Виды мотивации: различные классификации

Какие бывают виды мотивации?

Виды мотивации: различные классификации

Часто бывает, что у человека, который поставил себе цель, не хватает мотивации. И в некоторых моментах она просто крайне необходима, чтобы сделать больше, чем нужно, причем в самых разных вариациях. На эту тему мне и хотелось бы в этой статье поговорить. Виды мотивации довольно разнообразны и поэтому их классификация может осуществляться по разным признакам.

Основные виды мотивации

Виды мотивации в зависимости от формы создания:

Естественная мотивация – это мотивация приходит к человеку в силу каких-либо естественных обстоятельств. Например, человек долго гулял зимним вечером и очень сильно замерз и проголодался. Его мотивом будет необходимость побыстрее добраться до дома, где тепло и есть еда.

Искусственная мотивация – она создается специально для искусственного внушения. Это можно хорошо продемонстрировать на примере нашего телевидения. Нам постоянно пытаются внушить, что мы должны покупать и как делать. То прорекламируют чай для похудения чтобы мы его пошли и купили, то постоянно пытаются заставить взять ипотеку в сбербанке выгодными процентными ставками.

Сколько дурака не мотивируй, максимум, чего вы добьетесь — это мотивированный дурак.
Джим Рон

Внешняя мотивация – этот вид мотивации не связан с содержанием какой-либо пределенной деятель и создается за счет внешних обстоятельств. Очень часто внешние мотивы называют еще стимулами, т.к. их целью является стимулирование определенных действий или поведения субъекта.

Например, у твоего друга получилось создать пассивный доход в интернете в 30 000 рублей. Этот вид мотивации может послужить для тебя началом твоих действий по изучению дохода в интернете и вообще узнать, что такое пассивный доход.

В этом вопросе будет полезно для начала почитать для саморазвития книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», а потом уже браться за реальные действия.

Внутренняя мотивация – мотивация, которая не связана с внешними обстоятельствами, а с внутренними мотивами субъекта, которые называются побудительными мотивами или побуждениями.

Допустим, тебе не совсем нравиться, как выглядит твое тело и это побуждает тебя заняться таким направлением, как WorkOut.

Для новичков в этом деле нужна правильная программа отжиманий, который даст эффект уже в первые недели тренировок.

Виды мотивации в зависимости от качества стимулов:

Положительная мотивация – вид мотивации, основанный на положительных стимулах. Ее часто называют еще стимулированием, т.е.

созданием положительных стимулов для достижения определенной цели, таких как повышение эффективности, производительности или объемов продаж. Основными формами такого вида мотивации обычно являются различные премии, бонусы, надбавки, похвала и так далее.

Например, если объем продаж магазина составит более 3 000 000 рублей, то все сотрудники получат премию.

Отрицательная мотивация – такая мотивация основана на отрицательных стимулах. В данном случае действия негативной мотивации побуждают человека к деятельности, т.к. страх перед невыполнением обязательств послужит наказанием, а этого захочется избежать и приступить к определенным действиям. Форм негативной мотивации очень большое количество.

Это может быть и денежный штраф, а может быть лишение свободы или физическое наказание. Больше всего люби бояться остаться в социальной изоляции, когда после невыполнения задания человека игнорируется группой. Если рассматривать все виды мотивации, то это не совсем эффективный, потому что он стимулирует на очень короткий период времени.

Такая мотивация сильно действует на человека, если он уверен в неизбежности наказания.

Виды мотивации в зависимости от необходимости подкрепления:

Устойчивая мотивация – та, которая основана на нуждах самого человека и она не требует дополнительного подкрепления.

Неустойчивая мотивация – постоянно требует дополнительного подкрепления.

Кроме этого можно классифицировать мотивацию еще по нескольким признакам:

Материальная – это желание человека достичь какого-то определенного достатка или финансовой независимости.

Трудовая – это внутренняя мотивация человека, в основе которой лежат условия труда, содержание и организация трудового процесса.

Статусная – вид мотивации, который связан со стремлением получить более высокую должность или другой социальный статус.

Нет ничего более стимулирующего, чем когда всё идёт не так, как надо.
Шерлок Холмс

В этой статье я рассмотрел достаточно большое количество видом мотивации. Так же мы определили их классификацию и признаки различных видов. Могу сказать по себе, что наиболее эффективный вид мотивации – это внутренняя мотивация.

Если желание достичь поставленной цели или какого-либо статуса внутри тебя и горит постоянно, то здесь уже ничего не остановит. Все же остальные виды должны только дополнять и укреплять твою мотивацию. Всегда пытайся понять, что мотивирует тебя в жизни? На сколько эта мотивация сильна.

При неправильном выборе вида мотивации можно и не дойти до цели. Мотивируй себя всегда!

niksy.net

Источник: https://wiolife.ru/psihologiya/motivatsiya/kakie-byvayut-vidy-motivatsii

Виды мотивации

Для каждого из нас слово работа имеет свой особый эмоциональный окрас, поскольку для кого то это любимое дело всей жизни, а для кого то ненавистное место заработка материальных средств, для обеспечения собственной жизнедеятельности, поэтому некоторым работникам необходима мотивация.

Понятие и виды мотивации

Мотивация – это внутреннее побуждение к действию для достижения личных целей или же целей организации. Она призвана снизить напряжение, возникающее в ответ на потребность или желание что – то заполучить.

Потребность – истоки мотивов, нехватка чего либо, для нормальной жизнедеятельности. В наше время принято разделять несколько основных видов мотивации труда:

  • Материальная мотивация.
  • Нематериальная мотивация.

Каждая из этих категорий делиться ещё на несколько видов.

Виды нематериальной мотивации:

  • возможность карьерного роста;
  • возможность организации гибкого графика роботы;
  • наличие права голоса при принятии важных для предприятия решений.

Виды материальной мотивации:

  • прямая – премии, сдельная оплата труда, подарки;
  • косвенная – питание на предприятии, льготы при приобретении жилья, льготы на проезд.

Профессиональный труд призван удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, ведь помимо зарабатывания денег, человек стремится еще и наладить со всеми хорошие взаимоотношения, сформировать о себе хорошее мнение.

Виды мотивации в психологии

В психологии особое внимание уделяют мотивации, поскольку она позволяет оказывать влияние на деятельность других людей. Так называемая «искусственная мотивация» – это воздействие оказываемое другими людьми на вас с той или иной целью.

Основные виды мотивации:

Мотивация может быть «от чего либо» – негативная и «к чему»- позитивная.

Примером такой мотивации может послужить издавна известный всем приём «кнута и пряника», если ребёнок ослушался родителей, то его мотивация будет « от чего » основанная на негативных эмоциях и переживаниях вызванных возможными наказаниями.

В том случае если же он хорошо выполнил данное ему задание, то его мотивация будет «к чему» основанная на его положительных ожиданиях получения вознаграждения за свой труд.

В зависимости от источника к видам мотивации относятся также:

  • внешняя мотивация – побуждение к действию возникает как результат, каких то событий;
  • внутренняя мотивация – побуждение к действиям возникает не вследствие воздействия внешних факторов, а из за содержания самой деятельности.

В сфере менеджмента и управления персоналом выделают несколько видов теорий мотивации:

1. Содержательные теории мотивации. Они основываются на внутренних побуждениях человека к деятельности. Именно они наилучшим образом раскрывают взаимосвязь между возникновением потребности и путём её реализации. К таким теориям можно отнести:

  • иерархическая теория А.Маслоу;
  • теория трёх потребностей Д.Макклелланда;
  • теория двух факторов.

2. Процесуальные теории мотивации. В первую очередь направлены на исследование поведения человека в различных жизненных ситуациях. Особое внимание уделяют мотивации различных внешних факторов. К ним можно отнести:

  • теорию справедливости С. Аамса;
  • теорию ожидания В. Врума;
  • теорию мотивации Портера – Лоуера.

3. Теории «работника». В эту группу входят те теории, которые отображают специфическое виденье профессиональной деятельности каждого работника :

  • теория Джеймса Макгрегора;
  • теория Z.

Все вышеприведённые теории, так или иначе, доказывают, что мотивация придаёт деятельности человека определённую целенаправленность. Достижение поставленных целей обеспечивает личностное восстановление физического и социального равновесия и делает человека более уверенным в себе и успешным.

Психологические приемы убеждения в споре Убеждение других в своей правоте это и наука и искусство одновременно. Особенно если вы женщина и дело касается встреч с партнерами по работе. Как правильно вести спор, и какие эффективные приемы убеждения существуют сегодня? Читайте подробности далее.Как известно, первое впечатление самое правильное. И тем оно важнее для тех, кто впервые выступает на публике и перед важными людьми. Именно поэтому каждому важно уметь грамотно проводить самопрезентацию. Как это сделать – читайте далее.
Мы выбираем, нас выбирают… И пусть не всегда это совпадает, но между людьми всегда будут возникать те или иные отношения. В психологии они обозначены специальным термином – межличностная аттракция. Что в него входит, и какие правила нужно соблюдать, чтобы завоевать хорошее отношение окружающих? Читайте далее и все узнаете.Каждый человек, стоящий у руля компании является лидером и харизматичной личностью. Таким и горы по плечу и моря по колено. Но и у сильных людей бывают свои душевные слабости. Для того, чтобы успешно их решать и существует бизнес коучинг.

Источник: https://womanadvice.ru/vidy-motivacii

Понятия мотива и мотивации, классификация мотивов обучения

Понятия мотива и мотивации, классификация мотивов обучения

В деятельности и поведении человека имеется две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение деятельности и поведения связано с феноменом мотивации. Мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение конкретной цели.

Понятие “мотивация” следует отличать от понятия ”мотив”.

Обязательными составляющими мотивационной сферы человека считаются потребности и цели.

Потребностью называют состояние нужды человека в определённых условиях, которых ему не достаёт для нормального существования и развития.

Целью называют тот конкретно осознаваемый итог, на который в этот момент ориентировано действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Рассмотренные мотивационные образования (мотивы, потребности и цели) считаются главными составляющими мотивационной сферы человека.

Любая активность человека считается мотивированной, т. е. всякую активность направляют какие–либо мотивы, у любой деятельности имеется мотивация.

Мотивация учения, энтузиазм к учебному труду, познавательной деятельности, школьному предмету занимают ведущие места среди причин, характеризующих производительность дидактического процесса.

Мотивы учения – основные движущие силы дидактического процесса.

Как правило, учебная активность ребёнка побуждается не одним мотивом, а целой системой различных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, пребывают в определённом соотношении между собой. Не все мотивы имеют однообразное воздействие на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, остальные – второстепенные.

Классификация мотивов обучения

Есть различные подходы к классификации мотивов учебной деятельности подростков (Розенфельд Г., Хеннинг В., Божович Л. И. И др.).

Согласно классификации Божович Л. И., все мотивы могут быть разделены на две большие категории:

  1. мотивы, которые порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и действием учения, методами усвоения познаний;
  2. мотивы, которые лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны только с результатами учения и др.

Мотивы второй категории могут быть разнообразны: стремление отлично окончить школу, поступить в институт, хорошо зарабатывать в будущем, а так же – получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя, выделиться среди друзей, занять определённое положение в классе.

Важно отметить, что одним из основных критерий, обеспечивающих эффективность учебного процесса, считается высокий уровень развития категории именно познавательных мотивов учения. Основой познавательных мотивов учения считается познавательный энтузиазм, который лежит в основе позитивного отношения учащегося к школе.

Рассматривая энтузиазм с его содержательной стороны, Щукина Г. И. выделяет несколько значений:

  1. конкретный энтузиазм к фактам, интересным явлениям, которые фигурируют в информации (это элементарный уровень познавательного энтузиазма);
  2. энтузиазм к познанию существенных параметров предметов либо явлений, составляющих нередко невидимую их внутреннюю суть.
  3. энтузиазм к причинно – следственным связям, к раскрытию закономерностей, к установлению единых основ явлений, действующих в разных условиях.

В мотивации содержанием условно можно выделить три уровня:

  1. энтузиазм – занимательность;
  2. энтузиазм к фактам, правилам;
  3. энтузиазм к сути явлений, их происхождению.

В мотивации действием так же можно выделить три уровня:

  1. исполнительский;
  2. поисково-исполнительский;
  3. творческий (самому выдумывать задания по географии).

Познавательные мотивы учения (интерес к процессу, содержанию и методикам усвоения знаний) создаются в самом ходе активной учебной деятельности, а никак не предшествуют ей.

Любая активность проходит наиболее эффективно и даёт качественные итоги, если при этом у личности есть сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание делать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, негативные условия и остальные обстоятельства, упрямо продвигаясь к намеченной цели.

Всё это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идёт наиболее удачно, если у воспитанников сформировано позитивное отношение к учению, если у них имеется познавательный энтузиазм, потребность в получении познаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и остальные мотивы учения.

Стимулирующая роль всех мотивов обучения

Для того, чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется целый арсенал способов организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические способы, репродуктивные и поисковые способы, а также способы самостоятельной учебной работы.

Любой из способов организации учебно-познавательной деятельности в то же время обладает не только информативно – обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого способа обучения.

Наукой накоплен большой багаж способов, которые специально ориентированы на создание позитивных мотивов учения, инициируют познавательную активность, одновременно помогая обогащению подростков учебной информацией.

Функция стимулирования в данном случае как бы выходит на первый план, помогая осуществлению образовательной функции всех других способов.

Согласно последними данным повсеместно проводимых психологических исследований, главной движущей силой становления ребенка, позволяющей максимально полно использовать его возможности, считается мотивация.

Лишь мощный мотив способен помочь ребенку во время выполнения учебных заданий полностью отвлекаться от посторонних мыслей и полностью сконцентрироваться на исполняемой им труде. Поэтому от преподавателя потребуется практическое умение акцентировать на труде интерес всякого воспитанника из доверенной ему учебной группы.

Также ему нужно эффективно доводить собственный план до учеников, чтобы они имели возможность проникнуться возможностями исполнения устанавливаемой перед ними задачи и приложить для ее решения все собственные умения.

А для того, чтобы грамотно определить учебную задачу, одного только умения довести до сознания подростка ее значение и заинтриговать в достижении итога мало. Нужно представлять себе совместный масштаб образовательного курса, чтобы в конечном итоге получить необходимый итог и наладить контакт с учениками.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/ponyatiya_motiva_i_motivacii_klassifikaciya_motivov_obucheniya/

Мотивация и стимулирование работников

Мотивация и стимулирование работников

Одна из важнейших функций менеджера, руководителя любого ранга, это побуждение подчиненных ему работников к эффективному и результативному труду, для достижения целей организации. Для выполнения этой функции менеджер может воспользоваться механизмами мотивации и стимулирования.

В тоже время структура мотивов любого человека очень сложна, а выстроить действенную и сбалансированную систему стимулирования не так-то просто. Важно четко понимать, что такое мотив и стимул, чем они различаются, и каких принципов следует придерживаться в мотивации и стимулировании трудового коллектива.

В этой статье рассматриваются обозначенный выше круг вопросов.

Понятие мотива и мотивации

Как уже было сказано, на трудовую деятельность работника (то есть выполнение им определенных целесообразных операций, жестко фиксированных в пространстве и времени) можно воздействовать с помощью мотивации и стимулирования. Рассмотрим эти понятия более подробно и начнем с мотивации.

Мотив (от лат. «motivatio» – «движение») – осознанное внутреннее побуждение человека к какому-либо действию.

Мотивация – процесс побуждения человека к какой-либо деятельности, для достижения определенных целей.

Мотив и мотивация – разные понятия! Мотив – побуждение, мотивация – процесс побуждения.

Мотивацию изучают различные теории, которые можно разделить на две большие группы теорий мотивации:

1) Содержательные теории мотивации – в их основе лежит рассмотрение содержания потребностей человека, его целей (пирамида потребностей Маслоу, теория Альдерфера, двухфакторная теория Герцберга и т.д.). Про содержательные теории читаем здесь →

2) Процессуальные теории мотивации – изучают поведение индивида, что вызывает то или иное поведение, поддерживает его и прекращает (теория ожиданий Врума, теория мотивации Л. Портера-Э. Лоулера, и пр.). Про процессуальные теории читаем здесь →

Виды мотивов в трудовой деятельности и типы мотивации работников

Мотивы в трудовой деятельности работника многочисленны и разнообразны. Их всегда много. Вместе они образуют мотивационную структуру. Знание мотивационной структуры позволяет руководителю разработать и/или выбрать инструменты (стимулы) для внешнего воздействия на работника.

Мотивы можно классифицировать по разным критериям. Мотивы бывают:

  • биологические и духовные;
  • внешние и внутренние;
  • личностные и общественные;
  • кратковременные и устойчивые;
  • осознанные и неосознанные.

Виды мотивов в трудовой деятельности:

  • мотив стадности – потребность работника быть в коллективе, чувствовать принадлежность к чему-то общему;
  • мотив самостоятельности – стремление к инновациям, риску, новым видам деятельности;
  • мотив самоутверждения – выполнение сложной работы, которая под силу только высококвалифицированным работникам или занятие руководящей должности, дающей чувство значительности и важности;
  • мотив стабильности – предпочтение надежной работы, со стабильной зарплатой, социальными льготами и гарантиями;
  • мотив приобретения нового – выбор той работы, что может предоставить возможности расширения опыта, приобретения знаний, связей, карьерного роста и т.д.;
  • мотив состязательности – стремление к соперничеству с другими работниками за статус самого успешного, креативного, трудолюбивого, умного и т.д.

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 3.0 Unported (CC BY 3.0) license. Attribution: Cmapm on commons.wikimedia.org

Доска почета – один из инструментов нематериальной мотивации работников, взывающий к мотивам состязательности, самоутверждения, признания.

При этом можно выделить определенные типы мотивации работников.

Тип мотивации – устойчивая направленность работника на удовлетворение определенной группы потребностей.

Основные типы мотивации работников:

1. Ориентация на нематериальные ценности (общественная значимость труда, интерес к работе, саморазвитию).

2. Ориентация на материальные ценности (заработная плата, премии, льготы).

3. Сбалансированная мотивация (работник ориентируется на нематериальные ценности, но не забывает и про зарплату и льготы).

Управлять мотивацией работников, воздействовать на их мотивы – очень сложно. Более простой механизм воздействия на трудовой коллектив кроется в использовании стимулов.

Стимул, стимулирование и виды стимулов

Близким, но все-таки отличным от понятия мотива, является понятие стимула.

Стимул (от лат. « stimulus» – металлический наконечник шеста, которым погоняли быков) – внешнее воздействие на человека или группу людей, с целью побудить к какому-либо результату.

Важно понимать, что тогда как мотив – внутренняя побуждающая сила, стимул – всегда внешний побуждающий фактор. Все работники по-своему реагируют на одни и те же стимулы, в зависимости от своих интересов, возможностей, ожиданий, целей, мотивов. Эффект от воздействия стимула будет тем выше, чем больше он соответствует внутренним мотивам работника.

Стимулирование – процесс воздействия на работника, посредством факторов внешней среды, для повышения его трудовой активности.

Классификация основных видов стимулов для работников

Виды стимулов:

1. Материальные стимулы:

а) денежные:

  • заработная плата;
  • премии и надбавки;
  • компенсации и т.д.

б) неденежные (бенефиты – пакет социальных льгот):

  • путевки в санатории;
  • медицинская помощь и страхование;
  • оплата обучения;
  • предоставление служебного жилья;
  • оплата транспортных расходов.

2. Нематериальные стимулы:

а) социальные:

  • возможность карьерного роста;
  • престижность работы;
  • общение в коллективе.

б) моральные:

  • уважение за профессионализм;
  • почетные грамоты, дипломы и звания.

в) творческие:

  • возможность самореализации и саморазвития;
  • креативная и интересная работа.

Основные принципы стимулирования работников

Чтобы стимулирование было действенным и эффективным, руководитель должен придерживаться ряда определенных принципов стимулирования:

1. Доступность – стимулы должны применяться ко всем работникам, все должны иметь к ним доступ.

2. Постепенность – вознаграждение нужно увеличивать постепенно, плавно, чтобы работник не получил за раз неоправданно большую награду.

3. Ощутимость – стимул должен быть значим и ощутим для работника.

4. Сочетание материальных и нематериальных стимулов – нужно не только выдавать премии, но и хвалить работников за трудолюбие и профессионализм.

5. Минимизация разрыва между результатами труда и вознаграждением за него. Чем быстрее работник получит деньги за свой труд, тем лучше. Так он будет четко понимать взаимосвязь между своей работой и ее вознаграждением.

6. Политика кнута и пряника. Кроме стимулов, в ряде случаев уместно применять и антистимулы. Не только премии за перевыполнение плана, но и штрафы за его невыполнение.

Что интересно, стимулы не всегда работают. Бывает так, что несмотря на все усилия руководителя стимулировать сотрудников, эффект от его действий – нулевой. Вот лишь некоторые возможные причины того, почему стимулирование не работает:

1. Отсутствие мотивации. Если работник не мотивирован в достижении результата, никакие стимулы не заставят его работать быстрее и лучше.

2. Несоответствие стимула потребностям работника. Например, работник абсолютно не амбициозен и его не волнует, попадет он на доску почета или нет. В тоже время он был бы рад повышению заработной платы. Но руководитель говорит лишь о конкурсе на лучшего работника месяца и ни слова о премии…

3. Привыкание. Если премии выдаются часто и регулярно, работники скоро к ним привыкают. Премия уже не воспринимается как поощрение, а рассматривается как сама собой разумеющаяся доплата.

4. Непонятность системы стимулирования. Если работники четко не понимают, за какие показатели их стимулируют и как рассчитывается та же премия, толку от стимулирования будет мало. В коллективе начнется недовольство – все будут думать, что работают одинаково или больше чем коллеги, а получают меньше.

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности кратко

На трудовую деятельность работников влияет множество факторов. Это и климат, и условия работы (влажность в помещении, уровень освещенности, температура и пр.), и размер заработной платы, и отношения в коллективе и с начальством, и многое другое.

Трудовая деятельность – выполнение работниками предприятия определенных целесообразных операций, жестко фиксированных в пространстве и времени.

Эффективность трудовой деятельности работников определяется мотивацией и стимулированием.

Мотив – осознанное внутреннее побуждение человека к чему-либо.

Мотивация – процесс внутреннего побуждения к чему-либо.

Все теории мотивации делятся на 2 группы:
1) Содержательные – рассматривают потребностей человека (например, пирамида потребностей Маслоу).
2) Процессуальные – изучают поведение индивида (к примеру, теория ожиданий Врума).

Мотивы бывают: биологические и духовные, внешние и внутренние, личностные и общественные.

Стимул – внешнее воздействие на человека или группу людей, с целью побудить к какому-либо результату.

Стимулирование – процесс внешнего воздействия на работника с целью повышения его трудовой активности.

Виды стимулов:

1. Материальные стимулы:

а) денежные (зарплата, премии);

б) неденежные (путевки, служебное жилье, льготы).

2. Нематериальные стимулы:

а) социальные (карьерный рост, общение в коллективе);

б) моральные (уважение, почетные грамоты);

в) творческие (возможность самореализации, креативная работа).

Основные принципы стимулирования:

1. Доступность стимулов всем работникам.

2. Постепенность увеличения вознаграждения.

3. Ощутимость стимулов.

4. Сочетание материальных и нематериальных.

5. Минимизация разрыва между результатами труда и вознаграждением.

6. Политика кнута и пряника.

Грамотное стимулирование работников, при учете их мотивов, позволит руководителю достичь высокой эффективности работы трудового коллектива и их заинтересованности в достижении целей организации.

Скачать памятку шпаргалку по мотивации и стимулированию:

Галяутдинов Р.Р.

 © Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

Еще можно почитать:

Источник: http://galyautdinov.ru/post/motivaciya-i-stimulirovanie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.