое положение попадают призеры олимпиад, спортивных соревнований и прочие дети, часто пропускающие занятия из-за подготовки и выездных мероприятий. Также снисходительно педагоги иногда относятся к часто болеющим или детям своих коллег. Ребенок, привыкший получать завышенные оценки, перестает прикладывать усилия к обучению, так как не чувствует в этом необходимости.

Как видите, причин, почему современные дети не хотят учиться, достаточно. Идеальная ситуация для решения проблемы – устранить провоцирующий фактор или максимально нивелировать его влияние.

Но если наклонности ребенка или избыточную нагрузку выявить несложно, то разобраться в хитросплетениях отношений со сверстниками или учителями не всегда возможно, и тогда родителям остается просто помогать школьнику всеми возможными способами.

Советы психолога для детей, которые не хотят учиться

Спокойно смотреть, как успеваемость в общем-то неглупого сына или дочери стремительно катится вниз, под силу немногим родителям.

Пустить ситуацию на самотек психологически сложно, да и гарантий, что, коснувшись дна подросток одумается и возьмется за ум, никто не дает.

Поэтому психологи рекомендуют активно включаться в процесс как можно раньше, и действовать с оглядкой на возраст и характерологические особенности ребенка.

Что делать в младшей школе

Справиться с природной ленью первоклассника куда проще, чем пытаться преломить саботаж подростка. В этом возрасте детям еще важно чувствовать одобрение взрослых, быть заучкой еще не стыдно, а место на доске почета действительно почетно. Поэтому заметив, что малыш стал отлынивать от выполнения уроков, нужно всего лишь вовремя ему помочь:

  • Напоминайте о необходимых делах. Ребенок в этом возрасте неспособен удерживать в памяти огромное количество мелких дел, связанных со школой. Заигравшись, он ненарочно забывает написать расписание в дневнике или выучить стих. Не ругайте за забывчивость, терпеливо напоминайте о важных делах.
  • Помогите организоваться. Организационные способности есть далеко не у всех взрослых, а младшекласснику они и вовсе не свойственны. Напишите на листе бумаги и повесьте на стену порядок действий по возвращении из школы. Психологи рекомендуют дать ребенку 1,5-2 часовой перерыв, после чего приступать к выполнению домашнего задания. Если ребенок еще плохо читает, сделайте распорядок в виде рисунков, рядом с каждым из которых есть часы с временем начала. Такую же схему сделайте для собирания рюкзака, чтобы ребенок не забывал ластик или ножницы.
  • Не делайте уроки вместо него. Обязательно введите в обиход черновики для домашнего задания. Пусть ребенок делает все сам, имея возможность в любой момент обратиться к вам с вопросом. Старайтесь не давать ему прямой ответ, а лишь подталкивайте к пути решения. К примеру, посоветуйте прочитать правило на такой-то странице, или начните логические рассуждения, позволяя ребенку их закончить.
  • Помогайте в общих моментах. Подскажите, что вначале стоит делать сложные уроки, и расскажите, какие из предметов являются сложными. Ничего страшного, если вы поможете ребенку в таких заданиях для первоклашек, как разукрашивание или изготовление поделки, когда ребенок не успевает. Научитесь выделять главное, и поступайтесь в мелочах.
  • Не бойтесь перемен. Если в младшей школе вы заметили у ребенка явные математические способности, стоит подумать о переводе в специализированный класс или школу. Когда ребенок смышленый, но не хочет учиться из-за постоянного конфликта с учителем – это весомый довод в пользу перевода в другой класс, ведь малыши еще неплохо адаптируются в новом коллективе, а авторитарный несправедливый педагог плохо отразится на детском характере.

Ребенок не хочет учить буквы

Проблема легко решаема, достаточно скачать в компьютер или телефон обучающие игры. Веселая баба Яга, укравшая буквы, или пожирающие их гусеницы помогут малышу запомнить информацию лучше многочасовых сидений за столом.

Что делать в средней школе

Сложный для родителей и детей период, когда авторитет взрослых падает, а сознательность еще не сформирована.

Психологи говорят, что падение интереса к обучению в подростковом возрасте совершенно нормально, поскольку сейчас все психологические резервы сосредотачиваются на формировании личности.

В решении вопроса, как поступить если ребенок не хочет учиться, рекомендации психологов следующие:

  • Снизьте дополнительную нагрузку. Для подростка прогулка с друзьями или просмотр мастер-класса по макияжу в разы важнее любой физики, поэтому необходимо высвободить ему время. Сразу договоритесь, что музыкальную школу он бросает ради большего старания в обычной, и, если этого не произойдет, придется вернуться в нелюбимую музыкалку.
  • Купите магнитно-маркерную доску. Пусть ребенок выписывает туда все учебные планы сразу по приходу домой, потому что забыть проект, который сказали сдать до конца четверти, проще простого. По мере выполнения заданий вычеркивайте или вытирайте их, чтобы объем оставшейся работы был наглядно виден.
  • Дайте больше свободы. Не регламентируйте подростка, когда ему садиться за выполнение домашнего задания. Лучше условьтесь, что оно должно быть выполнено к определенному времени. Постарайтесь договориться, чтобы все, что задано на следующую неделю, ребенок выполнял на выходных, снижая нагрузку в течение рабочей недели.
  • Учитесь понимать. Если причиной того, что ребенок не хочет учиться, стал конфликт с одноклассниками или кем-то из педагогического состава, поговорите с классным руководителем или школьным психологом о возможностях урегулирования проблемы. При неудовлетворительных результатах обсудите с сыном или дочерью его желание перевестись в другой класс или школу. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно добираться в далеко расположенную школу, а если она будет со спец. уклоном, желание сменить коллектив станет дополнительной мотивацией к старательности.

В любом возрасте

Интенсивный умственный труд невозможен, если ребенок не высыпается и неправильно питается. Следите, чтобы продолжительность сна составляла не меньше 9 часов, в меню присутствовали сложные углеводы и йодсодержащие продукты.

Выпускной класс

Самая серьезная ситуация — если учеба саботируется перед выпуском, когда осталось сделать последний рывок. Небрежное отношение к занятиям в последний год способно перечеркнуть все усилия, приложенные в предыдущие 10 лет, и поставить крест на поступлении в желаемый ВУЗ. Чтобы этого не произошло, психологи рекомендуют действовать следующим образом:

  • Говорите с ребенком на равных. Он чувствует себя достаточно взрослым для принятия судьбоносных решений, поэтому оставьте назидательный тон и поговорите о его будущем. Объясните, что оценки и знания нужны в первую очередь ему, а не вам.
  • Находите компромисс. Исходя из выбранного жизненного пути отберите несколько предметов, которые имеют первостепенное значение, и договоритесь, что к этим урокам ребенок подойдет наиболее ответственно. Также определите, какая минимальная оценка должна быть по остальным предметам.
  • Разработайте систему поощрений. В каждой семье это будут свои, приятные для ребенка моменты – освобождение от уборки, покупка желаемой книги или поездка куда-то. Обратите внимание, что это не система наказаний, которые всегда воспринимаются с негативом.

Источник: http://vdvoem-s-toboi.ru/articles/semya/chto-delat-esli-rebenok-ne-khochet-uchitsya-sovety-psikhologa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.